Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русский язык
5 кл—8 кл
07.08.2017
Конспект интегрированного урока в 6 классе.
2 урока.
Тема урока «Святки».
Тип урока: урок формирования умений.
Вид урока: урок-мастерская.
Цели урока
Образовательные:
-формировать умения и навыки составления текста на определённую тему на основе опорных слов, наблюдений;
-познакомить с праздником «Святки» и связанными с ним обычаями и обрядами;
-реализовать творческие задания.
Развивающие:
-развивать образное мышление, способность реализовывать свои чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий;
-развивать письменную речь учащихся.
Воспитательные:
На уроке учитель ставит следующие воспитательные задачи
-воспитывать культуру речи;
-развивать умения работать в группах; воспитание толерантности;
-воспитывать эстетический вкус;
-воспитывать уважение к народной культуре, обычаям.
«Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Учитель русского языка и
литературы – Осипова Н.А. Учителю, как правило, всегда не хватает времени на уроке. Надо проверить домашнее задание, провести опрос,
повторить пройденный материал, изучить новый материал, провести закрепление изученного, диагностическую работу по
проверке усвоения нового, рефлексию, подвести итоги урока.
Поэтому одна из проблем на уроке – рациональное и вместе с тем эффективное использование времени,
отведённого на тот или иной этап урока.
Проблема, поставленная передо мной в следующем: как быстро, эффективно и интересно провести повторение и
проверку усвоения изученного материала.
Одной из самых распространённых форм работы является фронтальный опрос. Но эффективен ли он? Я считаю: не
всегда, так как в эту работу вовлекается не весь класс, и, как правило, этот приём сводится к простому воспроизведению
теоретического материала. Следовательно, этот вид работы не является развивающим, а значит, эффективным.
Я хочу поделиться опытом работы по проведению опроса, повторения и проверки усвоения изученного материала
на уроках русского языка.
Фронтальный опрос я провожу в форме игры «Закончи предложение» или в форме восстановительного списывания.
(На доске или на распечатанных карточках записываются предложения, из которых выпадают некоторые слова, термины,
сочетания слов /т.е. пропуски/ по теории изученного. Учащиеся должны восстановить его). Эту работу можно проводить
устно. Кроме этого опрос проводится в форме игр «Цветикразноцветик» (учащиеся срывают лепестки с вопросами и
отвечают на них) и в форме игры «Собираем урожай» (складывают фрукты, овощи в кучки в зависимости от написания
буквы, спряжения глагола, вида глагола, н и нн, приставок пре и при, на –з и –с и т.д.)
Повторение морфемики (состава слова) я провожу в форме заполнения таблицы. (Показать пример). Во вторую
колонку можно включить список слов по изучаемой теме: с чередующимися гласными, с приставками пре и при, с
приставками на –з и –с и т.д.
Как форму быстрого опроса по любой теме я использую игру «Четвёртый лишний». В группу из четырёх слов
записывается одно «лишнее» слово: с другим написанием, словоисключение, с другой орфограммой, слово другой части
речи. К формам быстрого контроля можно отнести работу с сигнальными карточками ( карточки разного цвета, карточки
с нужной буквой, карточка со схемами предложений, карточки с цифрами и т.д.); буквенный диктант (в виде таблицы:
первая строчка –номера слов или предложений, вторая нужная буква), (н и нн, з и с на конце приставок, пре и при,
гласные в корнях с чередованием, гласные в безударных окончаниях существительных и глаголов и т.д.); графический
диктант (записываются цифрами правильные ответы: н 1, нн – 2, слитно – 1, раздельно – 2 и т.д.); схематический диктант
(чертится только схема предложения) использую при повторении синтаксиса и пунктуации.
Перечисленные выше формы работы помогают не только рационально использовать время на уроке, но и развивают
внимание и память учащихся.
Особым успехом пользуется у детей игра «Построй график». Ученик строит график, отмечает точками свой выбор
нужной буквы и соединяет точки. Готовый график эталон на кальке учитель сопоставляет с графиком ученика и сразу
оценивает правильность выполнения задания. (Показать). Разновидностью такой работы является соотнесение терминов,
букв, орфограмм, написанных в 2 столбика, и соединение правильных ответов стрелками.
Для развития орфографической зоркости и внимания как форму быстрого контроля использую приём «Укажи
орфограмму» (ученик получает карточку, сопоставляет две колонки, в ответе указывает орфограмму и номер слова).
Эффективным и интересным видом работы является выборочные диктанты или выборочные списывания (учащиеся
выписывают только слова, соответствующие той или иной орфограмме, слова одной части речи, однокоренные слова,
формы одного и того же слова и т.д.). Эти приёмы также развивают внимание и орфографическую зоркость. Этот вид
работы можно использовать при изучении любого раздела языкознания.
Ещё один вид работы, на который я бы хотела обратить ваше внимание – это экспресстесты. Учащиеся обводят
кружочком номера правильных ответов. Этот приём можно также использовать для повторения и закрепления любого
раздела , а также как форму быстрого контроля по любой теме.
Такие задания я использую при повторении пройденного, на уроках изучения нового материала, когда следует
проверить, как учащиеся усвоили тему, они эффективны и на этапе контроля, так как помогают проверять знания,
понимание темы, умения и навыки. Эти формы быстрого контроля вовлекают в процесс повторения всех учащихся, они
помогают экономить и рационально использовать время на уроке, помогают развивать память и внимание, развивают
орфографическую зоркость, учат классифицировать, отбирать, анализировать учебный материал, и, самое главное, они
вызывают интерес у учащихся. Поэтому такие формы работы эффективны. Конечно, эта работа требует от учителя времени на подготовку. Но затраченное на это труд учителя себя
оправдывает. Урок проходит интересно.
№п/п
Слово
Приставка Корень Суффик
Окончание
1
2
3
4
уехать
замочная
пригород
заморская
+
+
+
+
+
+
+
с
+
+
+
+
+
+
+ _____/_____/_____/_____/_____/_____/_____/_____/
1 2 3 4 5 6 7 8 1
е
2
е
3
и
4
е
5
и
6
и
7
е
8
и
9
и
10
е
1)Соб_рёт, 2)зам_реть, 3)расст_лать, 4)ст_реть, 5)заж_гать, 6)зат_рать,
7)зап_реть, 8)заст_лать, 9)уб_рает, 10)забл_стит.
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.