Наглядное обучение на уроках истории
Оценка 4.7

Наглядное обучение на уроках истории

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
преподавание
Взрослым
17.11.2022
Наглядное обучение на уроках истории
Статья предназначена для учителей истории
статья Microsoft Word Document (2).docx

Наглядное обучение на уроках истории

Учитель истории и обществоведения

ГОУ «Свердловский лицей № 1»

Асеева Антонина Анатольевна

Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. С помощью наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Наглядные средства обучения конкретизируют исторические факты.

          Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей.

 Наглядные средства обучения эмоционально воздействуют на учащихся.

 Невозможно обойтись без наглядности при изучении культуры.

          Наглядное обучение развивает воображение, память и речь, поддерживает интерес к историческому прошлому.

          В обучении используются три группы наглядных средств: предметные, изобразительные, условно-графические.

          Группу вещественных исторических источников составляют  памятные места исторических событий, монументальные  исторические памятники, разнообразные предметы, которые хранятся в исторических, краеведческих, военно-исторических музеях. Именно  эти источники дают возможность учащимся почувствовать колорит эпохи, ощутить себя в роли исследователя.

          Изучение истории как науки начинается в 5-м классе и одним из первых уроков должен стать поход в краеведческий музей.

          Изобразительная наглядность предполагает использование исторических картин, портретов, карикатур, плакатов и др. в изучении истории.

          Работа с изобразительными источниками включает два аспекта: описание изображения и интерпретация изображения.

          Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

          Событийная картина отражает факты политической жизни, военной истории.   (А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», А. Кившенко «Иван III разрывает ханскую грамоту»).

 Содержание картины включается в рассказ, когда наступает изображенный на ней момент.

          Типологическая картина отражает исторические события или явления, типичные для изучаемой эпохи («Полюдье», «Гончарная мастерская»).

          Культурно-исторические картины знакомят учащихся с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили.

          Картины-портреты помогают представить образы исторических деятелей.

Какой же является последовательность работы с картиной на уроке? Методист В.Г. Карцов предложил следующие действия:

- учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда в ходе объяснения подходит к описанию изображенного на ней;

- дает учащимся время для восприятия образа в целом;

- начиная рассказ, указывает место и время события;

- после  общего описания обстановки, останавливается на главном;

- выявляет детали и элементы;

- по окончанию работы делает вывод, указывает существенные признаки явления.

 

          Одним из наглядных способов изучения истории является карикатура. Она доступна, художественно-выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. Поэтому карикатура легко воспринимается.

 Средством наглядности, всегда находящимся под рукой у ученика являются иллюстрации в учебнике. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока не должна остаться без внимания.

          Условно-графические пособия создают у школьников символические образы. Отражая количественные и качественные стороны исторического процесса, существенные признаки общественных явлений, тенденции их развития, играют существенную роль в усвоении причинно-следственных связей и понятий.

Таким образом, использование на уроках истории наглядных средств обучения способствует познавательной активности учащися,  развивает творческое мышление, обеспечивает восприятие исторических событий через «живое созерцание».


 

Наглядное обучение на уроках истории

Наглядное обучение на уроках истории

Работа с изобразительными источниками включает два аспекта: описание изображения и интерпретация изображения

Работа с изобразительными источниками включает два аспекта: описание изображения и интерпретация изображения

Одним из наглядных способов изучения истории является карикатура

Одним из наглядных способов изучения истории является карикатура
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2022