Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка.
Как же развивать мышление подростков?
Для правильного развития мышления учитель использует каждую возможность — учить подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свою мысль, воспитывает умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения
.Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте
Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков
стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя.
От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность
дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка.
Как же развивать мышление подростков?
Для правильного развития мышления учитель использует каждую
возможность — учить подростков давать правильные определения,
анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и
четко выражать свою мысль, воспитывает умение рассуждать, умозаключать,
делать выводы и обобщения.
С этой целью следует чаще ставить подростков перед необходимостью
самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и
различное, чаще ставить вопросы «Что здесь имеется общего?», «Чем
отличаются?» По географии это могут быть вопросы, начиная от простейших,
типа «Чем остров отличается от полуострова?» и, кончая такими, как Чем
тундра отличается от тайги?», «Сравни тропический лес и лес умеренного
пояса», «В чем сходство и различие фауны и флоры Африки и Южной
Америки?», «Сравни климат Англии и Франции и т. д.
На уроках ботаники полезно предложить учащимся сравнить мхи и
грибницу и корневую систему,
водоросли,
корневище от корня, спора от семени.
выяснить,
чем отличается
Серию подобных заданий можно составить и по другим учебным
предметам — «Сравни ромб и квадрат», Чем деепричастие отличается от
причастия?», Чем многочлен отличается or одночлена?», «Сравни кислород с
водородом», «В чем сходство и различие рабовладельческого и феодального
строя?» и т, д.Or простого сравнения следует переходить к его более сложным формам
с выделением существенных и несущественных признаков. Рекомендуется,
например, на уроках географии предложить учащимся посмотреть на карте и
после этого назвать их
картинках различные равнины,
сравнить их,
существенные и несущественные признаки, Или сравнить на уроках биологии
по картинкам и по памяти различных грызунов и тоже выделить существенные
и несущественные их признаки. На уроке русского языка сравнить слова
«искусство» и искусный». Почему в первом случае нужно писать два «с», а во
втором одно «c»?
Подобные задания,
вопервых,
являются хорошими мыслительными
упражнениями, а вовторых, способствуют лучшему усвоению учебного
материала.
При этом надо добиваться, чтобы учащиеся не просто «понимали»
различие или сходство, но и учились ясно и точно формулировать свои мысли,
Важно приучать подростка к самостоятельной работе с учебником,
различными
учебными текстами,
настенными таблицами,
словарями,
справочными пособиями.
Исключительно полезен для активизации самостоятельного мышления
подростков так называемый эвристический характер усвоения нового
материала, направляющий школьников на самостоятельные обобщения и
выводы.
Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается тогда,
когда перед человеком возникает вопрос, проблема. Для стимулирования
так
самостоятeльнoго
творческого
подростков
мышления
полезно
организовать их обучение школьным предметам, чтобы перед ними постоянно
возникали проблемы, и побуждать их к творческим поискам путей решения
этих проблем,
познавательная задача,
На основе осознанной учениками проблемы возникает
которая и становится мотивом мыслительной
деятельности,Можно выделить несколько последовательных уровней и ступеней
проблемноэвристического метода. Учитель, обучая учеников, постепенно
переводит их со ступени на ступень, Обычно учитель сам формулирует и
решает проблему, то есть делает вывод, выводит формулу, доказывает
теорему, производит обобщение. Ученики же должны запоминать результат и
ход рассуждения,
На 1м уровне проблемноэвристического обучения учитель указывает на
проблему и формулировку ее, ученики же приучаются самостоятельно
находить пути ее решения. На 2м уровне учитель только ставит проблему,
побуждая учеников самостоятельно и формулировать и решать ее. На 3м
уровне учитель не указывает проблему, а учит учеников самостоятельно
видеть' проблемы, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и
способы ее решения.
выводы, полученные эвристическим методом, прочно запоминаются
школьниками. Если принять во внимание это обстоятельство, да еще то
которое имеет этот метод в развитии
поистине огромное значение,
самостоятельного мышления школьников,
потерянное при этом время окупается с лихвой.
то следует признать,
что
Если даже учащиеся и не справятся с заданием, не найдут правильного
решения, то очень полезен сам процесс активных и самостоятельных поисков.
Но, разумеется, этот метод не является универсальным.
Учитывая, что мышление подростка (особенно младшего подростка) еще
в значительной степени конкретно, необходимо так строить обучение, чтобы
имела место по возможности опора мышления на наглядные представления.
Для устранения или предупреждения имеющего место отрицательного
влияния непосредственного чувственного опыта на процесс мышления
необходимо
впечатления, словом или соответствующей вариацией образов.
соответствующих
случаях
в
корригировать
наглядныеУчитель должен подумать, какими путями может пойти мысль учащихся
в процессе формирования понятий, и принять меры против возможного
замещения отвлеченных признаков наглядными. Этой цели может служить
максимальное разнообразие наглядного опыта, демонстрация разнотипных
случаев (но не просто большого количества), в которых бы варьировались
несущественные признаки. Формируя, скажем, у младших подростков понятие
«остров», надо показать на карте, что острова могут быть большие и малые,
равнинные и гористые, разных очертаний, океанические и материковые.
Обучая геометрии,— обязательно варьировать чертежи при доказательстве
теорем, избегая стандартного расположения фигур.
Разумеется, далеко не всегда есть возможность исчерпать на уроках все
многообразие чувственного опыта. Да в этом и нет нужды, так как важно дать
понять учащимся, как ограничен чувственный опыт, показать принципиальную
чтобы учащиеся поняли,
возможность выхода за его пределы.
Важно,
например, что, доказывая теорему «внешний угол треугольника равен сумме
двух внутренних, с ним не смежных» на конкретном треугольнике, они тем
самым доказывают ее для любого треугольника и любого из шести его
внешних углов.
Следует в полной мере использовать регулирующую функцию слова по
выразить словесно не только
отношению к восприятию,
в частности,
существенные, но и основные вариации несущественных признаков. Например,
учитель поясняет, что «корни растений не обязательно должны находиться в
«водоразделом может служить возвышенность любой высоты,
земле»,
водоразделом являются высочайшие горы» и т. д. Конечно, наилучшие
результаты дает комбинирование показа и разъяснения. Например, вводя
понятие вертикальные углы», учитель говорит: «Вертикальные углы не
обязательно чертить так, как в учебнике. Они могут занимать и такое, и такое,
и такое положение (чертит и: доске), величина углов также может быть
различной (демонстрирует).Точно так же учитель показывает и одновременно поясняет, что внешний
что существенные признаки
угол не обязательно должен быть тупым,
внешнего угла сохраняются при изменении его величины и расположения. В
этих случаях учащиеся осознают существенные признаки в ясном
противопоставлении
неравномерного замещения признаков не наступает.
несущественным,
случайным
признакам,
и
Необходимо учитывать сложившиеся у подростка житейские понятия и
их возможное отрицательное влияние на процесс усвоения научных понятий.
Учитель должен сопоставить те и другие понятия, обратить внимание на
своеобразие научного понятия. С этой целью он может, например, объяснить:
«В жизни слово «опустить» всегда означает движение сверху вниз. Ведь никто
не скажет, что воздушный шар с земли опустился в воздух. Но в геометрии
слово «опустить» употребляется часто в ином смысле.
В данном случае «опустить перпендикуляр из точки на прямую» значит
«провести перпендикуляр из точки на прямую», А так как прямая и точка
могут иметь различное положение (чертит на доске), то не следует удивляться
тому, что в иных случаях мы «опускаем» перпендикуляр, проводя его снизу
вверх (демонстрирует)».
Наконец, чтобы предупредить неправильное обобщение, рекомендуется
иллюстрировать исключения из данного общего правила лишь после усвоения
последнего. Например, разбирая на уроке зоологии внешнее и внутреннее
строение птиц, нельзя в качестве иллюстрации использовать скелет птиц
бегунов, так как строение птиц определяется главным образом их жизнью в
воздушной среде и данный случай представляет собой исключение.
Развитию мышления,
правильному усвоению понятий способствуют
упражнения на практическое применение усваиваемых понятий. Этот факт
настолько хорошо известен, что мы не считаем необходимым останавливаться
на нем детально.Наконец, для развития мышления подростка необходимо повседневно и
систематически учить его приемам правильного, логического мышления, не
оставлять без внимания ни одной логической ошибки.
Разумеется, это является обязанностью не только учителя родного языка.
Развиваю логическое мышление все учителя.
В этом отношении важна повседневная и согласованная работа всего
учительского коллектива. Многочисленные наблюдения показывают, что даже
простейшие логические операции (не говоря уже о сложных) нередко
вызывают затруднения у подростков (особенно младших подростков).
Например, многие из них дают логически неправильные определения, не
указывая рода («СущесТвительное — это которое обозначает название
предмета», «Гора — это поднимающаяся над окружающей местностью»,
«Термометр — это который служит для измерения температуры», «Феодал —
это который эксплуатирует крестьян»), указывают не все признаки, входящие
в состав видового отличия («Окружность — это замкнутая кривая линия»,
«Диаметр — это линия, соединяющая две точки окружности»), допускают
иной раз круг в определении («Земная ось — это воображаемая линия,
соединяющая оба полюса; полюс — конец земной оси») . Часто встречаются
случаи, когда подростки производят логически неграмотное деление понятия.
(«За выполнение задания принялись все ученики нашего класса: мальчики,
девочки, пионеры, отстающие»; «В XVI веке из крестьян Италии высасывали
соки все помещикифеодалы, духовенство, сеньоры и рыцари».)
Учитель обращает внимание подростков на логическую несуразицу в их
ответах, учит их логически грамотно выражать свою мысль. Очень полезно
приучать подростков самостоятельно исправлять допущенные логические
ошибки.
Для развития самостоятельности и критичности мышления нужно
требовать от подростков рецензирования ответов товарищей на уроках по
определённому плану:а) достоинства ответа (правильность и глубина изложения,
последовательность изложения, стилистическая грамотность);
б) недостатки ответа (слабое знание фактического материала, неумение
изложить свои мысли по плану, бедность речи).
Составленные рекомендации содержат основные положения по развитию
мышления в подростковом возрасте. Однако необходим дальнейшее
внедрение новаторских способов и методов развития этого одного из
основных познавательных процессов в жизни и деятельности каждого
человека.