Рекомендации классному руководителю по формированию положительной учебной мотивации пятиклассника.

  • Памятки
  • doc
  • 06.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Викулова О.А., психолог МБОУ СШ №30 г. Дзержинск Нижегородской области. Информация для стенда. Рекомендации классному руководителю по формированию положительной учебной мотивации пятиклассника. Мотивация – это причина учебной деятельности. Источниками мотивации могут быть: - интересы учащегося - осознание им ценности учебного предмета - желание добиться признания своей личностной ценности (этот источник мотивации бывает у детей с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания) - желание добиться одобрения со стороны значимых лиц: одноклассников, учителей, родителей (этот источник мотивации бывает у «ведомых», зависимых от чужого мнения детей, а также у детей старательных и ответственных) - стремление избежать неудачи (этот источник мотивации характерен для детей с низким уровнем притязания) - стремление избежать неодобрения (этот источник мотивации развивается у детей с личностной мотивацией избегания, как правило, у таких детей нарушен контакт со взрослыми) - удовлетворение своих познавательных потребностей (этот источник мотивации характерен для детей, у которых в эмоциональной структуре личности преобладают высшие эмоции, особенно гностические) - осознание своего познавательного прогресса (этот источник мотивации характерен для одарённых детей) - соперничество (как правило, этот источник мотивации бывает у тревожных детей с высокой самооценкой и уровнем притязания ) - наказание /требует осторожности, поскольку основан на страхе; может быть применим к детям, у которых нет никакого другого источника мотивации/. Пути создания мотивации 1. Разъясните ваши цели: ученик должен осознать задачу любого предлагаемого учителем действия – так он привык в начальной школе. 2. А ещё он привык к определённой последовательности деятельности на уроке, как к ритуалу. Поэтому, обдумывая, как разнообразить урок различными видами деятельности, не забывайте, что из урока в урок должны повторяться определённые, хорошо отработанные формы, методы или виды работ. Найдите свой лейтмотив, который будет использован на каждом уроке, чтобы пятикласснику было спокойно: «А это мы делали», «А это я знаю», «А этому я научился». Помните, что при всей своей любви к эффектам и интересе ко всему новому пятиклассник всё-таки «махровый ретроград», он привык и хочет, чтобы всё было как всегда. 3. Не забывайте забрасывать удочку в последующие темы, готовя ученика к новому учебному материалу. Многие пятиклассники с тревогой думают, что в 5-ом классе учиться очень трудно, потому что в начальной школе с ними играли, а теперь игры кончились. 4. Не забывайте играть, избегайте монотонности и рутины! На каждом уроке должно быть достаточное количество учебного материала, преподнесённого в игровой форме. 5. Будьте энтузиастом своего предмета! Преподнесите его как увлекательнейший и незаменимый для дальнейшего развития ученика. 6. Обучение должно быть осмысленным! Объяснение должно быть понятным! Не забывайте, что ваш «язык», ваша манера изложения учебного материала могут не совпадать с «языком» и манерой предшествующего вам учителя начальных классов. Да и учебная терминология тоже может быть иной. А если учесть, что кроме Вас у пятиклассника появилось ещё 10 учителей, то станет понятно, почему ребёнок не в полном объёме воспринимает учебный материал. 7. Выберите правильный темп урока. Не забывайте, что пятиклассник – это ещё РЕБЁНОК, который привык к тому, чтобы его опекали, обращали на него внимание, «гладили», а главное, чтобы ему по несколько раз повторяли одно и то же и называли по имени. 8. Но, несмотря на это, придя в 5 класс, ученик решил, что он уже взрослый. Поэтому и стал копировать далеко не лучшие стороны взрослых и подростков. А вот как стать по-настоящему взрослым пятиклассник не знает, да и родители ему об этом вряд ли рассказывали. И ликвидировать этот пробел в воспитании придётся Вам: Научите пятиклассника брать на себя ответственность и выполнять свои обязанности, ставить перед собой цели и добиваться их соответствующими этим целям средствами, доводя начатое до конца. Покажите, как реагировать на успех и неудачу. Объясните, как регулировать своё поведение и контролировать себя в учебной деятельности и общении с окружающими. Помогите развить такие необходимые личностные качества, как рефлексия и эмпатия ( умение видеть себя со стороны и умение ставить себя на место другого). А главное, убедите его, что ОН ХОРОШИЙ и что ВЫ ВСЕГДА ПОМОЖЕТЕ ЕМУ, ЕСЛИ ОН ОБРАТИТСЯ К ВАМ ЗА ПОМОЩЬЮ.Рекомендации классному руководителю по формированию положительной учебной мотивации пятиклассника
Иконка файла материала Рекомендации по формированию положительной мотивации учащихся 5кл.doc
Викулова О.А., психолог МБОУ СШ №30 г. Дзержинск Нижегородской области. Информация для стенда. Рекомендации классному руководителю  по формированию положительной учебной мотивации пятиклассника. Мотивация – это причина учебной деятельности. Источниками мотивации могут быть: ­ интересы учащегося ­ осознание им ценности учебного предмета  ­   желание   добиться   признания   своей   личностной   ценности   (этот   источник мотивации   бывает   у   детей   с   завышенной   самооценкой   и   высоким   уровнем притязания) ­  желание   добиться   одобрения      со   стороны   значимых  лиц:  одноклассников, учителей,                   родителей (этот источник мотивации бывает у «ведомых», зависимых   от   чужого   мнения   детей,   а   также   у   детей   старательных   и ответственных) ­ стремление избежать неудачи (этот источник мотивации  характерен для детей с низким уровнем притязания)  ­ стремление  избежать  неодобрения (этот источник  мотивации  развивается  у детей с личностной мотивацией избегания, как правило, у таких детей нарушен контакт со взрослыми) ­   удовлетворение   своих   познавательных   потребностей     (этот   источник мотивации     характерен   для   детей,   у   которых   в   эмоциональной   структуре личности преобладают высшие эмоции, особенно гностические) ­   осознание   своего   познавательного   прогресса   (этот   источник   мотивации характерен для одарённых детей) ­ соперничество (как правило,   этот источник мотивации бывает у тревожных детей с высокой самооценкой и уровнем притязания ) ­ наказание /требует осторожности, поскольку  основан на страхе; может быть применим к детям, у которых нет никакого другого источника мотивации/. Пути создания мотивации 1. Разъясните ваши цели: ученик должен осознать задачу любого предлагаемого учителем действия – так он привык в начальной школе.  2. А ещё он привык к определённой последовательности деятельности на уроке, как к ритуалу.2   Будьте   энтузиастом   своего   предмета!   Преподнесите   его   как Поэтому, обдумывая, как разнообразить урок различными видами деятельности, не забывайте, что из урока в урок должны повторяться определённые, хорошо отработанные формы, методы или виды работ.  Найдите свой лейтмотив, который будет использован на каждом уроке, чтобы пятикласснику было спокойно: «А это мы делали», «А это я знаю», «А этому я научился».   Помните, что при всей своей любви к эффектам и интересе ко всему новому пятиклассник всё­таки «махровый ретроград», он привык и хочет, чтобы всё было как всегда. 3.  Не  забывайте  забрасывать  удочку  в последующие  темы,  готовя ученика  к новому учебному материалу.    Многие пятиклассники с тревогой думают, что в 5­ом классе учиться очень трудно, потому что в начальной школе с ними играли, а теперь игры кончились. 4. Не забывайте играть, избегайте монотонности и рутины!   На каждом уроке должно быть достаточное количество учебного материала, преподнесённого в игровой форме. 5. увлекательнейший и незаменимый для дальнейшего развития ученика. 6. Обучение должно быть осмысленным! Объяснение должно быть понятным!   Не  забывайте, что ваш «язык», ваша манера  изложения учебного материала могут   не   совпадать   с   «языком»   и   манерой   предшествующего   вам   учителя начальных классов. Да и учебная терминология тоже может быть иной.  А если учесть, что кроме Вас у пятиклассника появилось ещё 10 учителей, то станет   понятно,  почему   ребёнок   не  в  полном   объёме   воспринимает   учебный материал. 7. Выберите  правильный темп урока.  Не забывайте, что пятиклассник – это ещё РЕБЁНОК, который привык к тому, чтобы его опекали, обращали на него внимание, «гладили», а главное, чтобы ему по несколько раз повторяли одно и то же и называли по имени. 8. Но, несмотря на это, придя в 5 класс, ученик решил, что он уже взрослый. Поэтому и стал копировать далеко не лучшие стороны взрослых и подростков. А вот как стать по­настоящему взрослым пятиклассник не знает, да и родители ему об этом вряд ли рассказывали.  И ликвидировать этот пробел в воспитании придётся Вам: Научите   пятиклассника   брать   на   себя   ответственность   и   выполнять   свои обязанности, ставить перед собой цели и добиваться их соответствующими этим целям средствами, доводя начатое до конца.  Покажите, как реагировать на успех и неудачу.  Объясните, как регулировать своё поведение  и контролировать себя в учебной деятельности и общении с окружающими.   Помогите развить такие необходимые личностные качества, как рефлексия и эмпатия   (   умение   видеть   себя   со   стороны   и   умение   ставить   себя   на   место другого).А главное,  убедите его, что ОН ХОРОШИЙ  и что ВЫ ВСЕГДА ПОМОЖЕТЕ ЕМУ, ЕСЛИ ОН  ОБРАТИТСЯ К ВАМ ЗА ПОМОЩЬЮ. 3