УДК 2-1.070.
СВЕЖЕНЦЕВА АННА СЕРГЕЕВНА, студентка
pushistaayaanka@yandex.ru,
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМА В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ. СТАНОВЛЕНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ СМИ В НАШЕЙ СТРАНЕ.
В данной статье анализируются причины и случаи использования религиозной тематики в работе российских СМИ разных веков, а также история становления конфессиональной журналистики в нашей стране.
Ключевые слова: СМИ, журналистика, религия, вера, конфессия, медиа, государство, политика, издание, пресса, атеизм, вероисповедание, мировоззрение, печать, история.
Религия – одна из значимых сфер жизнедеятельности человека, безусловно нашедшая своё отражение в СМИ.
Первым массовым изданием в России стала газета «Куранты», выпущенная в 1621 году.
Как известно, в современном обществе научное мировоззрение преобладает над религиозным, но для человека, живущего XVII-XVIII веках оно было единственным. Причём касалось это не только крестьян, не имевших образования и объясняющих многие события и явления в своей жизни происками сверхъестественных сил, но и аристократии и монархов. Например, российские императоры восходили на престол через церемонию «помазания на царство» - религиозного обряда, который обозначал, что власть приходит именно к этому человеку, потому что так решил Бог. Действия правителя не оспаривались, так как считалось, что пойти против него, значит пойти против «Божьей воли» [1].
Соответственно, религия была неотъемлемой частью работы всех российских изданий до конца XIX века – начала XX века, причём, вне зависимости от основной темы самого СМИ.
Рассмотрим на примере таких изданий, как: «Санкт-Петербургские ведомости» - общественно-политическая газета, «Колокол» - первая российская революционная газета, «Сибирская жизнь» - городская газета (Томск), «Земледельческая газета», «Христианин» - православный журнал.
Стоит отметить, что все российские СМИ до 1919 года были представлены в печатных жанрах, так как именно тогда начали идти первые радиовещательные передачи в нашей стране [2], а телевидение и интернет-журналистика появились только в конце ХХ века – начале ХХI.
Наличие религиозной темы в православном журнале «Христианин» очевидно, но присутствует она и в других вышеназванных СМИ:
· Санкт-Петербургские ведомости, выпуск №241 от 4 ноября 1858 года (в переводе с дореволюционного русского языка, авторская пунктуация соблюдена): «Высочайшими грамотами Всемилостливейше пожалованы: (17-го сентября) действительному статскому советнику, главному штаб-доктору отдельного гвардейского корпуса, Оресту Шерингу, - знаки Императорского ордена Св. Анна, первой степени с мечами, украшенные Императорскою короною;»
· Колокол, выпуск №243 от 15 июня 1867 года, (в переводе с дореволюционного русского языка, авторская пунктуация соблюдена): «Наше мнение об этом пути известно: ни вопль безумных крикунов, ни брань сильных мира сего, не заставят нас не превозносить этого рода попыток, влекущих за собой страшные бедствия; не произносить слова осуждения мученикам, которые обрекают себя на смерть…»
· Сибирская жизнь, выпуск №50 от 5 марта 1909 года, (в переводе с дореволюционного русского языка, авторская пунктуация соблюдена): «Пусть река прогресса течёт между двумя несокрушимыми берегами, между храмом правосудия, между храмом Бога и между святилищем закона, святилищем истины».
· Земледельческая газета, выпуск №1 от 1 июля 1834 года (в переводе с дореволюционного русского языка, авторская пунктуация соблюдена):
«Сближая человека с природою, Земледелие внушает ему приверженность к благородной земле, им обрабатываемой; смягчает его нравы; утверждает семейственные узы, и ведет к истинной гражданской образованности».
Во всех приведённых выше примерах можно найти следы религиозного мировосприятия авторов. Это выражается не только в прямых упоминаниях божеств, как, например, в «Сибирской газете», но и в использовании духовных терминов, как в случае с «Колоколом» и «Санкт-Петербургскими ведомостями».
В начале XX века произошёл крах Российской империи. Был основан СССР, в котором официально была признана такая догма, как атеизм.
Вероисповедания были запрещены. Уничтожались храмы, мечети, синагоги, шаманские бубны, языческие капища, дацаны, священнослужители ссылались в лагеря и расстреливались. Все СМИ стали государственными и несли в себе две функции: прославление правящего режима и господствующей идеологии, освещение происходящих в стране событий.
Так как религия была запрещена, то основной целью изданий было объяснить народу вред веры. Например, с 1922 по 1941 годы впускалась еженедельная газета «Безбожник», антирелигиозные статьи печатались в «Правде» и даже в сатирическом журнале «Крокодил» [3].
Значимую роль в формировании атеистического мировоззрения у населения Советского Союза сыграли документальные фильмы, разоблачающие многие религиозные писания, истории о святых и святынях. Таковыми были работы «В чаду экстаза» М. Горбунова, «От тьмы к свету» Я. Воловика, «Пусть торжествует жизнь» В. Воронина [3].
Помимо этого, антирелигиозные программы выходили в эфир на радио. Например, выпуски радиожурнала «Атеист» регулярно ставились в эфир на областных радиостанциях Белорусской ССР (Гомельский, Минский, Брестский и другие регионы), а 19 сентября 2023 года отметит своё 92-летие Воронежский антирелигиозный радиоуниверситет [4].
Однако существовала и обратная конфессиональная пропаганда. В период руководства страной И.В.Сталина, в особенности во время Великой Отечественной войны, началось послабление запрета на вероисповедание в СССР. Обусловлено это было двумя основными причинами:
· И.В.Сталин окончил духовную семинарию, в связи с чем, во время его нахождения у власти гнёт на духовные учреждения был ослаблен.
· Вера психологически помогала пережить людям тяжёлые времена: давала им надежду, утешала скорбь, призывала помогать ближним.
В 1946 году на Украине начал издаваться «Православный вестник», с 1944 по 1992 год печатался баптистский «Братский вестник», в более ранний период – с 1925 по 1929 – выпускался журнал «Баптист». Позднее, с 1968 года, в СССР публиковалось издание «Мусульмане Советского Союза» [5].
Только в 1988 году запрет на религию был снят. Практически на официальном уровне было отпраздновано 1000-летие Крещения Руси. Событие освещалось практически всеми главными радиостанциями и телеканалами страны [6].
В 1991 году произошёл распад СССР. Его правопреемницей стала Российская Федерация, руководство которой объявило государственной идеологией «либеральный консерватизм», а также ввело свободу вероисповедания, сделав страну светской.
Именно тогда, в 1990-ых годах стала полноценно возрождаться религиозная культура в России. Тема вероисповеданий свободно освещалась и освещается в СМИ. Например, на «Первом канале» ведутся прямые трансляции с таких крупных праздников, как Пасха, Рождество, Ураза и Курбан-Байрам. Прямые включения ведутся на радиостанциях, таких, как «Радио России» и «Вести FM». Новости об этих событиях можно увидеть на новостных лентах, печатных страницах и сайтах изданий «Московский Комсомолец», «Аргументы и факты», «РИА Новости» и др.
Помимо этого, сейчас существует множество СМИ, специализирующихся только на религиозной тематике.
К таковым можно отнести:
· Телеканалы «Спас» и «Аль-РТВ».
· Радиостанции «Русское Христианское Радио», «Радио ВЕРА», «Аль-Радио».
· Печатные издания «Встреча», «Фома» (православные), «Рахман» (мусульманская газета), журнал «Буддизм России».
· Электронные медиа: форум «Буддийская газета», мусульманские сетевые издания «Ислам.Ру», «Муслим-пресс» и «ИсламНьюс», православные форумы «Доброе слово», «Предание.Ру», «Ангел-хранитель» и др.
Таким образом, религия, как и любая другая сфера человеческой жизни, не могла не найти отражения в СМИ. До конца XIX века и начала полномасштабного технического прогресса в России, тема вероисповедания, в особенности православия, как основополагающей для того времени конфессии в нашей стране, была обязательной, так как вера присутствовала во всех сферах жизни человека. В период существования Советского Союза, когда религиозные верования были запрещены, основной целью изданий было прославление атеизма, однако находились и такие СМИ, работники которых, несмотря на риск уголовного преследования, продолжали вести издания на тему какого-либо одного вероучения. В современном обществе религия разрешена, поэтому сейчас существуют медиа, специализирующиеся как только на данной тематике, так и те, которые в качестве новостного материала сообщают о различных обрядах, праздниках, событиях конфессии.
Список литературы
1. Л.З.Султыгова, 2012 год, «Самодержавие, православие и народность в Российской государственно-правовой доктрине». Журнал «Гуманитарные и социальные науки» №1. УДК 340. URL: https://cyberleninka.ru/article/n
2. Радиовещание//Большая советская энциклопедия, 3-е издание, 1969-1978, гл.ред. А.М.Прохоров.
3. Е.С.Апанасёнок, 2015, «Атеизм VS Вера: влияние антирелигиозной пропаганды на горожан Центральной России в 1920-е – 1980-е гг.», журнал «Провинциальные научные записки», №1, с. 82-89.
4. Сетевое издание «Блокнот Воронеж». Статья от 19 сентября 2022 года «Атеистическая пропаганда по радио 91 год назад стартовала в Воронеже». Автор: Илья Ершов. URL://https://bloknot-voronezh.ru
5. В.А.Ахмадуллин, 2014, «Деятельность партийно-государственного аппарата СССР и Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана по изданию и распространению мусульманских журналов в 1945-1991 гг»//Вестник Дагестанского государственного университет, выпуск №4, с.95.
6. Л.А.Королёва, А.А.Королёв, О.В.Мельниченко, 2011, «Взаимоотношения власти и Русской православной церкви накануне празднования 1000-летя крещения Руси» // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева, №3, с. 137-141.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.