Наглядное обучение на уроках истории
Учитель истории и обществоведения
ГОУ «Свердловский лицей № 1»
Асеева Антонина Анатольевна
Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. С помощью наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Наглядные средства обучения конкретизируют исторические факты.
Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей.
Наглядные средства обучения эмоционально воздействуют на учащихся.
Невозможно обойтись без наглядности при изучении культуры.
Наглядное обучение развивает воображение, память и речь, поддерживает интерес к историческому прошлому.
В обучении используются три группы наглядных средств: предметные, изобразительные, условно-графические.
Группу вещественных исторических источников составляют памятные места исторических событий, монументальные исторические памятники, разнообразные предметы, которые хранятся в исторических, краеведческих, военно-исторических музеях. Именно эти источники дают возможность учащимся почувствовать колорит эпохи, ощутить себя в роли исследователя.
Изучение истории как науки начинается в 5-м классе и одним из первых уроков должен стать поход в краеведческий музей.
Изобразительная наглядность предполагает использование исторических картин, портретов, карикатур, плакатов и др. в изучении истории.
Работа с изобразительными источниками включает два аспекта: описание изображения и интерпретация изображения.
Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.
Событийная картина отражает факты политической жизни, военной истории. (А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», А. Кившенко «Иван III разрывает ханскую грамоту»).
Содержание картины включается в рассказ, когда наступает изображенный на ней момент.
Типологическая картина отражает исторические события или явления, типичные для изучаемой эпохи («Полюдье», «Гончарная мастерская»).
Культурно-исторические картины знакомят учащихся с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили.
Картины-портреты помогают представить образы исторических деятелей.
Какой же является последовательность работы с картиной на уроке? Методист В.Г. Карцов предложил следующие действия:
- учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда в ходе объяснения подходит к описанию изображенного на ней;
- дает учащимся время для восприятия образа в целом;
- начиная рассказ, указывает место и время события;
- после общего описания обстановки, останавливается на главном;
- выявляет детали и элементы;
- по окончанию работы делает вывод, указывает существенные признаки явления.
Одним из наглядных способов изучения истории является карикатура. Она доступна, художественно-выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. Поэтому карикатура легко воспринимается.
Средством наглядности, всегда находящимся под рукой у ученика являются иллюстрации в учебнике. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока не должна остаться без внимания.
Условно-графические пособия создают у школьников символические образы. Отражая количественные и качественные стороны исторического процесса, существенные признаки общественных явлений, тенденции их развития, играют существенную роль в усвоении причинно-следственных связей и понятий.
Таким образом, использование на уроках истории наглядных средств обучения способствует познавательной активности учащися, развивает творческое мышление, обеспечивает восприятие исторических событий через «живое созерцание».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.