Наглядное обучение на уроках истории

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья предназначена для учителей истории
Иконка файла материала статья Microsoft Word Document (2).docx

Наглядное обучение на уроках истории

Учитель истории и обществоведения

ГОУ «Свердловский лицей № 1»

Асеева Антонина Анатольевна

Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. С помощью наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Наглядные средства обучения конкретизируют исторические факты.

          Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей.

 Наглядные средства обучения эмоционально воздействуют на учащихся.

 Невозможно обойтись без наглядности при изучении культуры.

          Наглядное обучение развивает воображение, память и речь, поддерживает интерес к историческому прошлому.

          В обучении используются три группы наглядных средств: предметные, изобразительные, условно-графические.

          Группу вещественных исторических источников составляют  памятные места исторических событий, монументальные  исторические памятники, разнообразные предметы, которые хранятся в исторических, краеведческих, военно-исторических музеях. Именно  эти источники дают возможность учащимся почувствовать колорит эпохи, ощутить себя в роли исследователя.

          Изучение истории как науки начинается в 5-м классе и одним из первых уроков должен стать поход в краеведческий музей.

          Изобразительная наглядность предполагает использование исторических картин, портретов, карикатур, плакатов и др. в изучении истории.

          Работа с изобразительными источниками включает два аспекта: описание изображения и интерпретация изображения.

          Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

          Событийная картина отражает факты политической жизни, военной истории.   (А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», А. Кившенко «Иван III разрывает ханскую грамоту»).

 Содержание картины включается в рассказ, когда наступает изображенный на ней момент.

          Типологическая картина отражает исторические события или явления, типичные для изучаемой эпохи («Полюдье», «Гончарная мастерская»).

          Культурно-исторические картины знакомят учащихся с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили.

          Картины-портреты помогают представить образы исторических деятелей.

Какой же является последовательность работы с картиной на уроке? Методист В.Г. Карцов предложил следующие действия:

- учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда в ходе объяснения подходит к описанию изображенного на ней;

- дает учащимся время для восприятия образа в целом;

- начиная рассказ, указывает место и время события;

- после  общего описания обстановки, останавливается на главном;

- выявляет детали и элементы;

- по окончанию работы делает вывод, указывает существенные признаки явления.

 

          Одним из наглядных способов изучения истории является карикатура. Она доступна, художественно-выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. Поэтому карикатура легко воспринимается.

 Средством наглядности, всегда находящимся под рукой у ученика являются иллюстрации в учебнике. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока не должна остаться без внимания.

          Условно-графические пособия создают у школьников символические образы. Отражая количественные и качественные стороны исторического процесса, существенные признаки общественных явлений, тенденции их развития, играют существенную роль в усвоении причинно-следственных связей и понятий.

Таким образом, использование на уроках истории наглядных средств обучения способствует познавательной активности учащися,  развивает творческое мышление, обеспечивает восприятие исторических событий через «живое созерцание».