Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

  • Занимательные материалы
  • Карточки-задания
  • Памятки
  • docx
  • 15.07.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С помощью диагностики эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко), определите уровень своего эмоционального состояния. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания». Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Иконка файла материала Рекомендации.docx
Профилактика эмоционального  выгорания  педагогов   С   помощью   диагностики   эмоционального   выгорания   личности   (В.   В. Бойко), определите уровень своего эмоционального состояния. Диагностика  эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) Инструкция.  Если   вы   являетесь   профессионалом   в   какой­либо   сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания». Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей   профессиональной   деятельности   ­   пациенты,   клиенты,   потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете. Опросник 1.      Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. 2.      Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 3.      Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 4.       Меня   беспокоит   то,   что   я   стал   хуже   работать   (менее   продуктивно, качественно, медленнее). 5.      Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения ­ хорошего или плохого. 6.      От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров. 7.       Когда   я   прихожу   с   работы   домой,   то   некоторое   время   (часа   2­3)   мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался. 8.   Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).9.      Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. 10.    Моя работа притупляет эмоции. 11.     Я   откровенно   устал   от   человеческих   проблем,   с   которыми   приходится иметь дело на работе. 12.    Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из­за переживаний, связанных с работой. 13.    Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. 14.    Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения. 15.    Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. 16.   Меня   часто   расстраивает   то,   что   я   не   могу   должным   образом   оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. 17.    Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты. 18.     Меня  очень  огорчает, если  что­то  не  ладится  в  отношениях  с деловым партнером. 19.     Я   настолько   устаю   на   работе,   что   дома   стараюсь   общаться   как   можно меньше. 20.  Из­за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. 21.    Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. 22.    Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. 23.    Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. 24.    При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. 25.    Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. 26.     Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. 27.    Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.28.    У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что­то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п. 29.    Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. 30.    В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла». 31.    Я охотно рассказываю домашним о своей работе. 32.     Бывают  дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается  на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). 33.     Порой   я   чувствую,   что   надо   проявить   к   партнеру   эмоциональную отзывчивость, но не могу. 34.    Я очень переживаю за свою работу. 35.    Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. 36.    При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.     У   меня   хорошие   (вполне   удовлетворительные)   отношения   с 37. непосредственным руководителем. 38.    Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. 39.    В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.     Некоторые   стороны   (факты)   моей   работы   вызывают   глубокое 40. разочарование, повергают в уныние. 41.    Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. 42.    Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих». 43.    Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.44.     Я   обычно   проявляю   интерес   к   личности   партнера   помимо   того,   что касается дела. 45.    Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. 46.    Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души. 47.    На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего­нибудь плохого. 48.     После   общения   с   неприятными   партнерами   у   меня   бывает   ухудшение физического или психического самочувствия. 49.     На   работе   я   испытываю   постоянные   физические   или   психологические перегрузки. 50.    Успехи в работе вдохновляют меня. 51.     Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). 52.    Я потерял покой из­за работы. 53.    На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). 54.    Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. 55.    Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. 56.    Я часто работаю через силу. 57.    Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь. 58.     В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье». 59.    Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. 60.    После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.61.    Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный. 62.     Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. 63.    Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. 64.    Я в отчаянии из­за того, что на работе у меня серьезные проблемы. 65.     Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. 66.     Я   осуждаю   партнеров,   которые   рассчитывают   на   особое   снисхождение, внимание. 67.     Чаще всего  после рабочего  дня  у меня  нет сил  заниматься  домашними делами. 68.    Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. 69.     Состояния,   просьбы,   потребности   партнеров   обычно   меня   искренне волнуют. 70.    Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. 71.    Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня. 72.    Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. 73.    Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. 74.     Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. 75.    Моя карьера сложилась удачно. 76.    Я очень нервничаю из­за всего, что связано с работой. 77.    Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать. 78.    Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. 79.    Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями.80.    Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. 81.    Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. 82.    Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство. 83.     Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала ­ обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. 84.    Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.   Обработка и интерпретация результатов   Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем   или   иным   количеством   баллов   (указывается   в   ключе   рядом   с   номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты: 1)   определяется   сумма   баллов   отдельно   для   каждого   из   12   симптомов «выгорания», 2)    подсчитывается   сумма   показателей   симптомов   для   каждой   из   трех   фаз формирования «выгорания», 3)    находится   итоговый   показатель   синдрома   эмоционального   «выгорания»   ­ сумма показателей всех 12 симптомов. НАПРЯЖЕНИЕ 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), ­37(3), +49(10), +61,(5), ­73(5) 2.  Неудовлетворенность собой: ­2(3), +14(2), +26(2), ­38(10), ­50(5), +62(5), +74(5),3.  «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), ­75(5) 4.  Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3) РЕЗИСТЕНЦИЯ 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5); ­17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5) 2.  Эмоционально­нравственная дезориентация:  +6(10), ­18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), ­78(5) 3.  Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), ­31(2), +43(5), +55(3), +67(3), ­79(5) 4.  Редукция профессиональных обязанностей:  +8(5), +20(5), +32(2), ­44(2), +56(3), +68(3), +80(10) ИСТОЩЕНИЕ 1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), ­45(5), +57(3), ­69(10), +81(2) 2.  Эмоциональная отстраненность:  +10(2), +22(3), ­34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10) 3.  Личностная отстраненность (деперсонализация):  +11(5),+23(3),+35(3),+47(5),+59(5),+72(2),+83(10) 4.  Психосоматические и психовегетативные нарушения:  +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5) Предложенная   методика   дает   подробную   картину   синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые   симптомы.  Показатель   выраженности   каждого   симптома   колеблется   в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов ­ не сложившийся симптом, 10­15 баллов ­ складывающийся симптом,16 и более ­ сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания». Методика   позволяет   увидеть   ведущие   симптомы   «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса ­ осмысление показателей фаз развития стресса ­ напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли   или   вкладе   в   синдром.   Дело   в   том,   что   измеряемые   в   них   явления существенно   разные   ­   реакция   на   внешние   и   внутренние   факторы,   приемы психологической   защиты,   состояние   нервной   системы.   По   количественным показателям   правомерно   судить   только   о   том,   насколько   каждая   фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов ­ фаза не сформировалась; 37­60 баллов ­ фаза в стадии формирования; 61 и более баллов ­ сформировавшаяся фаза. Оперируя   смысловым   содержанием   и   количественными   показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать   достаточно   объемную   характеристику   личности   и,   что   не   менее   важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: •       какие симптомы доминируют; •        какими   сложившимися   и   доминирующими   симптомами   сопровождается истощение;•        объяснимо   ли   истощение   (если   оно   выявлено)   факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; •        какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности; •     в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; •    какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.                       Диагностика уровня личностной невротизации (В. В. Бойко)   Инструкция.  Ознакомьтесь   с   приведенными   ниже   суждениями   и ситуациями и выразите свои ответы в форме «да» или «нет». Опросник1.     В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ощущение мурашек, онемение. 2.   Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильного сердцебиения. 3.   Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным. 4.     Голова у меня болит часто. 5.     Два­три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары. 6.     В последнее время я себя чувствую хуже, чем когда­либо. 7.     Почти каждый день случается что­нибудь, что пугает меня. 8.      У меня бывали периоды, когда из­за волнения я терял сон. 9.      Обычно работа стоит мне большого напряжения. 10.    Иногда я бываю так возбужден, что это мешает мне заснуть. 11.    Большую часть времени я испытываю неудовлетворенность жизнью. 12.    Меня постоянно что­нибудь тревожит. 13.    Я стараюсь реже встречаться со своими знакомыми и друзьями. 14.    Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением. 15.    Мне трудно сосредоточиться на какой­либо задаче или на работе. 16.    Я очень устаю за день. 17.    Я верю в будущее. 18.    Я часто предаюсь грустным размышлениям. 19.    Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно. 20.    Самая трудная борьба для меня ­ это борьба с самим собой. 21.    Я почти всегда о чем­нибудь или о ком­нибудь тревожусь 22.    У меня мало уверенности в себе. 23.    Я часто чувствую неуверенность в себе. 24.    Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой). 25.     Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной выросло столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.26.     Раз в неделю или чаще я без видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле. 27.    Временами я изматываю себя тем, что слишком много на себя беру. 28.    Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь. 29.    Мое зрение ухудшилось в последнее время. 30.  В отношениях между людьми чаще всего торжествует несправедливость. 31.    У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте. 32.    Я с удовольствием танцую, когда есть возможность. 33.    По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей. 34.    Мой желудок сильно беспокоит меня. 35.    Должен признаться, что временами я волнуюсь из­за пустяков. 36.    Часто я сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый. 37.     Несколько   раз   в   неделю   у   меня   бывает   такое   чувство,   что   должно случиться что­то страшное. 38.    Мне кажется, что близкие меня плохо понимают. 39.    У меня часто бывают боли в сердце или груди. 40.     В гостях я обычно сижу где­нибудь в стороне или разговариваю с кем­ нибудь одним. Обработка и интерпретация результатов Подсчитайте   число   положительных   ответов.   Чем   больше   полученный результат, тем выше уровень невротизации. Интерпретация уровней Высокий   уровень   невротизации   свидетельствует   о   выраженной эмоциональной   возбудимости,   в   результате   чего   появляются   негативные переживания   (тревожность,   напряженность,   беспокойство,   растерянность, раздражительность);   о   безынициативности,   которая   формирует   переживания, связанные   с   неудовлетворенностью   желаний;   об   эгоцентрической   личностнойнаправленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках; о трудностях в общении; о социальной робости и зависимости. Низкий   уровень   невротизации   свидетельствует   об   эмоциональной устойчивости; о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм); об инициативности;   о   чувстве   собственного   достоинства;   независимости; социальной смелости; о легкости в общении.   Литература :   Журнал  «Дошкольное воспитание»  №8, 2004 г. Иванова Н., Голубева Е.  Программа психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального  напряжения и улучшения их личного самочувствия Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов 1. 2. 3. 4. 5. Относитесь к себе с уважением. Говорите себе комплименты. Рискуйте! Принимайте на себя ответственность. Живите своей полноценной жизнью, а не только работой.  Не ищите в работе спасение, не делайте из работы миссию. Не ставьте  работу на первое место в вашей жизни. Работа – это всего лишь  профессиональная деятельность, а не вся ваша жизнь. Находите время на себя, на любимое занятие (спорт, танцы, рисование,  вышивание и др.). Частная жизнь поможет вам пережить трудности на работе, а  не наоборот.6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Больше времени уделяйте родным, близким, семье, друзьям. В кругу семьи вы можете быть самими собой. Не впускайте в свою жизнь панику, гнев, раздражительность. Учитесь  управлять эмоциями и не позволяйте эмоциям управлять вами. Учитесь просить помощи у коллег, а не тащить на себе весь груз  обязанностей. Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Учитесь трезво оценивать свои силы и возможности, правильно  расставлять приоритеты. Учитесь оценивать свои достижения в конце каждого рабочего дня. Домой возвращайтесь только в позитивном настроении. Не приносите  негатив, и неудовлетворенность работой домой. Не нагружайте родных и  близких профессиональными проблемами. Не приносите работу домой. Уделяйте достаточно времени для сна и отдыха. Не позволяйте себе приходить на работу в неопрятном виде, плохом  настроении. ЛЮБИТЕ СЕБЯ!!!