Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Оценка 4.9

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
психологическая работа +2
Взрослым
15.07.2019
Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов
С помощью диагностики эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко), определите уровень своего эмоционального состояния. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания». Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Рекомендации.docx
Профилактика эмоционального  выгорания  педагогов   С   помощью   диагностики   эмоционального   выгорания   личности   (В.   В. Бойко), определите уровень своего эмоционального состояния. Диагностика  эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) Инструкция.  Если   вы   являетесь   профессионалом   в   какой­либо   сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания». Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей   профессиональной   деятельности   ­   пациенты,   клиенты,   потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете. Опросник 1.      Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. 2.      Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 3.      Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 4.       Меня   беспокоит   то,   что   я   стал   хуже   работать   (менее   продуктивно, качественно, медленнее). 5.      Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения ­ хорошего или плохого. 6.      От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров. 7.       Когда   я   прихожу   с   работы   домой,   то   некоторое   время   (часа   2­3)   мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался. 8.   Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). 9.      Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. 10.    Моя работа притупляет эмоции. 11.     Я   откровенно   устал   от   человеческих   проблем,   с   которыми   приходится иметь дело на работе. 12.    Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из­за переживаний, связанных с работой. 13.    Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. 14.    Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения. 15.    Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. 16.   Меня   часто   расстраивает   то,   что   я   не   могу   должным   образом   оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. 17.    Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты. 18.     Меня  очень  огорчает, если  что­то  не  ладится  в  отношениях  с деловым партнером. 19.     Я   настолько   устаю   на   работе,   что   дома   стараюсь   общаться   как   можно меньше. 20.  Из­за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. 21.    Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. 22.    Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. 23.    Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. 24.    При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. 25.    Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. 26.     Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. 27.    Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. 28.    У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что­то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п. 29.    Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. 30.    В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла». 31.    Я охотно рассказываю домашним о своей работе. 32.     Бывают  дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается  на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). 33.     Порой   я   чувствую,   что   надо   проявить   к   партнеру   эмоциональную отзывчивость, но не могу. 34.    Я очень переживаю за свою работу. 35.    Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. 36.    При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.     У   меня   хорошие   (вполне   удовлетворительные)   отношения   с 37. непосредственным руководителем. 38.    Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. 39.    В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.     Некоторые   стороны   (факты)   моей   работы   вызывают   глубокое 40. разочарование, повергают в уныние. 41.    Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. 42.    Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих». 43.    Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. 44.     Я   обычно   проявляю   интерес   к   личности   партнера   помимо   того,   что касается дела. 45.    Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. 46.    Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души. 47.    На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего­нибудь плохого. 48.     После   общения   с   неприятными   партнерами   у   меня   бывает   ухудшение физического или психического самочувствия. 49.     На   работе   я   испытываю   постоянные   физические   или   психологические перегрузки. 50.    Успехи в работе вдохновляют меня. 51.     Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). 52.    Я потерял покой из­за работы. 53.    На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). 54.    Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. 55.    Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. 56.    Я часто работаю через силу. 57.    Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь. 58.     В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье». 59.    Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. 60.    После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. 61.    Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный. 62.     Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. 63.    Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. 64.    Я в отчаянии из­за того, что на работе у меня серьезные проблемы. 65.     Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. 66.     Я   осуждаю   партнеров,   которые   рассчитывают   на   особое   снисхождение, внимание. 67.     Чаще всего  после рабочего  дня  у меня  нет сил  заниматься  домашними делами. 68.    Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. 69.     Состояния,   просьбы,   потребности   партнеров   обычно   меня   искренне волнуют. 70.    Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. 71.    Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня. 72.    Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. 73.    Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. 74.     Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. 75.    Моя карьера сложилась удачно. 76.    Я очень нервничаю из­за всего, что связано с работой. 77.    Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать. 78.    Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. 79.    Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями. 80.    Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. 81.    Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. 82.    Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство. 83.     Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала ­ обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. 84.    Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.   Обработка и интерпретация результатов   Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем   или   иным   количеством   баллов   (указывается   в   ключе   рядом   с   номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты: 1)   определяется   сумма   баллов   отдельно   для   каждого   из   12   симптомов «выгорания», 2)    подсчитывается   сумма   показателей   симптомов   для   каждой   из   трех   фаз формирования «выгорания», 3)    находится   итоговый   показатель   синдрома   эмоционального   «выгорания»   ­ сумма показателей всех 12 симптомов. НАПРЯЖЕНИЕ 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), ­37(3), +49(10), +61,(5), ­73(5) 2.  Неудовлетворенность собой: ­2(3), +14(2), +26(2), ­38(10), ­50(5), +62(5), +74(5), 3.  «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), ­75(5) 4.  Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3) РЕЗИСТЕНЦИЯ 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5); ­17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5) 2.  Эмоционально­нравственная дезориентация:  +6(10), ­18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), ­78(5) 3.  Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), ­31(2), +43(5), +55(3), +67(3), ­79(5) 4.  Редукция профессиональных обязанностей:  +8(5), +20(5), +32(2), ­44(2), +56(3), +68(3), +80(10) ИСТОЩЕНИЕ 1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), ­45(5), +57(3), ­69(10), +81(2) 2.  Эмоциональная отстраненность:  +10(2), +22(3), ­34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10) 3.  Личностная отстраненность (деперсонализация):  +11(5),+23(3),+35(3),+47(5),+59(5),+72(2),+83(10) 4.  Психосоматические и психовегетативные нарушения:  +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5) Предложенная   методика   дает   подробную   картину   синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые   симптомы.  Показатель   выраженности   каждого   симптома   колеблется   в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов ­ не сложившийся симптом, 10­15 баллов ­ складывающийся симптом, 16 и более ­ сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания». Методика   позволяет   увидеть   ведущие   симптомы   «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса ­ осмысление показателей фаз развития стресса ­ напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли   или   вкладе   в   синдром.   Дело   в   том,   что   измеряемые   в   них   явления существенно   разные   ­   реакция   на   внешние   и   внутренние   факторы,   приемы психологической   защиты,   состояние   нервной   системы.   По   количественным показателям   правомерно   судить   только   о   том,   насколько   каждая   фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов ­ фаза не сформировалась; 37­60 баллов ­ фаза в стадии формирования; 61 и более баллов ­ сформировавшаяся фаза. Оперируя   смысловым   содержанием   и   количественными   показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать   достаточно   объемную   характеристику   личности   и,   что   не   менее   важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: •       какие симптомы доминируют; •        какими   сложившимися   и   доминирующими   симптомами   сопровождается истощение; •        объяснимо   ли   истощение   (если   оно   выявлено)   факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; •        какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности; •     в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; •    какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.                       Диагностика уровня личностной невротизации (В. В. Бойко)   Инструкция.  Ознакомьтесь   с   приведенными   ниже   суждениями   и ситуациями и выразите свои ответы в форме «да» или «нет». Опросник 1.     В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ощущение мурашек, онемение. 2.   Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильного сердцебиения. 3.   Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным. 4.     Голова у меня болит часто. 5.     Два­три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары. 6.     В последнее время я себя чувствую хуже, чем когда­либо. 7.     Почти каждый день случается что­нибудь, что пугает меня. 8.      У меня бывали периоды, когда из­за волнения я терял сон. 9.      Обычно работа стоит мне большого напряжения. 10.    Иногда я бываю так возбужден, что это мешает мне заснуть. 11.    Большую часть времени я испытываю неудовлетворенность жизнью. 12.    Меня постоянно что­нибудь тревожит. 13.    Я стараюсь реже встречаться со своими знакомыми и друзьями. 14.    Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением. 15.    Мне трудно сосредоточиться на какой­либо задаче или на работе. 16.    Я очень устаю за день. 17.    Я верю в будущее. 18.    Я часто предаюсь грустным размышлениям. 19.    Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно. 20.    Самая трудная борьба для меня ­ это борьба с самим собой. 21.    Я почти всегда о чем­нибудь или о ком­нибудь тревожусь 22.    У меня мало уверенности в себе. 23.    Я часто чувствую неуверенность в себе. 24.    Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой). 25.     Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной выросло столько трудностей, что одолеть их просто невозможно. 26.     Раз в неделю или чаще я без видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле. 27.    Временами я изматываю себя тем, что слишком много на себя беру. 28.    Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь. 29.    Мое зрение ухудшилось в последнее время. 30.  В отношениях между людьми чаще всего торжествует несправедливость. 31.    У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте. 32.    Я с удовольствием танцую, когда есть возможность. 33.    По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей. 34.    Мой желудок сильно беспокоит меня. 35.    Должен признаться, что временами я волнуюсь из­за пустяков. 36.    Часто я сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый. 37.     Несколько   раз   в   неделю   у   меня   бывает   такое   чувство,   что   должно случиться что­то страшное. 38.    Мне кажется, что близкие меня плохо понимают. 39.    У меня часто бывают боли в сердце или груди. 40.     В гостях я обычно сижу где­нибудь в стороне или разговариваю с кем­ нибудь одним. Обработка и интерпретация результатов Подсчитайте   число   положительных   ответов.   Чем   больше   полученный результат, тем выше уровень невротизации. Интерпретация уровней Высокий   уровень   невротизации   свидетельствует   о   выраженной эмоциональной   возбудимости,   в   результате   чего   появляются   негативные переживания   (тревожность,   напряженность,   беспокойство,   растерянность, раздражительность);   о   безынициативности,   которая   формирует   переживания, связанные   с   неудовлетворенностью   желаний;   об   эгоцентрической   личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках; о трудностях в общении; о социальной робости и зависимости. Низкий   уровень   невротизации   свидетельствует   об   эмоциональной устойчивости; о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм); об инициативности;   о   чувстве   собственного   достоинства;   независимости; социальной смелости; о легкости в общении.   Литература :   Журнал  «Дошкольное воспитание»  №8, 2004 г. Иванова Н., Голубева Е.  Программа психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального  напряжения и улучшения их личного самочувствия Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов 1. 2. 3. 4. 5. Относитесь к себе с уважением. Говорите себе комплименты. Рискуйте! Принимайте на себя ответственность. Живите своей полноценной жизнью, а не только работой.  Не ищите в работе спасение, не делайте из работы миссию. Не ставьте  работу на первое место в вашей жизни. Работа – это всего лишь  профессиональная деятельность, а не вся ваша жизнь. Находите время на себя, на любимое занятие (спорт, танцы, рисование,  вышивание и др.). Частная жизнь поможет вам пережить трудности на работе, а  не наоборот. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Больше времени уделяйте родным, близким, семье, друзьям. В кругу семьи вы можете быть самими собой. Не впускайте в свою жизнь панику, гнев, раздражительность. Учитесь  управлять эмоциями и не позволяйте эмоциям управлять вами. Учитесь просить помощи у коллег, а не тащить на себе весь груз  обязанностей. Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Учитесь трезво оценивать свои силы и возможности, правильно  расставлять приоритеты. Учитесь оценивать свои достижения в конце каждого рабочего дня. Домой возвращайтесь только в позитивном настроении. Не приносите  негатив, и неудовлетворенность работой домой. Не нагружайте родных и  близких профессиональными проблемами. Не приносите работу домой. Уделяйте достаточно времени для сна и отдыха. Не позволяйте себе приходить на работу в неопрятном виде, плохом  настроении. ЛЮБИТЕ СЕБЯ!!!

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2019