Федосова Н. А.
Подготовка к школе
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Если до поступления в школу малыши играли, знакомились с окружающей их природой, лепили, пели, слушали и рассказывали сами стихотворения, сказки, то перед школой система развития, предлагаемая родителям и воспитателям, резко начинает меняться. В ее содержание включаются элементы школьного обучения. Чаще всего детей учат читать и считать. Это связано с тем, что школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ученик первого класса должен научиться четко и грамотно говорить, читать, писать, считать и т. д. Кроме того, и это не менее важно, ребенок, пришедший в школу, должен быть готов к новым формам общения. У него должны быть развиты психические, ориентированные действия мотивационной сферы, где любознательность выступает как основа познавательной активности. Он должен владеть элементарными навыками здорового образа жизни.
Эти требования заставляют родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждения искать разные формы подготовки детей к школе.
Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. Но в то же время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы.
При разработке программы подготовки к школе валено подобрать специальные технологии, выделить унифицированные методики, определить критерии подбора содержания, что соответствовало бы возрастным и индивидуальным возможностям детей дошкольного возраста и исключало школьный материал учебников для первого класса.
В современных условиях наблюдается тенденция к гуманизации и гуманитаризации системы образования, широкой вариативности действующих программ развития, воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время создано большое количество программ для детей дошкольного возраста: «Истоки», «Развитие», «Детство», «Из детства — в отрочество», «Радуга», «Сообщество», «Кроха» и др., которые используются в системе дошкольного образовательного учреждения и успешно справляются с подготовкой детей к школе.
Но не все дети посещают дошкольные образовательные учреждения, и их цифра достаточно высока, около 30% остаются дома с родителями. Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Иногда это ведет к нарушению психического и соматического развития детей.
Для них и предназначена программа «Преемственность», которая подготовлена лучшими специалистами дошкольного и начального образования.
Занятия могут вести как учителя начальных классов, так и воспитатели дошкольных образовательных учреждений, прошедшие предварительную подготовку (или предварительные курсы) по программе «Преемственность.
Подготовка к школе».
Серия «Преемственность» издается с 2000 года.
В 1997 году, 2001 году, 2005 году проходила экспертизу и имела гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации»
С 22.01.97 года рекомендована «Органам управления образованием субъектов Российской Федерации» Минобразованием России — Письмо № 990/14-15 от 22.01.97 года «О подготовке детей к школе, при организации занятий на базе общеобразовательных учреждений».
ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ!
ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ВЫ ВЫБРАЛИ
НАШУ ПРОГРАММУ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»
Состояние проблемы преемственности
дошкольного и начального образования
Если дошкольное образовательное учреждение дети могут не посещать, то школу, согласно Закону РФ «Об образовании», должны посещать все достигнувшие 6,5—7 лет.
Школа претерпевает радикальные изменения. В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании». Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;
— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
— развития творческих способностей у детей;
— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
— развития и укрепления здоровья личности;
— развития духовно-нравственных убеждений личности;
— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
— создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
— организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей 5—6летнего возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инвариантна. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Организация перехода от дошкольного образования
к обучению в начальной школе
В предлагаемой концепции программы «Преемственность» ведется подготовка детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, но, как показывает практика, предложенные технологии и содержание могут быть успешно использованы в дошкольном образовательном учреждении для занятий при подготовке детей к школе.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно ориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель может быть реализована в семье, в мини-садах, в группах кратковременного пребывания, в образовательных заведениях типа «начальная школа — детский сад».
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигается:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Основными задачами подготовки к обучению являются:
— охрана и укрепление здоровья;
— развитие психических функций и качеств личности;
— обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучению в школе.
Содержание подготовки детей к обучению построено на интегрированной основе.
В основе интеграции лежат следующие принципы:
— интеграция всех видов искусства и разных видов художественнотворческой деятельности (игровой, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной) с целью воспитания восприятия и познания образа, представленного средствами выразительности разных видов искусства, и развития умения осознавать прекрасное, творчески мыслить;
— взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему наглядно-образный характер познания;
— широкое включение искусства и произведений детского творчества в жизнь ребенка и окружающую его среду;
— частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода перегрузок.
Содержание перехода от дошкольного образования
к обучению в начальной школе
Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Условность обозначена подготовкой ребенка к названию школьных предметов.
Подготовка к обучению включает следующие разделы: «физическое воспитание», «Экологическое воспитание», «Эстетическое воспитание», «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Конструирование и ручной труд».
Раздел «Физическое воспитание» отражен в программах «Физическое воспитание» и «Тонизирующая гимнастика». Целью программы «Физическое воспитание» является поэтапное достижение физического совершенствования детей, свойственного каждому возрастному периоду, их оздоровление. В возрасте 5—6 лет у детей имеется определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности. В соответствии с целью физкультурного образования дошкольников формулируются соответствующие задачи: формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах; совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, формирование умений их вариативного использования в игровой и соревновательной деятельности, в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями; расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и упражнений и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью; совершенствование навыков и умений в выполнении физических упражнений, связанных с укреплением здоровья и формированием правильной осанки; расширение функциональных возможностей систем организма и повышение адаптивных его свойств посредством направленного развития основных физических качеств и способностей; формирование практических умений и навыков по использованию подвижных игр и элементов соревнования в оздоровительных формах организации физической культуры.
Программа «Тонизирующая гимнастика» обеспечивает всестороннее гармоническое развитие ребенка. Программа содержит материал по ритмической гимнастике, лечебной физкультуре, психокоррекции.
Раздел «Экологическое воспитание» представлен программой «Зеленая тропинка».
Программа «Зеленая тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной игровой форме.
Раздел «Эстетическое воспитание» представлен программами «Волшебная красота окружающего мира», «Родной дом», «Музыка», «Театральное искусство».
Программа «Волшебная красота окружающего мира» направлена на познание мира искусства и культуры, включая искусство своего народа, на формирование личности ребенка. Курс способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.
Программа «Родной дом» готовит детей к освоению этнокультурных знаний, к восприятию нравственных и эстетических ценностей традиционной отечественной культуры.
Программа «Музыка» ставит своей целью формирование музыкальной культуры, которая является важной частью духовной культуры человека.
Программа «Театральное искусство» направлена на развитие умений общения со сверстниками, на развитие творческой индивидуальности личности.
Программа содержит театрализованные игры и упражнения, театрализованные представления, упражнения на пластику и пантомиму.
Раздел «Речевое развитие» состоит из двух программ: «От слова к букве» и «Риторика для маленьких».
Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: на создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическую подготовку детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы по сравнению с уже существующими является осуществление интеграции, тесно взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Программа «Риторика для маленьких» ставит своей целью пробудить желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной, тем самым создавая основу для навыков культуры речи.
Раздел «Развитие математических способностей» представлен программой «Математические ступеньки».
В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
Раздел «Конструирование и ручной труд» раскрыт в двух программах: «Конструирование» и «Обслуживающий труд».
Программа «Конструирование» готовит детей к восприятию различных конструкций предметов; знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, с правилами безопасной работы ручными инструментами. Важнейшими задачами программы являются развитие творческих способностей детей, обучение их аналитическим действиям, привитие навыка культуры труда.
Программа «Обслуживающий труд» закладывает основы самостоятельного обслуживания ребенком самого себя, воспитывает чувства взаимопонимания, ответственности, добросовестности.
Концепция предполагает повторную подготовку к обучению детей, которые не пошли в школу с 5,5—6 лет.
Для этих детей разработано содержание занятий (программа «Скоро в школу»), в значительной степени учитывающих недостатки первого года подготовки к обучению и содержащих материал по развитию речи, конструированию, вычислительным навыкам, изобразительному искусству. Усвоение предложенного материала не является самоцелью. Важной является деятельность, посредством которой будущий ученик знакомится с правилами общения со взрослыми и сверстниками в новых для него условиях.
Вся основная деятельность на подготовительной ступени направлена на развитие ребенка, что дает возможность заканчивающему подготовку к обучению поступить в любой тип образовательного учреждения (традиционная начальная школа, начальная школа с альтернативными системами обучения, гимназия).
Таким образом, к первостепенным задачам дошкольного образования относится развитие: эмоционально-волевой и познавательной сфер, психических функций, коммуникативных навыков, умений действовать по правилам.
Реализация данных задач позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность.
Таким образом, целью подготовки детей к школе является не столько овладение конкретными знаниями, сколько создание предпосылок к школьному обучению.
Основаниями преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: развитие потенциальных возможностей ребенка, обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности, учет «зоны ближайшего развития», создание условий для включения ребенка в социальные формы общения.
Организация занятий подготовки к обучению
в школе
Структура дошкольного образования: подготовка к обучению в школе. Возраст 5 лет. Продолжительность — 1 год. Повторная подготовка — Скоро в школу. Возраст 6 лет. Продолжительность — 1 год.
Подготовкадетей к школе начинается с 1 октября и длится до 15 мая.
Концепцией предусмотрено несколько вариантов организации подготовки к обучению.
На базе дошкольных и школьных образовательных учреждений:
1-й вариант — для детей, не охваченных дошкольным образованием, организуют группы кратковременного пребывания;
2-й вариант — для детей, посещающих образовательные учреждения дошкольного и младшего школьного возраста.
Занятия ведут педагоги, прошедшие предварительную подготовку к работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В семье:
1-й вариант — семейный детский сад;
2-й вариант — домашняя подготовка, которую проводят родители или гувернеры, прошедшие подготовку или получившие специальные консультации.
Занятия проводят как индивидуально, так и с группой детей.
Продолжительность занятий 20 минут с 5—10-минутными перерывами.
Примерное количество занятий в неделю
Название раздела |
Число занятий |
«Физическое воспитание» |
2 |
«Экологическое воспитание» |
2 |
«Эстетическое воспитание» |
2 |
«Речевое развитие» |
2 |
«Развитие математических способностей» |
2 |
Конструирование и ручной труд» |
2 |
Всего: |
12 |
Занятия проводятся 3—4 раза в неделю. Занятия проводятся с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе «Преемственность».
Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.
Готовностьк обучению в школе
К концу подготовительного периода у детей, как считают психологи[1], должна быть сформирована психологическая, физиологическая и социальная готовность к обучению в школе.
Физиологическая готовность к школе выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья детей. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями. В основе критериев лежит способность ребенка переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, интеллектуального и физического напряжения, т. е. ослабленные дети.
Социальная готовность к обучению в школе определяется готовностью ребенка к новым формам общения с окружающим миром. Развитие этой готовности, как считают психологи, связано с возрастным кризисом 6—7 лет. Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Он переживает переходную ступень: он уже не дошкольник, но еще и не школьник.
Л. С. Выготский считал, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется прежде всего как утрата детской непосредственности. Л. С. Выготский предполагал, что такая потеря непосредственности есть следствие начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Дифференциация становится возможной лишь тогда, когда возникает обобщение своих переживаний. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т. е. поведение и деятельность, представляют собой нечто целое. Переживания ребенка сиюминутны, они существуют как отдельные моменты жизни и являются относительно скоропреходящими. Ребенок начинает манерничать, кривляться, капризничать. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное: ребенок строит из себя шута. В б—7-летнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я голоден», «я сердит», «я добрый», «я злой» и т. д. 6—7-летний открывает сам факт своих переживаний. Отсюда возникают некоторые особенности, характеризующие кризис 6—7 лет.
Переживания приобретают смысл, благодаря которым у ребенка возникает новое отношение к себе.
Рассмотрев кризис 6—7 лет, можно сделать следующий вывод: за внешними проявлениями — кривляньем, манерничаньем, капризами, которые наблюдаются в этом возрасте, — лежит потеря ребенком непосредственности; потеря непосредственности есть следствие начинающейся дифференциации внутренней и внешней жизни; дифференциация возможна тогда, когда возникает обобщение переживаний; на основе такого обобщения у ребенка впервые появляется самооценка, ребенок вступает в новый период жизни, в котором начинают формироваться первые моменты самосознания. Одной из причин формирования самосознания является изменение отношения к среде.
Появление кризиса в 6—7 лет говорит о возникновении социальной готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка происходит формирование его внутренней социальной позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется: общим уровнем психического развития ребенка и уровнем развития важных в учебном плане качеств.
Сформированность личностной и социально-психологической готовности ребенка к школе предполагает наличие новой «внутренней позиции школьника». Социальная подготовка к школе должна быть направлена на развитие качеств общения со сверстниками и взрослыми в новых условиях. Целью подготовки детей к школе является не создание каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению. Л. С. Выготский подчеркивал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития психических, ориентированных действий, в уровне развития мотивационной сферы.
Целью подготовки к обучению, в предлагаемой концепции, является всестороннее развитие детей 5-летнего возраста, позволяющее им успешно овладеть школьной программой.
Подготовка к школе нацелена на охрану психического и соматического здоровья детей, на устранение разноуровневой подготовки к школе, исключение дублирования школьной программы.
Переход от дошкольного к школьному возрасту определяет смену ведущей деятельности. Закономерности движения от игры к учебе определяются основными новообразованиями, которые возникают при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
Переход в начальную школу
Начальное школьное образование имеет свои характерные особенности, отличающие его от последующих этапов образования: в начальной школе начинается первоначальное формирование учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации; происходит становление самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности — учебной; закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и углубляются в основной школе.
Начальное образование является базой всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям.
В связи с этим перед начальной школой стоят следующие задачи:
— научить приемам учебной деятельности;
— развить интеллектуальные, духовные и физические задатки;
— сформировать познавательные процессы;
— помочь реализовывать интересы и склонности;
— выработать личные нравственные убеждения;
— сформировать бережное и заботливое отношение к окружающей среде;
— сформировать навыки общественного поведения;
— сформировать стремление брать на себя ответственность;
— научить пониманию, знанию и приемам деятельности в коллективе;
— воспитать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
— создать условия для успешного перехода в основную общеобразовательную школу;
— создать условия для развития у обучаемых независимого творческого мышления;
— создать условия для развития учеников, обладающих разными способностями и возможностями.
Н. А. Федосова
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — С. 624.
БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М., 1992. — С. 127.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
Выготский Л. С. Детская психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 243—387.
Выготский Л. С. Лекции по психологии: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Педагогика, 1984. — С. 362—465.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. Ф. Петровского.
— М.: Просвещение, 1973.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — С. 240.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — С. 223.
ЗагвязинскийВ. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988. — С. 190.
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003. — С. 464.
Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес, 2000.
Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
По д л асы й И. П. Педагогика начальной школы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. — М.: Народное образование, 2002.
Совещание работников образования г. Москвы «О городской целенаправленной программе «Модернизация московского образования (Столичное образование — 3)». — М.: Центр «Школьная книга», 2002.
Кривошеев В. Ф., Иванов А. И., Федосова Н. А. Концепция новой общеобразовательной средней школы. — М.: ИОО Минобразования РФ,
1997.
Теория и практика реализации преемственности до- школьного, начального и основного образования / Сост. Н. А. Федосова, 3. Ф. Бурде-нюк.
— М.: АПКиПРО, 2004.
Федосова Н. А. Концепция новой четырехлетней начальной школы. — М.: ИОО Минобразования РФ, 2000.
Федосова Н. А. и др. Программа «Преемственность», подготовка к школе. — М.: АПКиПРО, 2000.
Федосова Н. А. Преемственность между дошкольным и начальным образованием — основа успешного обучения в школе. Концептуальные подходы. Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Сборник нормативных документов, практических рекомендаций и материалов из опыта работы ДОУ и ГОУ СОШ ЮАО. — М., 2005. — С. 17—24.
Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 25—94.
Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 123—263.
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!
ВЫ РЕШИЛИ ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ САМИ
ПО ПРОГРАММЕ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»
Вашему ребенку 5 или 5,5 года, Вы решили его сами подготовить к школе. Вами руководит любовь и желание помочь Вашему малышу. Только Вы знаете своего ребенка так, как никто другой. Вы в течение многих лет следили за его развитием, помогали ему осваивать русский язык, говорили ему, как себя надо вести, играли с ним. Вот наступил самый ответственный момент — подготовка ребенка к школе. Школа предъявляет большие требования к ученику. Ребенок не только идет учиться читать, писать и считать. Он начнет жить в коллективе, учиться выполнять задания, которые ему не всегда нравятся. Ему необходимо будет уметь общаться с учителем и товарищами, знать правила поведения в школе, самостоятельно себя обслуживать. Для него начинается его личная жизнь, которая состоит из общения, обучения, переживания, радости.
Программа «Преемственность», которую подготовили известные ученые и методисты дошкольного и начального образования, готова помочь Вам подготовить Вашего малыша к новой для него жизни.
Программа «Преемственность» содержит предметные программы.
К программам подготовлены пособия с заданиями.
Содержание программ рассчитано для Вас, родителей, преподавателей. Содержание пособия с заданиями — для детей.
Изучая программу каждого предмета, Вы познакомитесь с содержанием каждого предмета. В конце каждой программы написано: «Планируемые результаты». Это желательные результаты, которым Вы обучите своего ребенка.
Вы должны помнить, и это очень важно, основу нашей программы «Преемственность» составляет материал, рассчитанный на развитие Вашего малыша. Мы не осложняем жизнь ребенка «натаскиванием» его на какой-то предмет и его содержание. Мы развиваем малыша. Для нас и для Вас важно, чтобы ребенок учился сравнивать, сопоставлять, доказывать, собирать, разбирать, рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, аргументировать свои убеждения. Поэтому такие задания, как: найди, сравни, собери, разбери, вырежи, наклей, сложи, Раздели, и вопросы: что ты видишь, что ты не заметил, что не заметила я, чего больше, меньше, как ты думаешь, почему ты так считаешь, что выше, ниже? — должны звучать на каждом Вашем занятии. Все эти задания ребенок будет выполнять в наших пособиях. Названия пособий соответствуют названиям программ. Например, программа «От слова к букве» и пособие к программе «От слова к букве» — 2 части, автор Федосова Н. А.; программа «Зеленая тропинка» и пособие «Зеленая тропинка», автор Плешаков А. А., программа «Математические ступеньки» и пособие «Математические ступеньки», автор Волкова С.И., и т. д.
Процесс подготовки детей к обучению довольно сложный, но Вы можете это сделать сами. Помните, валено развитие ребенка. Главное не знания, которые ребенок будет осваивать в школе, а предпосылки, которые помогут малышу в дальнейшем успешно усваивать эти знания. Примите нашу установку, и Вы увидите, как Ваш ребенок начнет проявлять интерес и желание изучать окружающий его мир. Будет сам приходить к правильному, а иногда и к ошибочному выводу. Для нас с Вами важен любой ответ. Нам главное, чтобы ребенок учился творчески мыслить. Он будет создавать и творить свой уникальный мир, окружающий его.
В программе «Преемственность» программа «От слова к букве» и пособие, которое имеет такое же название, помогают усвоению содержания таких предметов в школе, как обучение грамоте (обучение чтению, обучение письму, развитие речи), русский язык, литературное чтение.
Пособие «Математические ступеньки» помогает развитию у Вашего ребенка математических представлений.
Пособие «Зеленая тропинка» ответит на вопросы будущего первоклассника: кто и что меня окружает? Эти вопросы беспокоят Вашего ребенка. Их зададут Вашему малышу учителя, которые будут записывать его в первый класс. «Зеленая тропинка» научит Вашего малыша заботливому отношению к окружающему его миру.
Знаете ли Вы, что дети, которые приходят из дошкольных образовательных учреждений, обязательно знакомятся с программой эстетического воспитания? Мы тоже предлагаем такую программу — «Искусство и культура» — одно из необходимых звеньев гармоничного развития Вашего ребенка. Пособие «Волшебный мир народного творчества» — 2 части под редакцией Шпикаловой Т. Я. — одно из уникальных пособий, где Ваш ребенок через игры, сказки познакомится с декоративноприкладным искусством своего народа. Не менее увлекательное и развивающее пособие «Родной дом» авторов Новицкой М. Ю., Мартинковой Е. В. введет Вашего ребенка в мир семейной культуры.
Если Вы уже готовы вести занятия, то прежде всего прочтите психологофизиологические особенности Вашего ребенка. Конечно, это примерно то, что происходит с Вашим ребенком. Каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности: кто быстрее развивается, кто медленнее, и это важно знать. Кто усидчив, кого-то не усадить и на несколько минут. Эти характеристики Вы найдете в психологической литературе, которая называется «Возрастная психология ».
Занятия можно проводить 3—4 раза в неделю, и оно не должно превышать 20 минут. Причем задания на занятиях должны быть разнообразные, то из одного пособия, то из другого. Если Вы увидели, что ребенок протестует, ему что-то не нравится, присмотритесь внимательно: что это — каприз или ребенок устал? Дайте малышу отдохнуть. Измените тактику своего поведения на занятиях. Не будьте строгим учителем, будьте другом и помощником своему ребенку. Постарайтесь придумать игру с действиями из наших пособий. Ваш малыш будет играть и при этом рассказывать и узнавать что-то важное для себя. Он будет вырезать, лепить, рисовать и дорисовывать, раскрашивать. А значит, творчески подходить к делу. Делать для себя маленькие открытия. Дайте ему эту возможность. Развитие творческого мышления — одна из задач, которая лежит в основе программы «Преемственность» в период подготовки детей к обучению в школе.
В каждом из наших пособий Вы найдете творческие задания. Много их в пособии «Конструирование» — автор Романина В. И. Задания из этого пособия можно включать в каждое занятие.
Кроме того, хочется заметить, что одна страничка каждого пособия может служить для 1—2 занятий. А вот задания по конструированию и искусству и культуре можно выполнять целую неделю.
На каждом занятии чередуйте задания из всех пособий. Особое внимание уделяйте развитию речи. Учите говорить ребенка правильно, чтобы его понимали не только вы, но и другие, обращаться с просьбой, задавать вопрос. В этом Вам поможет не менее увлекательное пособие «Риторика для малышей» авторов Сорокиной Г. И., Никольской Р. И.
Если Вы будете готовить ребенка к обучению в школе сами, обязательно соблюдайте режим дня и питания — это даст возможность Вашему ребенку избежать всякого рода перегрузки и сохранить здоровье.
Успехов Вам, дорогие родители, и Вашим детям!
Н. А. Федосова
[1] ВыготскийЛ. С. Вопросы детской психологии. —СПб.: Союз, 1999.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.