Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»
ГБОУ «СОШ №26 с.п. Зязиков-Юрт»
СОГЛАСОВАНО: зам. директора по ВР _________________ А.Н.Газдиев «___» ___________________ 2021 г. |
УТВЕРЖДЕНО: директор ГБОУ СОШ № 26 ____________ М.М.Мержоева «___» _________________2021 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности:
«Программирование в среде Python»
для обучающихся 7-х классов
на 2021 - 2022 учебный год
|
Составитель: Горбаков Г.А, педагог доп.образования
|
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности "Программирование в среде Python" для 7 классов рассчитана на 340 часов из расчета 10 часов в неделю, 34 недели в год. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утверждѐнным Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №), на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, Образовательной программы основного общего образования ГБОУ «СОШ №26 с.п. Зязиков-Юрт».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Точка роста» «Программирование в среде Python» составлена на основе учебно-методического пособия Д.П. Кириенко «Основы языка программирования Python», М.:, Бином, 2014 г.,
Программа ориентирована на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области программирования. Данный курс является логическим продолжением курса программирования, который изучается в основной школе (7-е классы).
Курс введен в организационный раздел ООП СОО в части плана внеурочной деятельности ООО, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления в форме кружка.
Занятия кружка будут проводиться на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», созданного в целях развития и реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей, формирования социальной культуры, проектной деятельности, направленной не только на расширение познавательных интересов школьников, но и на стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности обучающихся.
Цель: формирование интереса обучающихся к изучению профессии программиста и получения и развития у них базовых навыков программирования через освоение языка Python.
- сформировать у обучающихся алгоритмическую культуру;
- обучить структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных;
- выработать навыки алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте; освоение всевозможных методов решения задач;
- развивать алгоритмическое мышление учащихся;
- формировать навыки грамотной разработки программ.
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
- систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения
информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
- понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- владение опытом построения и использования компьютерно- математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Тема 1. Техника безопасности. Организация рабочего места.
Инструктаж, содержащий правила техники безопасного обращения с электроприборами в общем и компьютерами в частности, а также правила безопасного поведения в компьютерном классе и отработка действий учащихся при возникновении возможных чрезвычайных ситуаций.
Тема 2. Алгоритмизация.
Знакомство с понятием «алгоритм», основными алгоритмическими конструкциями, правилами их составления, изображение алгоритмов в виде блок-схем. Знакомство с языком программирования «Python», его особенностями, интерфейсом, операторами ввода и вывода информации.
Тема 3. Арифметические выражения и операции.
Изучение способов и правил использования основных арифметических выражений и операций в языке программирования при создании программ, решение простых математических задач с использованием линейных алгоритмов.
Тема 4. Условия и циклы.
Знакомство с полным и неполным ветвлением, циклическими конструкциями и их параметрами. Изучение способов применения данных конструкций для решения
математических задач, в которых требуется использовать операции ветвления и циклов (решение квадратных уравнений, нахождение факториала числа, решение задач на нахождение суммы и произведения чисел в арифметической и геометрической прогрессиях т. д.).
Тема 5. Функции.
Изучения «встроенных» в язык программирования функций и созданных самостоятельно для решения прикладных и математических задач программирования.
Тема 6. Массивы.
Знакомство с понятием «массив». Изучение одномерных и многомерных массивов, ситуаций, когда их использование целесообразно. Разбор и решение задач, для решения которых необходимо использование массивов.
Тема 7. Обработка потока данных.
Составление алгоритмов для организации обработки потоков данных. Решение типовых задач с дальнейшим стремлением к созданию собственного программного продукта.
Программа предполагает сочетание теоретических занятий и практических работ:
- рассказ,
- беседа,
- демонстрация видеоматериалов,
- практические занятия за компьютерами, Методы работы:
- частично-поисковые,
- эвристические,
- исследовательские,
- тренинги.
Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала может осуществляться с использованием активных методов обучения.
- индивидуальная;
- групповая;
- парная.
Планируемые результаты освоения курса
Выпускник научится:
· составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
· выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
· определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
· определять результат выполнения заданного алгоритма(программы) или его
фрагмента;
· использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
· выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
· составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
· использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
· анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
· использовать логические значения, операции и выражения с ними;
· записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
· познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
· создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
· познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
· познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
· познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде
Календарно-тематический план
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1. |
Знакомство с языком Python. Общие сведения о языке Python. |
2 |
|
|
2. |
Введение с среду программирования |
2 |
|
|
3. |
Введение с среду программирования |
2 |
|
|
4. |
Установка Python (версия 3) |
2 |
|
|
5. |
Установка интерпретатора (PyCharm) |
2 |
|
|
6. |
Запуск Python. Команды для запуска |
2 |
|
|
7. |
Запуск Python через командную строку. С помощью PyCharm. |
2 |
|
|
8. |
Первая команда (код) |
2 |
|
|
9. |
Режимы работы. Тест «Знакомство с языком Python» |
2 |
|
|
10. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
11. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
12. |
Переменные и выражения. Переменные |
2 |
|
|
13. |
Переменные |
2 |
|
|
14. |
Переменные |
2 |
|
|
15. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
16. |
Выражения |
2 |
|
|
17. |
Выражения |
2 |
|
|
18. |
Выражения |
2 |
|
|
19. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
20. |
Ввод и вывод |
2 |
|
|
21. |
Ввод и вывод |
2 |
|
|
22. |
Ввод и вывод |
2 |
|
|
23. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
24. |
Задачи на элементарные действия с числами. Тест «Выражения и операции» |
2 |
|
|
25. |
Задачи на элементарные действия с числами. Тест «Выражения и операции» |
2 |
|
|
26. |
Задачи на элементарные действия с числами. Тест «Выражения и операции» |
2 |
|
|
27. |
Задачи на элементарные действия с числами. Тест «Выражения и операции» |
2 |
|
|
28. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
29. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
30. |
Условные предложения. Логические выражения и операторы |
2 |
|
|
31. |
Логические выражения и операторы |
2 |
|
|
32. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
33. |
Условные операторы: if, elif, else |
2 |
|
|
34. |
Условные операторы: if, elif, else |
2 |
|
|
35. |
Условные операторы: if, elif, else |
2 |
|
|
36. |
Условные операторы: if, elif, else |
2 |
|
|
37. |
Задачи на условные операторы: if, elif, else |
2 |
|
|
38. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
39. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
40. |
Множественное ветвление |
2 |
|
|
41. |
Множественное ветвление |
2 |
|
|
42. |
Множественное ветвление |
2 |
|
|
43. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
44. |
Реализация ветвления в языке Python. |
2 |
|
|
45. |
Реализация ветвления в языке Python |
2 |
|
|
46. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
47. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
48. |
Самостоятельная работа «Условные операторы» |
2 |
|
|
49. |
Зачетная работа «Составление программ с ветвлением». |
2 |
|
|
50. |
Тест «Условные операторы» |
2 |
|
|
51. |
Циклы. Оператор цикла с условием |
2 |
|
|
52. |
Оператор цикла с условием |
2 |
|
|
53. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
54. |
Оператор цикла for |
2 |
|
|
55. |
Оператор цикла for |
2 |
|
|
56. |
Оператор цикла for |
2 |
|
|
57. |
Оператор цикла for |
2 |
|
|
58. |
Оператор цикла for |
2 |
|
|
59. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
60. |
Вложенные циклы |
2 |
|
|
61. |
Вложенные циклы |
2 |
|
|
62. |
Вложенные циклы |
2 |
|
|
63. |
Вложенные циклы |
2 |
|
|
64. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
65. |
Случайные числа |
2 |
|
|
66. |
Случайные числа |
2 |
|
|
67. |
Случайные числа |
2 |
|
|
68. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
69. |
Примеры решения задач с циклом. |
2 |
|
|
70. |
Примеры решения задач с циклом. |
2 |
|
|
71. |
Примеры решения задач с циклом. |
2 |
|
|
72. |
Примеры решения задач с циклом. |
2 |
|
|
73. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
74. |
Самостоятельная работа «Составление программ с циклом» |
2 |
|
|
75. |
Тест «Циклы». |
2 |
|
|
76. |
Функции. Создание функций |
2 |
|
|
77. |
Создание функций |
2 |
|
|
78. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
Локальные переменные |
2 |
|
|
|
80. |
Локальные переменные |
2 |
|
|
81. |
Локальные переменные |
2 |
|
|
82. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
83. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
84. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
85. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
86. |
Примеры решения задач с использованием функций. |
2 |
|
|
87. |
Примеры решения задач с использованием функций |
2 |
|
|
88. |
Примеры решения задач с использованием функций |
2 |
|
|
89. |
Примеры решения задач с использованием функций |
2 |
|
|
90. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
91. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
92. |
Самостоятельная работа «Функции» |
2 |
|
|
93. |
Рекурсивные функции. |
2 |
|
|
94. |
Рекурсивные функции. |
2 |
|
|
95. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
96. |
Тест «Функции» |
2 |
|
|
97. |
Строки - последовательности символов. Строки |
2 |
|
|
98. |
Строки |
2 |
|
|
99. |
Строки |
2 |
|
|
100. |
Строки |
2 |
|
|
101. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
102. |
Срезы строк |
2 |
|
|
103. |
Срезы строк |
2 |
|
|
104. |
Срезы строк |
2 |
|
|
105. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
106. |
Примеры решения задач со строками |
2 |
|
|
107. |
Примеры решения задач со строками |
2 |
|
|
108. |
Примеры решения задач со строками |
2 |
|
|
109. |
Примеры решения задач со строками |
2 |
|
|
110. |
Примеры решения задач со строками |
2 |
|
|
111. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
112. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
113. |
Сложные типы данных. Списки. |
2 |
|
|
114. |
Списки. |
2 |
|
|
115. |
Списки. |
2 |
|
|
116. |
Списки. |
2 |
|
|
117. |
Списки. |
2 |
|
|
118. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
119. |
Срезы списков |
2 |
|
|
120. |
Срезы списков |
2 |
|
|
121. |
Срезы списков |
2 |
|
|
122. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
123. |
Списки: примеры решения задач |
2 |
|
|
124. |
Списки: примеры решения задач |
2 |
|
|
125. |
Списки: примеры решения задач |
2 |
|
|
126. |
Списки: примеры решения задач |
2 |
|
|
127. |
Списки: примеры решения задач |
2 |
|
|
128. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
129. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
130. |
Матрицы. |
2 |
|
|
131. |
Матрицы. |
2 |
|
|
132. |
Матрицы. |
2 |
|
|
133. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
134. |
Тест «Списки» |
2 |
|
|
135. |
Кортежи |
2 |
|
|
136. |
Кортежи |
2 |
|
|
137. |
Кортежи |
2 |
|
|
138. |
Кортежи |
2 |
|
|
139. |
Кортежи |
2 |
|
|
140. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
141. |
Введение в словари |
2 |
|
|
142. |
Введение в словари |
2 |
|
|
143. |
Введение в словари |
2 |
|
|
144. |
Введение в словари |
2 |
|
|
145. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
146. |
Множества в языке Python |
2 |
|
|
147. |
Множества в языке Python |
2 |
|
|
148. |
Множества в языке Python |
2 |
|
|
149. |
Множества в языке Python |
2 |
|
|
150. |
Множества в языке Python |
2 |
|
|
151. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
152. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
153. |
Стиль программирования и отладка программ. Стиль программирования |
2 |
|
|
154. |
Стиль программирования |
2 |
|
|
155. |
Стиль программирования |
2 |
|
|
156. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
157. |
Отладка программ |
2 |
|
|
158. |
Отладка программ |
2 |
|
|
159. |
Отладка программ |
2 |
|
|
160. |
Отладка программ |
2 |
|
|
161. |
Решение задач в среде программирования Python |
2 |
|
|
162. |
Решение задач в среде программирования Python |
2 |
|
|
163. |
Решение задач в среде программирования Python |
2 |
|
|
164. |
Решение задач в среде программирования Python |
2 |
|
|
165. |
Решение задач в среде программирования Python |
2 |
|
|
166. |
Решение задач в среде программирования Python |
2 |
|
|
167. |
Решение задач в среде программирования Python |
2 |
|
|
168. |
Решение задач на сайте stepik.org |
2 |
|
|
169. |
Зачет по курсу «Программирование на языке Python» |
2 |
|
|
170. |
Резерв. Итоговый урок |
2 |
|
|
|
Итого |
340 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.