РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЩЕНИЮ С ПОДРОСТКАМИ
Подростковый период - это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как "подросток - подросток" и "подросток - взрослый". В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: "подросток - родители", "подросток - учителя" и "подросток - подросток".
Рекомендации.docx
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЩЕНИЮ С ПОДРОСТКАМИ
от
его
а
не
Уметь
лидера
создавать
конфликт,
выслушивать
1.
подростка.
2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений, постараться
изолировать
группы.
3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через
поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив
ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
5. Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой
же
судьбой.
6. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.
7. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно
завершать
его.
8. Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный
характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков
и
поведения.
10. Формировать нормативность поведения через пример отношения
родителей
другу.
11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет
индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся,
испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
12. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать
абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся
потребностям
подростков.
13. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и
психологического
подростков.
14. Способствовать пониманию и принятию подростками физических
изменений.
15. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья,
занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной
гигиены.
альтернативные
предлагать
подростку
давления
к
и
друг
способы
к
на
Подросток и его конфликты
Подростковый период это обострение кризиса отношений взрослых и детей,
который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких
полях взаимодействия, как "подросток подросток" и "подросток
взрослый". В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще
всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие
происходит в трех взаимосвязанных системах: "подросток родители",
"подросток учителя" и "подросток подросток". Общение подростков со сверстниками особая сфера их жизни. Иногда оно
становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение,
уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические
механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям.
Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за
лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают
уровень притязаний, самооценка и статус .
Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами
деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют
особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в
статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте
предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с
родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива,
уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации
взаимодействия с учеником .
Конфликты подростков и родителей обусловлены деструктивностью
внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально
психологическими изменениями в психическом развитии подростков и
индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение
подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные
особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и
содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и
подростков благоприятствует повышение педагогической культуры
родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление
вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей.
Нельзя отрицать, что у человека может сформироваться своеобразное
тяготение к периодической драматизации отношений и усилению
межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению
нередко оценивается окружающими как своего рода потребность в
конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение
связано с глубинными потребностями личности и трудно поддается
коррекции .
В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность
сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая
не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению
за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации
на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих,
преобладание в отношениях негативных оценок.
Конфликтность предусматривает определенный уровень психической
напряженности. Он может быть разным для разных людей, что связано с
уровнем психологической устойчивости человека. Психически стойкие и
психически нестойкие люди в сложных ситуациях ведут себя поразному. У
психически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукции
негативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение
усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует
поведение, что ведет к возникновению "волны дезорганизации" .
Компоненты конфликтности имеют следующий вид:
эмоциональный компонент (состояние личности в ситуации межличностного
взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в
предконфликтных и конфликтных ситуациях);
волевой компонент (неспособность личности к сознательной мобилизации сил
и самоконтролю);
познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных
действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и
прогнозировать ситуацию);
мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих
сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и
решению проблемы);
психомоторный компонент (неумение владеть своим телом, управлять
жестикуляцией и мимикой).
Есть три вида психологических детерминант подростковой конфликтности:
детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития
(перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни,
отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности,
процессов возбуждения и торможения);
собственно психологические детерминанты особенности личности
(половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень
самооценки, акцентуации характера);
социальные детерминанты факторы микро и макросреды. Соответственно
определению понятия "конфликтность" эти детерминанты включают
социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный
уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и,
возможно, тип учебного заведения.
Данные психологические детерминанты в различной степени обуславливают
подростковую конфликтность, т. е. имеют свою иерархическую структуру.
На наш взгляд, главенствующее положение занимают собственно
психологические детерминанты, в частности, ситуация внутрисемейного
развития. Семья решающим образом определяет условия жизни ребенка в
период, предшествующий подростковому, с одной стороны, предупреждая
многие вредные последствия, а с другой являясь наиболее богатым
источником его впечатлений и переживаний. Кризис в семье приводит к
искажению идеалов, Я подростка, что провоцирует вначале изменение
поведения, а потом нравственного облика и жизненных установок.
Воспитателем разочарованного во взрослых подростка становится улица, где
есть круг таких же ребят. Ожесточенность, упрямство и безнравственный лидер при отсутствии привязанности к семье ведут к совершению преступных
действий, хотя основой создания своей группы является потребность быть
понятым, принятым и повысить свою самооценку. В результате разрушаются
учебные и трудовые достижения, что порождает новые конфликты и неудачи,
которые подрывают самоуважение и уверенность в себе, поэтому при
изучении психологических детерминант конфликтного поведения подростка
нужно отделять проявления возрастных особенностей от случаев собственно
девиантного поведения, возможные деформации становящейся самооценки от
напускного цинизма и пренебрежения социальными эталонами.
В заключение следует сказать, что научный анализ явлений и событий,
которые приобретают характер конфликта, становится актуальным. Особый
резонанс проблема подростковой конфликтности приобрела в последнее
время. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение
количества социальных запросов на работу психолога с трудными
подростками.
Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у
подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений
анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции
собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для
преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью
активных методов обучения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЩЕНИЮ С ПОДРОСТКАМИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЩЕНИЮ С ПОДРОСТКАМИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЩЕНИЮ С ПОДРОСТКАМИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЩЕНИЮ С ПОДРОСТКАМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.