Для данной категории упражнений требуется набор букв и цифр, выполненных различными шрифтами и фрагментарных и зашумленных символов (имеется в приложении). Ребенка просят показать и назвать буквы и цифры, выполненные различными шрифтами, либо выбрать и положить рядом те же (следующие, через одну по алфавиту) буквы, включая их стилизованные начертания. Затем переходят к чтению вслух букв, слов, предложений, написанных различными шрифтами или составленных из букв различных начертаний. Проводящий занятие (педагог, родитель) следит за правильным чтением букв. Используют зашумленные символы, чтение составленных из них слогов и псевдослов. В процессе работы необходимо стимулировать ребенка. Упражнения на чтение и счет, пожалуй, самые скучные, поэтому лучше всего включать их в занятие вперемешку с другими. Чтение надо сочетать с письмом, например, с работой над прописями. Это позволяет создать и закрепить связь между звучанием буквы и ее начертанием при чтении и письме. На следующем этапе переходят к чтению слов и предложений, а также написанию слов, предложений с образца и своих рассказов к сюжетным картинкам. Необходимо таким образом группировать упражнения в ходе занятий, чтобы освоение материала шло параллельно, и ребенок, освоив экспрессивную речь до уровня самостоятельных рассказов по сюжетной картинке, мог его воспроизвести на письме. Если у ребенка имеются выраженные нарушения моторики, следует посвятить больше времени занятиям с прописями. В то же время следует проводить и занятия на счет: начинают с чтения и называния чисел в арабской и римской записи. Ребенку часто приходится объяснять значение взаимного положения цифр при записи числа. Для помощи можно использовать точки-разделители через три порядка. Большие проблемы возникают с дробями, как простыми, так и десятичными, и чтением математических формул и выражений. Для многих детей абстрактные математические выражения в силу преобладания конкретного предметно-ориентированного мышления лишены смысла, также как отрицательные величины. Нужно потратить определенные усилия, нарезать не один килограмм яблок на части, прежде чем ребенку станет ясно, чем три четверти отличаются от четырех третей. На следующем этапе переходят к письменному, а затем и устному, решению арифметических задач, включая задачи с неизвестным
В ходе занятий хорошую помощь окажут игры.
Игра 16. «Звездочет». Участникам (индивидуально или командам) раздаются «звездные карты» – разбросанные по листу точки, пронумерованные цифрами, выполненными различными шрифтами, в арабском и латинском написании, часть из которым представлены фрагментами, а часть можно получить, решив арифметические задачи. Участники должны соединить точки линиями в правильной последовательности, в результате чего на листе формируется контурный рисунок – «новое созвездие». Игру ведут на время.
Игра 17. «Мореход». Участникам выдается карта (миллиметровая бумага), на которую нужно нанести новый, еще никем не открытый остров. На карту нанесены уже известные участки суши. Границы острова указываются на отдельном листке-задании таким образом, чтобы найти нужные точки можно было решив ряд арифметических заданий (например, известная точка имеет координаты 20 градусов СШ 10 градусов ВД, а крайняя северо-западная точка острова на 25 градусов южнее и на 12 градусов к западу, т.е. лежит на 5 градусах ЮШ 2 градусах ЗД). Возможен вариант, когда несколько участников наносят на карту свои острова, которые, будучи сложены, формируют целый континент. Такую задачу можно дать команде, успех которой определяется точностью работы каждого участника, что стимулирует детей к правильному выполнению своей части работы.
Игра 18. «Суфлер». Играют пары. В каждой паре один участник представляет артиста, который не знает роли, второй – суфлера. Суфлеру выдается текст, на чтение которого отводится ограниченное время (2-3 минуты). Актеру вручается тот же текст, половина слов в котором пропущены. Сложность и размер текста могут варьировать в зависимости от подготовки участника. Затем текст сдается ведущему. Пары тянут жребий, кому выступать первыми. Артист выступает, читая свой текст. Суфлер должен подсказывать ему пропущенные слова, вставляя их по памяти или по контексту.
Игра 19. «Толмач». Ведущий излагает фабулу игры. В неведомом краю заблудилась научная экспедиция, разыскивающая остатки древней цивилизации. У них есть несколько проводников-аборигенов из разных племен, каждый из которых владеет двумя наречиями – своим родным и языком соседнего племени (участники). Им посчастливилось встретить в сельве индейца, который знает, как выбраться из чащи. Толмачи должны по цепочке перевести его речь руководителю экспедиции (ведущему). Перевод заключается в подборе синонимов. Например: Ведущий: Как выйти к реке? Участник 1: Где дорога к реке? Участник 2: Как найти путь к реке? Участник 3: Покажи тропу к реке! Индеец: Проход к реке на западе. Участник 3: Тропа к реке там, где заходит солнце. Участник 2: Путь к реке лежит на закат. Участник 1: Дорога к реке там, где садится солнце и т.д.
Игра 20. «Импровизатор». Участники садятся в круг. У всех есть листы бумаги. Ведущий рассказывает им короткую историю. По команде ведущего все должны придумать и написать продолжение (участникам дается пять минут). Затем они меняются листками, передавая каждый свой листок соседу. Все по очереди зачитывают, что придумал их товарищ. Затем в процессе обсуждения вырабатывается общая версия продолжения.
ПАМЯТЬ
1. Упражнение “Расставь по порядку”
Всем учащимся предлагаются наборы картинок, на которых изображены времена года, они должны расставить их по порядку:
2. Упражнение “Дни недели”
Детям предлагается вспомнить название дней недели. Какого дня не хватает? /отсутствующие дни могут меняться/
3. Упражнение “Пара”
Предлагаются пары слов. После двух разового хорового повторения, ученикам предлагается вспомнить пару слов по первому слову.
Например: ваза - цветы; город - улица; машина - колесо; зима - снег и т.д.
/После применения данного упражнения, пары слов рекомендуется увеличивать/
4. Упражнение “Цветы”
Детям предлагаются таблички с названием цветов. Задание: дописать название цветов. / Роза, лилия, ромашка, одуванчик, астра и т.д./
ВНИМАНИЕ
1. Упражнение “Хлопушка”
Детям дается задание, хлопнуть в ладоши тогда, когда услышишь слово, обозначающее название овоща.
2. Игра “Волшебное слово”
Дети становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но в том случае, если ведущий скажет слово “пожалуйста”. Тот, кто ошибся должен выйти в середину круга и рассказать какое-нибудь стихотворение или загадать загадку.
3. Упражнение “Как вы знаете сказки”
Учитель читает фразы, а дети должны угадать из какой они сказки:
- Козлятушки, ребятушки, отопритесь, отваритесь - ваша мама пришла молока принесла./ волк и семеро козлят/
- Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет. /теремок/
- Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку. /репка/
- Не садись на пенек не ешь пирожок /Маша и медведь/
4. Упражнение “Эхо”
Учитель называет слова, а ученики хором повторяют их, но не полностью все слово, а последние три буквы. Например: смех - мех, крот - рот, муха - уха и т.д.
МЫШЛЕНИЕ
Упражнение “Сравни”
Учащимся нужно сравнить предметы или явления, предложенные учителем.
Различие времен года: осень - зима, лето - весна
Сравнение: луна - солнце, птица - самолет, девочка - кукла.
ВОСПРИЯТИЕ
1. Упражнение “Квадрат из букв”
Ученикам раздаются карточки, на которых нарисован квадрат из букв.
А |
Л |
Р |
О |
А |
Э |
Ш |
П |
У |
Э |
Н |
Т |
В |
Л |
О |
Ы |
Ф |
Ж |
А |
М |
А |
Д |
Р |
Т |
Ю |
О |
Р |
О |
А |
А |
Б |
О |
Г |
П |
Д |
Ш |
В |
С |
Т |
З |
Я |
В |
Б |
Д |
Л |
В |
Д |
М |
Н |
2. Упражнение “Цвета”
Учитель выступает в роли ведущего. Он называет цвет, ученики должны назвать несколько предметов данного цвета,которые находятся в классе.
Например:
РЕЧЬ
1. Упражнение “Конструктор”
Детям загадывают слово “МАК”. Дети придумывают слова, используя звуки этого слова:
/Предложенное слово должно включать выученные буквы/
2. Игра “Стоит кукла”
Каждый ребенок обозначает слово. Один ребенок - это слово “кукла”, второй ребенок слово “стоит”, третий – “спит”, четвертый – “играет”. Дети составляют предложения из двух слов.
Например: Кукла спит. Кукла играет. Стоит кукла.
/Закрепляют правило построение предложения, дифференцируют слова и предложения/
3. Игра “Перекличка”
Учитель называет звуки, те дети, чьи имена начинаются на названный звук быстро встают, затем встают дети, у которых фамилия начинается на названный звук. И последними поднимаются дети, в чьей фамилии есть эти звуки.
4. Упражнение “Маленькое интервью”
Предлагается игровая ситуация “Угадай животное по голосу”. Каждый ученик получает картинку с изображением животного (собака, кошка, корова, …). Сначала учитель обращается с вопросом к одному ученику: “Лена, у тебя какое животное?” Ученик: “Я не знаю, но оно подает голос так: мяу-мяу” Дети угадывают животное – кошка. Затем дети спрашивают хором “Вера, у тебя какое животное?” и т.д.
РЕЧЬ
Упражнение “Заселите домики”
Ученикам предлагается на листе ватмана нарисованный город. Нужно заселить домик, используя разнообразные способы чтения примера. Упражнение нацелено на закрепление состава числа в пределах первого десятка.
ПАМЯТЬ
1. Упражнение “Математики” /вычитание/
Учащимся предлагается числовой ряд: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Задание: из 9 вычти 4 запиши разницу над девяткой сверху
2. Упражнение “Математики” /сложение/
Учащимся предлагается числовой ряд: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Задание: увеличь 5 на 3 единицы запиши ответ над пятеркой сверху
/числовой ряд может быть разнообразный, заданная цифра может быть любой по порядку, в зависимости от изучаемого состава числа/
ВНИМАНИЕ
1. Упражнение “Зоркий глаз”
Ученикам раздаются карточки с изображением геометрических фигур /фигуры можно менять, комбинировать как и задание/
Задание: Поставить знак вопроса в самом большом круге, крестик в самом маленьком.
2. Упражнение “Зоркий глаз” /2/
Ученикам раздаются карточки с изображением геометрических фигур /фигуры можно менять, комбинировать как и задание/
Задание: Поставить знак вопроса в круге, крестик в треугольнике
3. Упражнение “Зоркий глаз” /3/
Ученикам раздаются карточки с изображением геометрических фигур /фигуры можно менять, комбинировать как и задание/
Задание: Поставить знак вопроса в квадрате, крестик в круге
МЫШЛЕНИЕ
1. Игра “Соревнование”
Учащимся предлагаются стихи задачки:
Две розы Маша сорвала
В подарок маме принесла
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а … (три)
Пять щенков в футбол играли
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает
Сколько их теперь играет? (4)
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)
Скоро десять лет Сереже
Диме нет еще семи
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
На сколько лет Сережа старше Димы?
ВОСПРИЯТИЕ
1. Упражнение “Фантазеры”
Детям дается задание: Назвать предметы в классе, похожие на геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Что можно нарисовать из круга, квадрата, прямоугольника, треугольника?
2. Упражнение “Мешочек”
Детям дается задание: Достать из мешочка предметы, похожие по форме на геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
3. Упражнение “Знаки”
Ученикам раздаются карточки, на которых нарисован разлинованный квадрат в котором нарисованы математические знаки
+ |
= |
- |
+ |
- |
+ |
= |
= |
- |
- |
+ |
= |
+ |
+ |
- |
+ |
= |
= |
+ |
- |
- |
= |
= |
- |
ПАМЯТЬ
1. Упражнение “Пары слов”
Учитель называет пары слов. Ребятам нужно хором повторять за учителем каждую пару. Затем по первому слову называемому учителем нужно вспомнить пару и записать в тетрадь.
ВНИМАНИЕ
1. Игра “Царство букв”
Детям раздаются листы бумаги, на которых написаны буквы.
ААФААААТАРНОВЛУББКБББЮББПВВВЭВВВВЕЕВВРВИЛЕННШОГБДПДБА
ДДДДЕОРООООУОООЩШУУШОРМТБЫВКЭЖЗКЕЬТАПИИИИОЛЫЫЫДЫ
Задание:
МЫШЛЕНИЕ
1. Упражнение “Найди лишнее”
Ученикам предлагается ряд слов, нужно выбрать лишнее и записать его в тетради.
Например:
ВОСПРИЯТИЕ
1. Упражнение “Наблюдатель”
Ученики должны увидеть в классе и записать в тетрадь 3 предмета на звук “Л”, “П”, “С”, “К”. Подчеркнуть требуемую букву.
/Задания даются в зависимости от надобности закрепления, того или иного звука/
2. Упражнение “Сложи целое”
Детям раздаются разрезные картинки. На них художественное изображение словарных слов.
Задание: Сложить правильное изображение, записать слово, составить с ним предложение.
Литература:
4. Методики интенсивного обучения Ольги Лысенко
5. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. «Как преодолеть трудности в обучении чтению.»
6. Н.Н.Павлова; ил.А.В.Кардашука / учебное пособие.. «Читаем после «Азбука с крупными буквами».
7. http://chitalochka-ru.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.