Рекомендации и подходы для учителя при конструировании уроков информатики в соответствии с ФГОС
Оценка 4.6
Научные работы +2
doc
информатика +1
Взрослым
10.01.2019
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) - их деятельностный характер ставит главной задачей педагога развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Рекомендации и подходы для учителя при конструировании уроков информатики в соответствии с ФГОС.doc
Рекомендации и подходы для учителя при
конструировании уроков информатики в
соответствии с ФГОС Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования (ФГОС) их деятельностный характер ставит главной задачей развитие
личности ученика.
Современное образование отказывается от традиционного
представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки
ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системнодеятельностной
образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными
изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии
обучения, внедрение информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) открывает
значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в
ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному
уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1. Определение темы учебного материала.
2. Определение цели темы.
3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков;
обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений
и навыков учащихся.
4. Продумывание структуры урока.
5. Обеспеченность урока (таблица).
6. Отбор содержания учебного материала.
7. Выбор методов обучения.
8. Выбор форм организации педагогической деятельности
9. Оценка знаний, умений и навыков.
10. Рефлексия урока.
Карта обеспеченности урока
1) Раздел (учебный элемент)
2) Материальнотехническое оснащение (количество бумажных источников и
компьютеров с необходимым программным обеспечением)
3) Время
4) Используемые бумажные источники
5) Используемые электронные ресурсы
6) Используемые источники 7) Используемые электронные ресурсы
При отборе электроннообразовательных ресурсов (ЭОР) к уроку необходимо
критериям:
следующим
следовать
строго
соответствие ЭОР:
целям и задачам урока;
основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного
процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);
научнопедагогическим требованиям к ЭОР;
научность и достоверность предоставленной информации.
Основная дидактическая структура урока отображается в планеконспекте урока
и в его технологической карте. Она имеет статичные элементы, которые не изменяются
в зависимости от типов урока, а также динамические, которым свойственна более
гибкая структура:
1. Организационный момент:
развивающие,
воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания,
умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
образовательные,
тема;
цель;
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе
урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
4. Сообщение нового материала.
5. Решение учебной задачи.
6. Усвоение новых знаний.
7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий
контроль с тестом).
8. Закрепление изученного материала.
9. Обобщение и систематизация знаний.
10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с
тестом).
11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта урока это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и
возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных
программ в соответствии с ФГОС. карты
с
Обучение
использованием
позволяет
организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных,
метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (УУД)) в
соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя
к уроку.
технологической
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической
карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией,
описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых
образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность,
структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты
информационноинтеллектуальную компетентность и УУД);
(личностные,
предметные,
метапредметные,
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и
прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и
диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно,
проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса,
гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке,
согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную
деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль
результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы,
всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели
до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с
дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством
перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам
освобож
дает учителя от непродуктивной рутинной работы);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и
зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные
действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на
каждом этапе освоения темы;
решить организационнометодические проблемы (замещение уроков, выполнение
учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора
технологических карт;
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение
программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую
методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества
обучения, т. к.:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуальнопознавательная
и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
деятельности.
Цель один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который
характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации
с
средств.
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В
формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
определенных
помощью
Задача данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель
деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно
определенной процедуре.Формулировка задач должна начинаться с глаголов "повторить",
"проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности.
Технологическая карта технологическая документация в виде карты, листка, содержащего
описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций,
осуществления операций.
применяемого оборудования,
временного режима
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного
процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной
информацией.
технологии
работы
с
ШАБЛОНЫ технологических карт урока
Ф.И.О.педагога:
Предмет:
Класс:
Тип урока: ............................................
.................................
..............................................
..................................................
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока
Методическая структура урока
Признаки решения дидактических задач
Организационный момент
Методы обучения
Форма деятельности
Методические приемы и их содержание
Средства обучения
Способы организации деятельности
Актуализация знаний
Сообщение нового материала
Закрепление изученного материала
Подведение итогов. Домашнее задание
Рекомендации и подходы для учителя при конструировании уроков информатики в соответствии с ФГОС
Рекомендации и подходы для учителя при конструировании уроков информатики в соответствии с ФГОС
Рекомендации и подходы для учителя при конструировании уроков информатики в соответствии с ФГОС
Рекомендации и подходы для учителя при конструировании уроков информатики в соответствии с ФГОС
Рекомендации и подходы для учителя при конструировании уроков информатики в соответствии с ФГОС
Рекомендации и подходы для учителя при конструировании уроков информатики в соответствии с ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.