Статья "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории. Условия эффективности (из опыта работы)"
Оценка 4.6

Статья "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории. Условия эффективности (из опыта работы)"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
преподавание
Взрослым
17.11.2022
Статья "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории.  Условия эффективности (из опыта работы)"
Адресована учителям истории
Самостоятельная работа учащихся на уроках истории..docx

Самостоятельная работа учащихся на уроках истории.

Условия эффективности (из опыта работы)

Учитель истории и обществоведения

ГОУ «Свердловский лицей № 1»

Асеева Антонина Анатольевна

Самостоятельная работа учащихся будет эффективной и даст положительные результаты лишь при определенных условиях. Основные  из них  следующие:

- четкая, конкретная постановка заданий перед учащимися;

- характер заданий или вопросов и степень их сложности на различных этапах обучения должны меняться;

- задания для  самостоятельной  работы должны быть направлены на развитие мышления, познавательных способностей учащихся, необходима такая  организация  самостоятельной  работы на уроке, при которой учащиеся не только усваивают систему знаний, а и развивают свои творческие способности.

 Виды самостоятельной работы на уроках истории могут быть самыми разными.

 Так при изучении темы по истории России в 9-м классе «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов» можно предложить учащимся составить сравнительную таблицу программных документов Северного и Южного обществ. Критерии для сравнения может предложить учитель или выработать их вместе с учащимися. Итогом работы будет сравнительная таблица «Русской правды» П. И. Пестеля и « Конституции»  Н. М. Муравьёва.  Учащиеся смогут назвать общее и различное в этих программах и сделать выводы.

         С интересом на уроках истории учащиеся составляют схемы. На уроке «Английские колонии в Северной Америке» (Всеобщая история. 8 класс.) учащиеся могут самостоятельно составить схему «Управление колониями».

В 9-м классе при изучении темы по всеобщей истории «Меняющееся общество», изучая положение рабочих в 19 веке, можно использовать прием «Фишбоун».

В голове рыбы мы помещаем проблему – рабочий вопрос, верхние ребра – причины возникновения проблемы, нижние ребра – факты, иллюстрирующие проблему и в хвосте рыбы – возможные пути решения проблемы. Работая с текстом  учебника  ученики заполняют данную схему.

         Одним из главных условий самостоятельной работы учащихся является доступность.

         Задания, построенные на большом объеме материала, изучение которого требует много времени, или на материале, из которого ученик не может  выделить главного не дают положительных результатов. Поэтому такие задания выполняются механически, без интереса.

         Механически выполняются и слишком лёгкие задания, без особого умственного напряжения. Такие задания так же не развивают познавательных способностей, стремления самостоятельно решить какой – либо вопрос.

 Для успешного выполнения самостоятельной работы учащимся необходимо показать образец выполнения задания.

         Руководя самостоятельной работой учащихся, учитель должен помогать ученикам, но не опекать. Направлять их на активную познавательную деятельность, учить учащихся учиться. Важно, чтобы обязательным для каждого учителя стало правило: « Не делай за учеников  то, что они могут сделать сами».

 Результаты  самостоятельной  работы учащихся нужно проверять сразу после выполнения  задания, при  необходимости учитель корректирует работу учеников. При проверке самостоятельной работы учащиеся презентуют свои результаты, из нескольких представленных вариантов можно обратить внимание  на наиболее точный и правильный вариант.

         Планируя вопросы и задания для  самостоятельной  работы учитель должен  учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

         Практика показала, что систематичность и последовательность использования самостоятельной работы на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, раскрывает их творческие способности и формирует интерес к предмету.


 

Самостоятельная работа учащихся на уроках истории

Самостоятельная работа учащихся на уроках истории

В 9-м классе при изучении темы по всеобщей истории «Меняющееся общество», изучая положение рабочих в 19 веке, можно использовать прием «Фишбоун»

В 9-м классе при изучении темы по всеобщей истории «Меняющееся общество», изучая положение рабочих в 19 веке, можно использовать прием «Фишбоун»

Планируя вопросы и задания для самостоятельной работы учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся

Планируя вопросы и задания для самостоятельной работы учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2022