16. Ремонт базовых и корпусных деталей тор
Основные понятия о базах, их назначение и классификация
Базами называются поверхности, линии или точки самой детали или связанные с ней, по отношению к которым рассматривают положение других поверхностей, линий или точек. Базы необходимы при конструировании, обработке, измерении и сборке деталей. В зависимости от назначения различают конструкторские и технологические базы.
Конструкторские базы — это точки, линии и поверхности, относительно которых на рабочем чертеже детали ориентируется положение других точек, линий и поверхностей. Конструкторскими базами часто служат осевые линии отверстий, валов, плоскости разъема корпусных деталей и др.
К числу технологических относят установочную, исходную и измерительную базы.
Установочной базой называют поверхность детали, на которой она удерживается в определенном положении относительно исполнительного размера в процессе обработки. Положение, придаваемое заготовке на станке или в приспособлении, называют базированием. Различают основные и вспомогательные установочные базы. В качестве основной установочной базы обычно принимают рабочую поверхность детали, т. е. поверхность, которая сопрягается с другой деталью или выполняет какую-нибудь другую функцию в узле.
Вспомогательная установочная база — специально обработанная поверхность детали. Примерами таких баз могут служить обработанные плоскости на головке шатуна двигателя внутреннего сгорания, приливы на блоках, центровые отверстия на торцах валов и др. База первой операции называется черновой, так как эта поверхность еще не подвергалась обработке.
Исходная б а з а — это поверхность, линия или точка, относительно которой ориентируется положение поверхности, подлежащей обработке. Точность обработки всегда будет выше, если в качестве исходной принимается одна из конструкторских баз.
Выбор базирующих поверхностей на детали
Правильный выбор технологических баз определяет точность обработки детали. При выборе баз руководствуются принципом совмещения баз. По отношению к обрабатываемой поверхности принцип совмещения состоит в том, что при разработке операции технологического процесса следует использовать один и тот же элемент детали в качестве конструкторской и технологических баз. При соблюдении принципа совмещения баз, дополнительные ошибки в операциях обработки не возникают.
Ремонт базовых корпусных деталей является очень ответственным процессом, так как корпус в большинстве случаев несет не только защитную функцию от внешних факторов, которые могут повлиять на работу механизма, но также являлся и базовой опорой для расположенного внутри механизма. При обнаружении каких-либо дефектов, трещин или сколов на корпусе, следует немедленно провести полную диагностику всего аппарата чтобы оценить степень риска его дальнейшего использования и, в кратчайшие сроки восстановить первоначальный вид корпуса.
Основные виды дефектов базовых деталей
Базовые детали строительных машин предназначены для закрепления узлов и агрегатов машин и должны обеспечивать правильное расположение и надежное их крепление. По конструкции базовые детали разделяются на две группы:
· рамы, платформы, тележки обычной сварной или клепаной конструкции;
· блоки, корпуса, картеры и другие детали литые или сварной конструкции.
· Характерными дефектами базовых деталей первой группы являются:
· перекос конструкции из-за ослабления заклепочных, болтовых или сварных соединений и деформации отдельных деталей (балок, раскосов, лонжеронов, брусьев, листов и т. п.);
· изогнутость отдельных деталей (продольных балок, поперечных брусьев, стоек, кронштейнов и т. п.);
· разрывы и трещины сварных швов;
· износ посадочных мест и привалочных поверхностей деталей; срыв резьбы болтовых и винтовых соединений; ослабление заклепочных соединений;
· трещины и разрывы в продольных брусьях, поперечных балках, листах, втулках, стаканах, кронштейнах и других деталях;
· износ сопрягаемых деталей — втулок, осей, подшипников и т. д.
Базовые детали второй группы — блоки, картеры и корпуса — изготавливаются из чугуна и стали, реже из алюминия и его сплавов. Эти базовые детали имеют следующие дефекты:
· износ посадочных мест под подшипники, втулки, фланцы, оси и т. п.;
· износ привалочных плоскостей;
· пробоины и трещины корпусов и блоков, поломки приливов, кронштейнов, фланцев и т. п.; коробление или погнутости;
· нарушение соосности посадочных мест под подшипники, фланцы и оси.
В литых базовых деталях часто встречаются раковины и внутренние трещины, которые образовались при их изготовлении. Такие дефекты бывают в местах перехода тонких стенок к толстым.
Выявление дефектов и методы ремонта базовых деталей
Ликвидация трещин.
1. С помощью стяжек. По обе стороны трещины на некотором удалении от нее сверлят и развертывают два отверстия, в них запрессовывают штифты с выступающими концами. Изготовляют стальную пластину-стяжку с двумя засверленными и развернутыми отверстиями, расстояние между которыми несколько меньше расстояния между штифтами. При возможности трещину стягивают струбциной, стяжку нагревают и надевают на штифты. При своем охлаждении она стягивает трещину.
2. С помощью штифтов. Концы трещины, определенные «керосиновым пробоем», засверливают сверлом диаметром 4-5 мм и между ними вдоль трещины тем же сверлом засверливают отверстия на расстоянии 6-7 мм. Во всех отверстиях нарезают резьбу, куда завинчивают резьбовые штифты из мягкой стали или меди, выступающие над поверхностью на 1-2 мм. После этого засверливают отверстия между штифтами с перекрытием их не менее чем на 1/4 диаметра; в отверстиях нарезают резьбу, куда заворачивают штифты, обрубаемые заподлицо. Концы выступающих штифтов расчеканивают и опиливают.
3. С помощью накладок. Для предупреждения дальнейшего распространения трещины ее концы засверливают сверлом диаметром 4-5 мм. Из мягкой стали толщиной 4-5 мм вырезают накладку, размеры которой должны не менее чем на 15 мм перекрывать границы трещины. По размерам накладки из листового свинца или картона вырезают прокладку. На расстоянии 10 мм от края и 10-15 мм друг от друга по периметру в накладке и прокладке сверлят сквозные отверстия под винты с резьбой М5-М6 с потайной головкой. По накладке в корпусе по периферии района трещины сверлят отверстия и нарезают резьбу М5-М6. Накладку и прокладку смазывают суриком или клеем (БФ-2, карбинольным клеем-цементом и др.) и прикрепляют винтами к корпусу. Края накладки расчеканивают и опиливают.
4. Заваркой с последующей механической обработкой (при необходимости).
Ремонт пробоин и сколов производят:
1. Установкой ввертыша. Поврежденное место рассверливают, в нем нарезают резьбу, куда ввертывают и стопорят кернением резьбовую пробку, предварительно смазанную суриком.
2. Установкой пробки. Небольшие сколы засверливают и развертывают, в отверстие запрессовывают пробку, опиленную по форме ремонтируемой поверхности.
3. Установкой вставки. Сколотое место запиливают или фрезеруют, по форме паза изготовляют вставку, которую запрессовывают в паз. Вставка может дополнительно крепиться винтами.
4. Заваркой пробоин наплавкой сколов с последующей механической обработкой.
Ремонт сломанной выступающей части (кронштейна, ушка, стержня) производят:
· Установкой вставки или пробки. Оставшуюся часть выступающего элемента фрезеруют, строгают, срубают и запиливают, высверливают. Затем запиливают или фрезеруют паз под вставку или засверливают и развертывают (или нарезают резьбу) под пробку (либо под штифт с резьбовым концом). Вставку запрессовывают в паз и крепят к корпусу винтами. Пробку запрессовывают, штифт заворачивают резьбовым концом, смазанным суриком, в корпус. При наличии в сломанном кронштейне или ушке отверстия его развертывают или растачивают в размер после установки вставки.
· Приваркой отломанной части к корпусу.
Ремонт изношенных отверстий производят:
· Установкой ремонтной втулки. Изношенное отверстие засверливают и развертывают или растачивают под запрессовку в него ремонтной втулки или стакана. От осевого смещения или проворота втулку (стакан) стопорят установкой винта в разъем с корпусом. В запрессованной втулке растачивают или развертывают отверстие нужного диаметра.
· Наплавкой отверстия. Поверхность изношенного отверстия наплавляют, а затем обрабатывают до первоначального размера.
Ремонт изношенных гнезд под фиксаторы рукояток производят:
· Установкой ремонтной пробки. Изношенные гнезда засверливают сверлом большого диаметра, нарезают резьбу (разворачивают), заворачивают резьбовую пробку (запрессовывают пробку по посадке с натягом), обрабатывают пробку заподлицо со стенкой корпуса, размечают и засверливают новые отверстия под фиксатор.
· Установкой накладки. При расположении гнезд на выступающих приливах корпуса приливы фрезеруют или запиливают. На обработанные поверхности с помощью винтов с потайной головкой крепят стальную планку толщиной не менее 6 мм, в которой размечают и сверлят отверстия под фиксатор.
При всех способах ремонта корпусных деталей ремонтируемое место предварительно зачищают стальной щеткой или шлифовальной шкуркой. При необходимости соблюдения герметичности корпуса с трещинами и пробоинами после ремонта подвергают гидравлическому испытанию давлением 0,2-0,3 МПа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.