Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы
Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка. Поэтому задача родителей - часть времени вне сада посвятить такой игре с ребенком, которая позволит обеспечить развитие у него на должном уровне тех качеств и умений, которые в первую очередь необходимы для обучения в школе. Для этого следует использовать специально подобранные игры и упражнения.
Старший дошкольник уже в достаточной степени должен владеть всеми сторонами родного языка: звуковым составом, грамматическим строем, словарем.
Особенное значение в этом возрасте приобретает развитие фонематического слуха:
· способности воспринимать на слух звуки речи,
· различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы.
К шести годам ребенок осваивает нормы правильного произношения. Если же в речи ребенка все же встречаются дефекты, то следует обеспечить его занятия с логопедом – в противном случае неправильное произношение приведет к сложностям в овладении грамотой.
Перед ребенком встает достаточно сложная задача – освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «мак». Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.
Активный словарь 6-летнего ребенка насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково.
Характерной особенностью является глагольность речи – используются глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных в речи явно недостаточно. Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка – обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Это расширит возможности ребенка в построении сложных предложений.
В возрасте 6-ти – 7-ми лет ребенок обладает повышенной чуткостью к языковым явлениям, которая проявляется в способности понимать и употреблять новые слова и их сочетания по аналогии с ранее усвоенными формами и их сочетаниями. Очень важно вовремя использовать и развивать эти возможности ребенка.
КРАТКИЕ СОВЕТЫ
· Формирование обобщений. Предлагайте ребенку назвать обобщающим словом ряд предметов. Например: морковь, огурец, помидор, капуста – овощи.
· Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активизации знаний. Например: Что происходит осенью?
· Обращайте внимание ребенка на свойства предметов.
· Учите ребенка образовывать множественное число имен существительных, глаголов:
Стол – столы, гриб – грибы, кукла – куклы, идет – идут и т.п.
· Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имен существительных:
Нос – носик, рот – ротик, дом – домик, сад – садик, петух – петушок…
· Расширяйте глагольный словарь:
Входит – выходит, наливает – выливает, закрыта – открыта;
Причесывает – причесывается, одевается – одевают;
Рисует – нарисовал, пилит – распилил…
· -Вводите в речь детей прилагательные:
Большой – маленький, горький – сладкий, красная – красные…
· Обратите внимание на предлоги. Сначала уточняются пространственные значения предлогов, затем другие. Можно поиграть в «Лото». Игра сопровождается вопросами взрослого. Например: У кого ваза стоит на столе? или У кого кошка сидит на диване?... Вначале дети дают краткий ответ: У меня, затем – полные ответы.
· Попросите ребенка выполнить действия с каким-нибудь предметом. Например: положи мяч на стул, под стул, за кресло…
Потом пусть ребенок дает похожие инструкции вам.
· Задавайте вопросы по картинкам. Например: Кто спрятался за…? Что без чего не бывает?
· Обращайте внимание ребенка на свойства предметов.
· Упражняйте в словообразовании.
· Развивайте словесно-логическое мышление. Предложите по аналогии подобрать недостающее слово:
Писатель – книга, художник - …
Писатель – читатель, художник - …
На мотоцикле мотоциклист, на велосипеде - …,
· Учите сравнивать. Загадайте предмет, предложите ребенку отгадать задуманное, послушав сравнения. Например: он похож на чашку с водой, на пруд с ровными берегами (бассейн)
· попросите ребенка ответить, что на что похоже? (например: предметы круглой формы, квадратной и т.д.)
· Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов. Запишите в словарик слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двухсложных.
· Больше читайте вслух. Пересказывайте. Ведь иметь возможность поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться пересказывать прочитанное нелегко.
· Предложите сначала ответить на вопросы по содержанию прочитанного, затем пересказать.
· Часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. Поэтому необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов.
· Заучивайте стихи.
· Учите отгадывать загадки.
«Загадки учат отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами на основании существенных свойств. Учат выделять существенные признаки предметов» (С.Бондаренко)
· Чаще включайте в совместный досуг игры со словами.
· Развивайте умение задавать информативные вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.