Решай визуализируя и выбирай профессию на уроках математики
Оценка 5

Решай визуализируя и выбирай профессию на уроках математики

Оценка 5
pdf
18.04.2022
Решай визуализируя и выбирай профессию на уроках математики
Сборник задач
poslednyaya_knizhka_Alexeevskaya_modeli_mnogogranniki.pdf

 

УДК 378

ББК 74

А287

 

Алексеевская Л. Е.

                   И        Решай визуализируя и выбирай профессию на уроках ма-

 А287     тематики. Учебное пособие. – Куйбышев : КФ ФГБОУ ВО «НГПУ», 2018. – 48 с.

 

ISBN 978-5-ХХХХХХ-ХХ-Х

 

  

 

Рецензент: Н. П. Шаталова, доцент, кандидат физикоматематических наук, профессор РАЕ, профессор кафедры МИиМП, Новосибирский государственный педагогический университет (Куйбышевский филиал), г. Куйбышев 

Рецензент: Щербакова Надежда Алексеевна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №3 Куйбышевского района Новосибирской области.

 

 Учебное пособие представляет комплекс задач профессионального контекста, решение которых возможно с использованием визуальных моделей. В пособии представлены математические задачи, которые можно использовать на уроках математики в 9 классе.

Издание предназначено для обучающихся и учителей общеобразовательных школ. 

 

 

 

УДК 378

ББК 74

 

        

         ISBN978-5-ХХХХХХ-ХХ-Х               © Куйбышевский филиал КФ ФГБОУ ВО

«НГПУ», НИЛ КО КФ ФГБОУ ВО «НГПУ», 2018

© Алексеевская Л. Е., 2018  

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................. 4

ЗАДАЧИ, ПРИ РЕШЕНИИ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИЧЕСКИХ  ВИЗУАЛЬНЫХ     ............................

МОДЕЛЕЙ.................................................................... 6

ЗАДАЧИ, ПРИ РЕШЕНИИ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ   ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ВИЗУАЛЬНЫХ .............................

МОДЕЛЕЙ.................................................................. 12

РЕШЕНИЕ  ЗАДАЧ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ..........

СОДЕРЖАНИЯ.......................................................... 17

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  К ...................

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ 34

ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ.............................................. 42

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 44

 ДИСК С ПРЕЗЕНТАЦИЯМИ.................................... 46

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В процессе знакомства с профессией через математические задачи требуется умение  осуществлять процесс моделирования. Сегодня образовательные школы имеют возможность использовать в обучении школьников различные виды визуальных моделей: операционные, формализованные, структурные, эвристические,  дистрибутивные, визуальные модели преемственности. 

Сама теория моделирования рассматривает две группы способов моделирования: аналитическое и имитационное. 

Под аналитическим моделированием понимают построение модели, основанной на описании поведения объекта или системы объектов в виде аналитических выражений – формул. При таком моделировании объект описывается геометрическими формулами, алгебраическими уравнениями, неравенствами, решение которых может дать представление о свойствах объекта, описанного в задаче. 

Имитационное моделирование предполагает построение модели с характеристиками, адекватными оригиналу, на основе какого-либо его физического или информационного принципа. Это означает, что внешние воздействия на модель и объект вызывают идентичные изменения свойств оригинала и модели. В последнее время имитационное моделирование все больше реализуют моделированием объектов на компьютере, что позволяет в  интерактивном режиме исследовать модели самых разных по природе объектов.

 «Многогранники и тела вращения» одна из важнейших тем в курсе геометрии девятого класса. Прикладная направленность данной темы обуславливается применением ее в различных профессиях. Однако, не секрет, что её изучение вызывает затруднение у большинства обучающихся. Повысить интерес к математике, к данной теме и к выбору профессии поможет данное учебное пособие. 

Учебное пособие содержит задачи по теме «Многогранники и тела вращения», методические комментарии, презентации к задачам и видео-зарисовки рабочих фрагментов деятельности  специалиста той профессии, о которой идет речь в содержании математической задачи. 

Особенность учебного пособия заключается в том, что оно содержит задачи, в которых учтено соответствие вида визуальной модели и геометрической фигуры. Решение каждой задачи предусматривает свой алгоритм использования визуальной модели.  

             

ЗАДАЧИ,  ПРИ РЕШЕНИИ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИЧЕСКИХ                                   

ВИЗУАЛЬНЫХ  МОДЕЛЕЙ 

 

 

 

 

В данном параграфе предлагается решить задачи средствами статистических визуальных моделей.  

Средства статистической визуализации применяются как инструмент для решения большого круга учебно-методических задач. Они обладают определенными дидактическими возможностями, что позволяет:

-           зафиксировать кадр для обозрения слушателям;

-           регулировать темп демонстрации кадров диафильма;

-           обеспечить демонстрацию нарастающего потока информации;

-           включать зрительную память в систему усвоения знаний, формирования навыков и умений;

-           на кадре диафильма нести большую учебную информацию, чем кадр фильма, так как он освобожден от второстепенных сведений и дополнен текстом;

-           применять графопроекторы на занятиях без затемнения аудитории;

-           развивать интерес слушателей к содержанию через красочное изображение и четкую систему построения материала на слайдах.

Следует отметить, что диафильмы, диапозитивы, слайды, кодопозитивы просты в изготовлении, что доступно практически каждому преподавателю. Они компактнее других наглядных пособий и удобнее в хранении.

Слайды и кодопозитивы удобнее диафильмов, так как их можно быстро подобрать для конкретного занятия, легче обновлять и совершенствовать. Можно изготавливать слайды типа «динамический плакат», в которых последовательно изображаются стадии развития какого-либо процесса. Кроме того слайды позволяют управлять демонстрацией изображения с учетом дидактической целесообразности. Преподаватель может закрыть часть материала черной бумагой, куском картона, фанеры, а затем постепенно открывать, демонстрируя отдельные элементы цельного слайда.

 

Задача 1 (профессии: инженер-строитель, сметчик, экономист

Здание игрового центра в форме прямой призмы, в основании которой лежит равнобедренная описанная около бассейна (окружности) трапеция ABCD с боковой стороной, равной 5, и высотой, равной 3, высота здания 20 м. 

Определите, сколько облицовочных плит, размером 0,5 м.

на 0,5 м. нужно закупить для обшивки лицевой стороны здания, если оно расположено так, что лицевая сторона – это сторона, опирающаяся на большее основание трапеции. 

 

Задача 2 (профессия: боксер, реставратор). 

Для тренировки в боксерском клубе используются «спортивные груши». Диаметр «груши» составляет 100 см, а её высота – 90 см. Сколько  квадратных метров ткани понадобится для реставрации спортивной «груши».

 

Задача 3 (профессия: тренер

В тренажёрном зале находится снаряд в виде пирамиды. Основанием пирамиды является равнобедренный треугольник с углом 120° и боковой стороной 5 см. Высота пирамиды равна 6 см.  Для того, что бы распределить равномерно нагрузку необходимо определить ее объем.

 

Задача 4 (профессии: мелиоратор)

Используя опорную схему известного учителя-методиста

В. Ф. Шаталова, представленную на рисунке, определить площадь, занятую посевами пшеницы, которая может быть полита водой из цистерны в виде правильной шестиугольной призмы, если сторона ее основания равна 6 м, высота 5 м, а расход воды на 1 кв. м. посевов составляет 10 л. воды.

 

Рисунок 1. Опорная схема по В.Ф. Шаталову

 

Задача 5 (профессия: дизайнер)

На фабрике шьют платья, которые по форме составляют правильный параллелепипед без нижнего основания. 

Найдите длину выреза под горло на средней линии верхнего основания, если он относится к длине стороны его основания так же как 1:3, высота платья равна 160 см, а его объём равен 156000 см2

 

Задача 6 (профессия: коллекционер)

Была потеряна раритетная вещь. О ней известно только то, что прямоугольник, стороны которого равны 6 см и 4 см, вращается около меньшей стороны. 

Необходимо найти площадь поверхности данной вещи.

 

Задача 7 (профессия: маляр)

При покраске стен рабочие решили прикрыть волосы колпаком в виде конуса радиус основания 12 см. 

Найдите площадь боковой поверхности, если высота конуса равна 16 см.

 

Задача 8 (профессия: спортсмен

Мяч для гимнастики с радиусом в 30 см расположен в ящике объемом 114 м3

Какое максимальное количество мячей может поместиться в данный ящик?

 

Задача 9 (профессия: повар)

В бочке цилиндрической формы налили 1200 см3 компота. Уровень жидкости оказался равным 15 см. В компот погрузили ягоды от этого компота. 

При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 12 см.

Чему равен объем ягод?

 

Задача 10 (профессия: повар-кондитер) 

Повару-кондитеру поступил заказ на пирожное в виде треугольной призмы в основании которой лежит равнобедренный треугольник с боковой стороной равной 5 см и основанием равным 6 см, для наполнения его малиной необходимо рассчитать объем пирога, если боковое ребро равно 10 см.

 

             

ЗАДАЧИ, ПРИ РЕШЕНИИ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ  

ПРИМЕНЕНИЕ  ДИНАМИЧЕСКИХ                               

ВИЗУАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ

 

 

 

В данном параграфе предлагается решить задачи средствами дидактических визуальных моделей.  

Средства динамической визуализации по своим педагогическим характеристикам схожи с автоматизированными телевизионными установками. Главное их достоинство заключается в присущей им динамичности представления явлений и процессов. Причем динамика может быть представлена в любом объеме. Средствами кино и телевидения можно представить как отдельное явление, процесс, так и объект в целом и по частям увеличенном размере статично и в динамике.

Продуманность сценария и текста обеспечивает четкость, ясность, лаконичность, убедительность демонстраций, возможность передать большой объем информации в сжатые сроки. Кино и телевидение позволяют интенсифицировать учебный процесс и обеспечить как раскрытие теоретических вопросов, так и решение практических задач.


Основная трудность использования кино и телевидения з ключается в частом отсутствии содержательных, строго отвечающих темам и учебным дисциплинам фильмов. Поэтому необходимо снимать учебные видеофильмы по собственным сценариям.

 При создании учебных видеофильмов рекомендуется:

-  избегать увлечения только внешней эффективностью, повышать их учебную ценность, поучительность;

-  располагать материал логично, полно, всесторонне и последова-тельно освещая тему;

-  не допускать чрезмерного количества разнородных мыслей, давать время усваивать и запоминать их.

 

Задача 11 (профессия: архитектор

На ЭКСПО – 2017 павильоны с выставками были расположены в здании в виде стометровой сферы. 

Определите объем данного здания и площадь его поверхности.

 

Задача 12  (профессия: фармацевт)

Больному прописали принимать препарат в пакетиках.

Пакетик выглядит как пирамида наполненная полностью лекарством. Основанием пирамиды является треугольник со сторон ми 12 см, 10 см и 10 см. Высота пирамиды 7 см. 

Найдите объем пирамиды и рассчитайте дозировку приема лекарства в пакетиках, если необходимо принимать по 50 см3.

 

Задача 13  (профессия: археолог

На раскопках была обнаружена загадочная шкатулка в виде прямого цилиндра. Длина окружности основания равна 10 см, длина образующей равна 7 см. 

Чему равна площадь боковой поверхности найденной шкатулки?

 

Задача 14 (профессия: архитектор). 

Разработали здание в виде конуса. Потолок пересечен плоскостью, параллельной основанию, на расстоянии 2 м от вершины. 

Найдите площадь потолка, если радиус основания конуса

8 м, а высота 12 м.

 

Задача 15  (профессия: программист)

На языке программирования требуется написать программу, которая после запуска будет изображать на экране прямой параллелепипед со сторонами основания 8 и 9 см, диагон лью меньшей грани равной 12. 

После написания данной программы необходимо найти диагональ полученного параллелепипеда.

 

Задача 16 (профессия: экономист)

Требуется рассчитать сумму, которую необходимо выделить на то, чтобы застелить пол в здании в форме правильной четырехугольной призмы, при этом известна сторона основания равная 6 м, если материал площадью 6 м2 стоит 50 рублей.

 

Задача 17 (профессия: инженер-механик)

В турбине самолета необходимо заменить воду в детали в форме прямого параллелепипеда. Так как видна только часть детали, нужно рассчитать ее объем для замены жидкости, измерив длину одной стороны основания равную 5 см, диагонали основания 8 см и высоты детали равной 14 см.

 

Задача 18  (профессия: звукооператор)

Организатор концертов разрабатывает новый вид аудиопередатчиков высокой мощности в виде правильной прямой пирамиды. Основанием пирамиды является прямоугольник, диаго-


наль которого равна 8 см, а высота пирамиды 5 см. Найдите объём пирамиды.

 

Задача 19 (профессия: художник)

Человеку поручили расписать здание в виде конуса. Высота конуса 12 м и радиус основания равен 8 м. 

Сколько краски понадобится, если покрыть его боковую поверхность, если краска ложится плотным слоем и на 1 м2 необходимо затратить 4 литра различной краски.

 

Задача 20 (профессия: врач)

Пациенту прописывают ряд медикаментов, среди которых находятся таблетки в виде шара объемом 32 мм3, при условии что π=3. 

Найдите радиус данных таблеток.

             

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

 

Задача 1  Дано 

AB=CD=5м;

BH=3м’

AA1=20м;

0,5×0,5;

 

Найти:

SAA1D1D-?

Решение:

1)   В трапецию можно вписать окружность тогда, и только тогда когда суммы длин её противоположных сторон равны. То есть AB+CD=BC+AD;

2)   AD=AH+HH1+H1D, причем AH=H1D так как CH1 высота трапеции BC=HH1;

3)   AH=52-32=4 по теорема Пифагора из ABH;

4)   из (2) и (3) следует, что   AD=8+x,  BC=x;

5)   из (1) следует, что   5+5=8+x+x, найдем сторону 

BC=x10=8+2x;  

2=2x;   х=1;

6)   получим AD=8+1=9;

7)   найдем SAA1D1D=ab=20·9=180 (м2);

8)   Sод.пл.=0,50,5=0,25м2;

9)   180:0,25=720;

Ответ: SAA1D1D=180 м2; количество – 720.

 

Задача 2 

 

Дано:

ОR=50 см;

L=90 см;

Найти:

Sбок-?  

 

Решение:

1)      Sбок=2πRl;

2)      Sбок=23,14∙ 50 ∙ 90 =28260 см2;

Ответ: Sбок=28260 см2

 

Задача 3

 

Дано:

AC=CB=5; SH=6;

ACB=120о;

Найти:  

V-?

Решение:

a. V=Sоснh ,    Sосн ,

2)      из рассмотрения ABC, следует:

a. o,

3)      из рассмотрения AСH1 , следует:

СH1=2,5;

4)      AH;

5)      AB=2AH1=10√0.75=√75=5√3;

6)      Sосн      2,5=6,25√3;

7)      V=6,25√3 ∙6=37,5√3.

Ответ: 37.5√3

Задача 4 

 

Дано:

ABCDEFA1B1C1D1E1F1 – правильная призма;

АВ=6 м;

АА1=5 м;

10 л на 1 м2.  

Найти:

Sпос-?

Решение:

1)      Sосн; a=R;

Sосн;

2)      V=Sоснh;

V=54√3 ∙ 5 = 270√3;

3)      Sпос;

Sпос;

Sпос=27√3.

Ответ: 27√3.

Задача 5 

 

Дано:

V=156000 см2;

АА1=160 см;

Найти:

FF1-?

 

1)      V=Sоснh;

           156000=Sос н160;

           Sосн=975;

2)      Так как призма правильная, то АВ=ВС, то есть:

Sосн=АВ2;

975=AB2;

AB=5√39;

3)      EE1=AB;

EE1=5√39;

4)      FF.

Ответ: .

 

Задача 6 

 

Дано:

HH1=4см;

HC=6см;

Найти: Sполн-?

 

 

                                                         Решение:

 

1  .  Sполн=2 𝜋R(R+H);

2  . Sполн=2∙ 𝜋 ∙HC(HC+HH1);

3  . Sполн=23.146(6+4)=123.1410=376.8;

 

Ответ: 376,8

 

Задача 7 Дано:

DH=16см;

HC=12см;

Найти: Sбок-?

 

 

Решение:

1    .  Sбок= 𝜋𝑟2l;

2    .  Sбок= 3.14 12BC;

3    .  BCсм;

4    . Sбок=3,141220=753,6см2;

Ответ:753,6см2

 

Задача 8

 

Дано:

OR=30см

Vящ=114 см3 Найти:

Количество мячей в ящике 

 

Задача 9

 

Дано:

Цилиндр V1=1200 см3; h1=15 см;

 

h2= 12 см;

Найти: V2- ?

Решение:

1)        V=πR2H;  

2)        V1=πR2*15;  

3)        1200= πR215;  

4)        πR2=80;

5)        V2= πR2h2 

6)        V2= 8012;      

7)        V2=960 см3

Ответ: V2=960 см3

 

Задача 10

 

Дано:

AB=BC= 5см;

AC= 6 см;

AA1=10см;

Найти: V-?

 

 

Решение:

1  .  Vосн=h;

2  .  Sоснc;

    SоснBH;

   BH =4см;

.  Sосн 6=12см2;

3  .  V=1210=120 см2;

Ответ: 120 см2

 

Задача 11 

 

Дано:

Сфера;

D – диаметр;

D=100 м;

Найти: 

V-?

S-?

Решение:

;

𝑆 = 4 ∙ 𝜋 ∙ 𝑟2;

1.      так как , то r= 50 м;

2.      за π возьмем 3,14. 

3.

;

4.  𝑆 = 4 ∙ 𝜋 ∙ 𝑟2 = 4 ∙ 3,14 ∙ 502 = 4 ∙ 3,14 ∙ 2500 =     =

314002);

Ответ: ;

      𝑆 = 314002)/

 

Задача 12

 

Дано:

Пирамида;

AС=BС=10см;

AВ=12см;

H=7см;  

Найти 

V и  дозировку.        

Решение:

1)      V = Sоснh;

2)      Sосн BH;

3)      BH=√100 − 36=8;

4)      Sосн;

5)      V=487=336 см3;

6)      336:50=6,72 (дозировка на 1 пакетик).

Ответ: V=336см3 дозировка=6,72

 

 

Задача 13

 

Дано:

L= 7см;

С =10 см’ Найти:

Sбок-?  

 

Решение: 1.Sокр=2πrH  или  Sокр= СH; 2.    Sбок= 710=70см.

Ответ: 70см.

 

Задача 14

 

Дано: Конус;

BO=12 м;

OO1 =2 м;

OC=8 м;

 

Найти:

Sокр-?

Решение:

1. Рассмотрим подобные треугольники BOC и BO1C1 (по 2-м углам).

;

;

;

12O1С1 = 820;

12O1C1 = 80;

O;

;

Ответ: .

 

 

Задача 15 

 

Дано: ABCDA1B1C1D1 -  

Прям. Пар-д.;

AB=8 см;

DC=9 см;

 

DC1=12 см;

Найти: B1D-?

Решение:

1. B1D=AB2+BC2+CC12;

;

3. B1D2 = 82+92+(4√5)2=64+81+80=225; 4. B1D=15.

Ответ: B1D=15.

 

Задача 16

 

Дано:

ABCDA1B1C1D1        –

правильный параллелепипед;

AB=6 м;  

Стоимость   материала за 6 м2 50 рублей;

Найти:

Сумму            отведенную  на покрытие пола.

 

 

Решение:

 

1.      Sосн=66=36 (м2);

2.      Так как оплата производится за каждые 6 м2, найдем количество таких отрезков: 36:6=6; 3. Найдем стоимость: 650=300 рублей.

Ответ: 300 рублей.

 

Задача 17

 

Дано:

AB=5 см;

BD=8 см;

AA1=14 см;

 

Найти:  V-?

Решение:

1. V= abc;

   V= ABBCAA1;

;

3. V= 5∙ √39 ∙14=70√39.

Ответ: V

 

Задача 18 

 

Дано:

BD=8 см;

H=5 см;

 

Найти: V-?

 

Решение:

 

h;

2  . т.к □ABCD – квадрат найдем его сторону

AD ;

3  Sосн (4√2)2=32;

.

Ответ:  

 

Задача 19

 

Дано:

BH=12 м; HC=8 м;

π=3

 

Найти:

Sбок-?

Решение:

1. SбокR2;

;

3.  Sбок84∙ √13=332√13=96√132);

4.  96√13*4=384√13/

Ответ: 384√13

 

 

Задача 20

 

Дано: V=32 мм3; π=3;

Найти:  

OR-? 

Решение:

;

;

3. 32=4OR3;

   ;

OR3=8;

OR=2;

Ответ: OR=2.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

 

 

 

Применяя визуальные модели при решении задач необходимо придерживаться следующим принципам:

-  использование технических средств должно быть обоснованно и не превращаться в самоцель. Применение их признается целесообразным в тех случаях, когда не может быть достигнута педагогическая эффективность при помощи более доступных средств;

-  применение технических средств должно быть системным, а не эпизодическим, так как бесплановое использование их приводит к тому, что насыщаются ими занятия, не нуждающиеся в этом;

-  наглядные изображения обязаны соответствовать логике устного изложения учебного материала, а также соответствовать синхронность рассказа и показа. Разнобой между тем, что аудитория видит, и тем, что она слышит, недопустим, поэтому:

-  важно, чтобы не логика устного выступления подстраивалась под имеющиеся кадры, а, наоборот, кадры подбирались к содержанию выступления и вписывались в логику занятия.

-  ответ на вопрос о том, когда лучше показывать видеофильм (в начале, в конце или середине занятия) становится беспредметным, если руководствоваться методическим требованиям непосредственного сочетания слова и изображения.

 

Комментарий к задаче 1 

Для решения данной задачи целесообразно организовать работу в группах. Каждой группе выдаются предметные визуальные модели: деревянный куб, пластмассовая призма, пирамида из спиц и пр.. Обучающимся, после прочтения текста задачи и обсуждения ее содержания, предстоит выбрать из набора предметов нужную модель. Далее, обсуждаются способы и алгоритмы ее решения, ведется запись в тетрадях. 

 

Комментарий к задаче 2

Учитель предлагает школьником просмотреть видео с изображением спортивного инвентаря боксеров и затем на экране показывает рисунок с геометрическими телами, из которых обучающимся необходимо найти модель, соответствующую содержанию задачи. Далее,  организуя коллективную беседу по решению задачи, учитель предлагает  школьникам заполнить таблицу в процессе обсуждения  наводящих вопросов.

 

Примерные вопросы к беседе:

               Какие именно данные нам известны из условия задачи и как эти данные соотносятся с элементами выбранной вами модели?

               Достаточно ли известных данных, для решения задачи? 

               Какие элементы цилиндра считаются  наиболее характерными?

               Какие формулы необходимо использовать в решении задачи?

 

Рисунок 3.  Заполненная обучающимися таблица

 

Работа с таблицей, имеющей 5 блоков, является направляющей в выборе учебных действий. Результат заполнения таблицы, предложенной обучающимся, к решению задачи изображен на рисунке 6.

 

Комментарий к задаче 3

Обучающимся предлагается разделиться на группы по 3 человека. Каждой группе раздается задача и её решение. Учитель озвучивает задание: «Постройте чертеж и определите, имеются ли ошибки в решении задачи. Если есть исправьте их и найдите верный ответ».

 

Комментарий к задаче 4

После ознакомления с текстом задачи и просмотра видеофильма о работе мелиораторов, обучающиеся  пытаются определить данные задачи и сопоставить их с данными визуальной модели к задаче. В тетрадях ведется запись в разделе «дано».

То есть обучающиеся составляют алгоритм решения задачи в форме визуальной модели – схемы, изображенной на рисунке 2.

 

 Рисунок 2. Визуальная модель алгоритма решения задачи 2

 

На следующем этапе обучающимися оформляется решение задачи в тетрадях.

 Далее обучающимся предстоит определить, что для решения задачи необходимо найти объем цистерны, но для этого важно знать площадь цистерны.  

Но чтобы найти площадь цистерны необходимо доказать формулу используя шестиугольник и его свойства.

 

Комментарий к задаче 9

Перед там как обучающиеся приступают к решению данной задачи, учитель представляет объект, указанный в задаче, в виде яркой анимации, а после предлагает выполнить следующее задание к задаче: найти на представленном учителем на доске чертеже лишние элементы, которые мешают решению задачи.

 

 

Комментарий к задачам 11-20

Организуя учебную деятельность обучающихся с использованием анимационных визуальных моделей по решению математических задач:

-  учитель перед началом решения задачи показывает данную фигуру в виде Gif-анимации;

-  обучающиеся перед решением задачи строят чертеж, который отражает в себе сущность увиденной фигуры;

-  сверяют чертеж с фигурой, которую учитель приготовил на следующем слайде;

-  обсуждают алгоритм решения задачи, представляя профессию людей занимающихся решением подобных задач; записывают решение задачи в тетрадях;

-  делают выводы, обобщения.

 

Визуальные модели к каждой задаче 11-20 представлены на диске, вложенном в учебное пособие.

 

В заключение следует отметить, что в целом методическая работа преподавателя при подготовке к занятиям с техническими средствами включает в себя следующие этапы:

-  ознакомление с информационным фондом и предварительный подбор предположительно необходимых дидактических материалов;

-  просмотр (прослушивание) подобранных материалов и окончательное определение тех, которые подходят к данному занятию;

-  изучение отобранных дидактических материал и продумывание методики использования каждого из них по ходу занятия;

-  разработку общего методического сценария занятия с использованием технических средств обучения.

В процессе обучения решению задач профессионального контекста посредством визуальных моделей автор рекомендует использовать цифровые образовательные ресурсы сети Интернет, например: 

-  https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2013/05/29/mno gogranniki;

-  https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-na-temumnogogranniki-klass-915473.html;

-  https://www.youtube.com/channel/UCnooVihOGiBLP20XdW_vBw;

https://www.youtube.com/channel/UC6NEvbUaBx_1GR7IGesCGE

Q;

-  https://www.youtube.com/watch?v=-VWz0tkLJ7c. 

Контроль умений, знаний и навыков обучающихся по теме «Многогранники и тела вращения»  рекомендуется осуществлять при помощи онлайн-тестов, расположенных на сайтах:

-  https://onlinetestpad.com/ru/tests/geometry;  

-  https://otlgdz.com/testy/test-po-geometrii-dlya-9-klassa.html

             

ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ

 

 

Задача 1: SAA1D1D=180 м2; количество – 720.

Задача 2: 37.5√3.

Задача 3: 27√3.

Задача 4: Sбок=28260 см2.

Задача 5:.

Задача 6: 376,8.

Задача 7: 753,6 см2.

Задача 8: 1 мяч. Задача 9: V2=960 см3 Задача 10: 120 см2.

Задача 11: .

Задача 12: V=336 см3, дозировка=6,72.

Задача 13: 70 см.

Задача 14: .

Задача 15: B1D=15.

Задача 16: 300 рублей.

Задача 17: V= 70√39.

Задача 18: .

Задача 19: 384√13.

Задача 20: OR=2

             

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

1.                 Алексеевская Л. Е. Использование визуальных моделей в процессе обучения математике // Актуальные проблемы обучения информатике в высшей и средней школе: материалы Всероссийской научно-практической конференции /отв. ред. И. В. Ижденева, И. А. Дудковская. - Новосибирск-Куйбышев, КФ НГПУ, Немо-Пресс. - 2017. - С. 178-183.

2.                 Алексеевская Л. Е. Развитие навыков использования визуальных моделей при решении задач профессионального содержания на занятиях по математике // Москва: PORTALUS.RU. Дата обновления: 16 марта 2018. URL: portatalus.ru/modules/different/rus_readme.php?subaction=showfull&id=15

21222956&archive=&start_from=&ucat=&       (дата       обращения:

02.05.2018). 

3.                 Болтянский В. Г. Математическая культура и эстетика // Математика в школе. 2012. № 2. С. 40-43.

4.                 Болтянский В. Г. Формула наглядности – изоморфизм плюс простота // Советская педагогика. 2008. № 5. С. 46-60.

5.                 Далингер В. А. Геометрия помогает алгебре // Математика в школе. 2008. № 4. С. 29-34.

6.                 Далингер В. А. Когнитивно-визуальный подход // Методика обучения математике. 2016. 33 с.

7.                 Штофф В. А. Моделирование и философия. Москва :

Наука, 1966. 302 с.

             

ДИСК С ПРЕЗЕНТАЦИЯМИ

          

Учебное издание

 

 

Алексеевская Любовь Евгеньевна

 

РЕШАЙ ВИЗУАЛИЗИРУЯ 

И ВЫБИРАЙ ПРОФЕССИЮ 

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

(Оригинал-макет учебного пособия)

 

 

 

 

______________________________________

 

ОРИГИНАЛ-МАКЕТ

Решай визуализируя и выбирай профессию на уроках математики

Решай визуализируя и выбирай профессию на уроках математики

УДК 378 ББК 74 А287

УДК 378 ББК 74 А287

ББК 74

ББК 74

ВВЕДЕНИЕ В процессе знакомства с профессией через математические задачи требуется умение осуществлять процесс моделирования

ВВЕДЕНИЕ В процессе знакомства с профессией через математические задачи требуется умение осуществлять процесс моделирования

Имитационное моделирование предполагает построение модели с характеристиками, адекватными оригиналу, на основе какого-либо его физического или информационного принципа

Имитационное моделирование предполагает построение модели с характеристиками, адекватными оригиналу, на основе какого-либо его физического или информационного принципа

Особенность учебного пособия заключается в том, что оно содержит задачи, в которых учтено соответствие вида визуальной модели и геометрической фигуры

Особенность учебного пособия заключается в том, что оно содержит задачи, в которых учтено соответствие вида визуальной модели и геометрической фигуры

Следует отметить, что диафильмы, диапозитивы, слайды, кодопозитивы просты в изготовлении, что доступно практически каждому преподавателю

Следует отметить, что диафильмы, диапозитивы, слайды, кодопозитивы просты в изготовлении, что доступно практически каждому преподавателю

Кроме того слайды позволяют управлять демонстрацией изображения с учетом дидактической целесообразности

Кроме того слайды позволяют управлять демонстрацией изображения с учетом дидактической целесообразности

Сколько квадратных метров ткани понадобится для реставрации спортивной «груши»

Сколько квадратных метров ткани понадобится для реставрации спортивной «груши»

Рисунок 1. Опорная схема по В.Ф

Рисунок 1. Опорная схема по В.Ф

Была потеряна раритетная вещь

Была потеряна раритетная вещь

При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 12 см

При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 12 см

ЗАДАЧИ, ПРИ РЕШЕНИИ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ

ЗАДАЧИ, ПРИ РЕШЕНИИ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ

учебный процесс и обеспечить как раскрытие теоретических вопросов, так и решение практических задач.

учебный процесс и обеспечить как раскрытие теоретических вопросов, так и решение практических задач.

Основная трудность использования кино и телевидения з ключается в частом отсутствии содержательных, строго отвечающих темам и учебным дисциплинам фильмов

Основная трудность использования кино и телевидения з ключается в частом отсутствии содержательных, строго отвечающих темам и учебным дисциплинам фильмов

Больному прописали принимать препарат в пакетиках

Больному прописали принимать препарат в пакетиках

Задача 15 (профессия: программист )

Задача 15 (профессия: программист )

Задача 18 ( профессия: звукооператор)

Задача 18 ( профессия: звукооператор)

Найдите объём пирамиды.

Найдите объём пирамиды.

Задача 1 Дано AB=CD=5м;

Задача 1 Дано AB=CD=5м;

S од.пл. =0,5 ∙ 0,5=0,25м 2 ; 2) 180:0,25=720;

S од.пл. =0,5 ∙ 0,5=0,25м 2 ; 2) 180:0,25=720;

Дано: AC=CB=5; SH=6; ∠ ACB=120 о ;

Дано: AC=CB=5; SH=6; ∠ ACB=120 о ;

Задача 4 Дано: ABCDEFA 1

Задача 4 Дано: ABCDEFA 1

Задача 5 Дано: V=156000 см 2 ;

Задача 5 Дано: V=156000 см 2 ;

Задача 6 Дано: HH 1 =4см;

Задача 6 Дано: HH 1 =4см;

Задача 7 Дано: DH=16см;

Задача 7 Дано: DH=16см;

Задача 9 Дано: Цилиндр

Задача 9 Дано: Цилиндр

Задача 10 Дано: AB=BC= 5см;

Задача 10 Дано: AB=BC= 5см;

Дано: Сфера; D – диаметр;

Дано: Сфера; D – диаметр;

Задача 12 Дано: Пирамида;

Задача 12 Дано: Пирамида;

Задача 13 Дано: L= 7см;

Задача 13 Дано: L= 7см;

Решение: 1. Рассмотрим подобные треугольники

Решение: 1. Рассмотрим подобные треугольники

Дано: ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 -

Дано: ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 -

Стоимость материала за 6 м 2 50 рублей;

Стоимость материала за 6 м 2 50 рублей;

Дано: AB=5 см; BD=8 см;

Дано: AB=5 см; BD=8 см;

ABCD – квадрат найдем его сторону

ABCD – квадрат найдем его сторону

Ответ: 384 √13 Задача 20

Ответ: 384 √13 Задача 20

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ

Комментарий к задаче 1 Для решения данной задачи целесообразно организовать работу в группах

Комментарий к задаче 1 Для решения данной задачи целесообразно организовать работу в группах

Далее, организуя коллективную беседу по решению задачи, учитель предлагает школьникам заполнить таблицу в процессе обсуждения наводящих вопросов

Далее, организуя коллективную беседу по решению задачи, учитель предлагает школьникам заполнить таблицу в процессе обсуждения наводящих вопросов

Рисунок 3. Заполненная обучающимися таблица

Рисунок 3. Заполненная обучающимися таблица

Комментарий к задаче 4 После ознакомления с текстом задачи и просмотра видеофильма о работе мелиораторов, обучающиеся пытаются определить данные задачи и сопоставить их с данными…

Комментарий к задаче 4 После ознакомления с текстом задачи и просмотра видеофильма о работе мелиораторов, обучающиеся пытаются определить данные задачи и сопоставить их с данными…

Но чтобы найти площадь цистерны необходимо доказать формулу используя шестиугольник и его свойства

Но чтобы найти площадь цистерны необходимо доказать формулу используя шестиугольник и его свойства

Визуальные модели к каждой задаче 11-20 представлены на диске, вложенном в учебное пособие

Визуальные модели к каждой задаче 11-20 представлены на диске, вложенном в учебное пособие

В процессе обучения решению задач профессионального контекста посредством визуальных моделей автор рекомендует использовать цифровые образовательные ресурсы сети

В процессе обучения решению задач профессионального контекста посредством визуальных моделей автор рекомендует использовать цифровые образовательные ресурсы сети

ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ Задача 1:

ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ Задача 1:

Задача 17: V= 70 √39. Задача 18:

Задача 17: V= 70 √39. Задача 18:

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Болтянский В. Г. Математическая культура и эстетика //

Болтянский В. Г. Математическая культура и эстетика //

ДИСК С ПРЕЗЕНТАЦИЯМИ

ДИСК С ПРЕЗЕНТАЦИЯМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2022