Репертуар как фактор развития и воспитания учащихся ансамбля танца «Радость Детства»
Оценка 4.6

Репертуар как фактор развития и воспитания учащихся ансамбля танца «Радость Детства»

Оценка 4.6
docx
07.04.2020
Репертуар  как фактор развития и воспитания учащихся ансамбля танца «Радость Детства»
Назаренко доклад.docx

Репертуар  как фактор развития и воспитания учащихся

ансамбля танца «Радость Детства»

Назаренко Игорь Владимирович

педагог ансамбля танца

 «Радость Детства»

МБУДО ДДТ «Первомайский»

Данная тема актуальна для педагога. Обращение к данной теме  связано с тем, что в личном опыте автора, на данном этапе творческой деятельности проходит  формирование репертуарной политики  нового хореографического коллектива ансамбля танца «Радость Детства».

При всем многообразии в художественной хореографической самодеятельности сложились довольно четкие типы коллективов, подразделяющиеся по следующим признакам:

1. Возрастным: детские (дошкольные, школьные), юношеские и возрастные смешанные.

2.      Организационным: кружок, студия, ансамбль, театр, школа.

3. Тематически – репертуарными: народного танца (одного народа, разных народов), классического, бального, эстрадного, спортивного.

Это наиболее общие, часто встречающиеся типы хореографических коллективов в дополнительном образовании. Я считаю, что  не только тип определяет выбор репертуара. Самобытным, интересным коллектив делает его индивидуальное лицо.

С одной стороны, сложившийся тип коллектива определяет репертуарную политику педагога в соответствии с общепринятыми характеристиками. С другой же стороны, индивидуальные признаки  в коллективе уточняют какой из многообразия танцев, близок к данному ансамблю, что из богатств хореографии интересно обогатит репертуар ансамбля народно-сценического танца.

Потому важно замышлять программу в целом, а не отдельный танец для постановки. Нанизывая каждый новый танец на существующий замысел программы, можно создать коллектив индивидуального репертуара.

Второй, как я считаю, не менее важный принцип при определении репертуара коллектива – учет его возможностей. Что он включает?  Прежде всего, один из известных законов педагогики: задача должна соответствовать сегодняшним  возможностям коллектива и чуть–чуть превышать их, что способствует развитию и росту.  Поэтому на первых порах жизни коллектива я не ставлю перед своим коллективом «Радость детства» сложную задачу.  Выбор репертуара  основываю на соответствии подготовленности коллектива и требований того или иного произведения. И все же необходимо, чтобы каждый номер репертуара был не легким и не щелкался как орешек, а чтобы ставил задачи, которые надо преодолеть в работе, учась добиваться цели, осваивать новое, неизвестное.

В этом одна из сложностей выбора репертуара и здесь стараюсь опираться не на общий средний уровень, а на наиболее стремящихся вперед участников, своеобразных творческих лидеров коллектива. Для этого одновременно ввожу в постановочную работу не один, а два или три номера, пробуя на участие в них как можно большее число исполнителей. Для одних окажется наиболее близким один танец, для других – другой. Освоение каждым учащимся посильной задачи. Некоторый элемент соревнования позволит двигаться вперед всему ансамблю и определит для каждого танца состав исполнителей, соответствующий требованиям данного произведения. Например: в старшей группе ансамбля в репертуар включены номера «Девичья» стилизованный русский танец, «Ритмы Индонезии» номер исполняется сидя на коленках, «Варенька» номер технически сложный построенный на дробях. В средней группе номер «Большой хоровод» это сюита танцев народов мира, где дети разделены на группы, каждая из которых показывает китайский, американский и русский танец. 

Очень важна  последовательность ввода этих танцев в репертуар. Он в зависимости от ряда условий может быть одновременным или поочередным. Говоря о принципах выбора танцев в соответствии с возможностями, я фактически затронул еще один вопрос формирования репертуара – развитие индивидуальности. Этот сложный вопрос много лет лишь декларировался в хореографии, а на деле не решался. Причина тому – стремление только к массовым показателям. Массовые танцы, рассчитанные на большое количество исполнителей, усредняют способности и индивидуальный            рост каждого танцора.  Отсюда более одаренные от природы, интересные участники нивелируются, так, как   вынуждены, исполнять те же массовые танцы, что и менее способные.

Безусловное наличие в коллективе детей разных способностей к танцевальному искусству ставит перед педагогом при формировании репертуара такую серьезную задачу, как развитие индивидуальности участников коллектива. Индивидуальность должна получать пищу для развития не на словах, а в конкретном деле, тогда  у него будет устойчивая мотивация к занятиям в коллективе. Причем, не только для ярко одаренных детей, но и для всех.  Возникнут образы для подражания, стимул для работы, стремление тянуться за лидерами и зримая возможность достигнуть более совершенного и яркого проявления своих способностей в сложном и трудно достигаемом мастерстве искусства танца. Поэтому я  вместе с массовым репертуаром  развиваю и сольный, а также мало групповой репертуар, как подготовка к сольному. Это обогащает концертный репертуар, позволяет строить его по принципу чередования.  А значит, с одной стороны формирование репертуара  соотношу с общим направлением, создающим творческое лицо коллектива, с другой, с возможностями роста учащихся, их творческой индивидуальности.

Определяя выбор того или иного танца,  опираюсь на возможности коллектива, состоящего из индивидуальностей, создаю условия для их творческого проявления и развития. Только тогда творческая деятельность в коллективе выполняет свою главную функцию – воспитание учащихся средствами искусства, его творческого освоения.

В хореографическом коллективе танцевальный репертуар делится на:

- репродуктивный;

- творческий;

- внутренний;

- внешний (концертный).

Репродуктивный репертуар, когда педагог коллектива ставит в своем ансамбле постановки других балетмейстеров, которых либо приглашают по контракту на постановочную работу, либо используют видеозаписи постановок ведущих мастеров хореографии.

В своей работе опираясь на творчества великих мастеров, Государственный ансамбль Игоря Моисеева, ансамбль «Березка» Надежды Надеждиной, стараюсь использовать и свои  творческие или авторские постановки т.е сам являюсь автором танцевальных номеров.

Темы выбираю исходя из возрастных особенностей и подготовки учащихся. Исходя из жанра коллектива, темы для детских работ берутся из фольклора, сказочные персонажи – из произведений искусства, например средняя и младшая группа исполняет номер «Маленькая страна», где на сцене появляется Фея, оживляет сказочные цветы, прилетают  бабочки и на этой волшебной полянке появляются гномики. Тема номера понятна и очень интересна детям, а также сидящим в зале, так как весь номер случается новое волшебство с появлением новых героев.

Внутренний репертуар – это постановки, которые не выносятся на сцену. Это номера, подготовленные для праздников: 8-е марта, ко Дню защитников отечества, к встрече Нового года,  к посвящению  принятия в коллектив. Как правило, это не большие сюжетные постановки, которые входят в общий сценарий театрально – праздничного представления. Например, номер «Смуглянка» готовит младшая группа ко «Дню Победы».

Внешний репертуар идет на концертные программы, конкурсы, фестивали. На фестивали  и конкурсы номера готовятся отдельно или отбираются лучшие из репертуара коллектива. 

            Приступая к работе с новыми постановками, прежде всего, обращаю внимание, представляет ли танец художественный интерес, отвечает ли он задачам, стоящим перед дополнительным образованием детей, несет ли в себе элементы подлинного искусства, служит ли эстетическим или познавательным целям.

Идейность репертуара – одно из основных условий деятельности нашего ансамбля. Весь наш  репертуар должен быть понятен зрителю, танцы должны быть доходчивы, интересны и участникам и зрителям. Репертуар, который создается,  имеет большое воспитательное значение и для зрительской аудитории.

Репертуар  в коллективе постоянно обновляется, что дает рост исполнителей и постановщика.

Необходимым методическим условием выступает, прежде всего, программная организация работы и поэтапность освоения репертуара, обеспечивающая этот рост. Каждая новая работа – это ступень, но для этого необходимо в обозримом будущем видеть этапную площадку. Тогда, задачи становятся ясными, их решение - целевым, а результаты - зримыми.

Следующее необходимое решение, которое использую  в работе – это включение в план работы «поисковых тем», то есть создание новых танцев  вместе с детьми, на их глазах и при их активном участии. Важна воспитывающая роль сотворчества в создании нового. И, пожалуй, самое важное побуждение в учащихся  – инициатива к самому творчеству, развитие  индивидуальности и творческого воображения. Например после открытого урока дети показывают свою работу «Капустник», приготовленный ими самостоятельно без участия педагога, это выполняет сразу несколько задач: 1. Развивает воображение, креативность мышления, 2.  Совместная работа детей помогает сплочению коллектива. 3. Дети сами придумывают танец, что важно для их развития.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

С.Н.Худеков Иллюстрированная история танца. М. «Эксмо» 2009г.

С.Н. Худеков. Всеобщая история танца М. «Экало» 2009г.

А.Г.Колесников. Театр балета Ю.Григоровича 2008г.

Чеккетти полный учебник классического танца. М. «Аст. Астрель» 2007г.

В.Е. Баглай Этническая хореография народов мира. Учебное пособие о Доп «Феникс» 2007г.

А.Г.Колесников. Ю.Григорович. Путь русского хореографа Краснодар 2007г.

А. Никифорова. Советы педагога клас. танца. С П. Искусство Россини, 2005


 

Репертуар как фактор развития и воспитания учащихся ансамбля танца «Радость

Репертуар как фактор развития и воспитания учащихся ансамбля танца «Радость

Индивидуальность должна получать пищу для развития не на словах, а в конкретном деле, тогда у него будет устойчивая мотивация к занятиям в коллективе

Индивидуальность должна получать пищу для развития не на словах, а в конкретном деле, тогда у него будет устойчивая мотивация к занятиям в коллективе

Капустник», приготовленный ими самостоятельно без участия педагога, это выполняет сразу несколько задач: 1

Капустник», приготовленный ими самостоятельно без участия педагога, это выполняет сразу несколько задач: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020