УДК 378
ББК 74
А287
Алексеевская Л. Е.
И Решай визуализируя и выбирай профессию на уроках ма-
А287 тематики. Учебное пособие. – Куйбышев : КФ ФГБОУ ВО «НГПУ», 2018. – 48 с.
ISBN 978-5-ХХХХХХ-ХХ-Х
Рецензент: Н. П. Шаталова, доцент, кандидат физикоматематических наук, профессор РАЕ, профессор кафедры МИиМП, Новосибирский государственный педагогический университет (Куйбышевский филиал), г. Куйбышев
Рецензент: Щербакова Надежда Алексеевна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №3 Куйбышевского района Новосибирской области.
Учебное пособие представляет комплекс задач профессионального контекста, решение которых возможно с использованием визуальных моделей. В пособии представлены математические задачи, которые можно использовать на уроках математики в 9 классе.
Издание предназначено для обучающихся и учителей общеобразовательных школ.
УДК 378
ББК 74
ISBN978-5-ХХХХХХ-ХХ-Х © Куйбышевский филиал КФ ФГБОУ ВО
«НГПУ», НИЛ КО КФ ФГБОУ ВО «НГПУ», 2018
© Алексеевская Л. Е., 2018
ВВЕДЕНИЕ.................................................................. 4
ЗАДАЧИ, ПРИ РЕШЕНИИ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИЧЕСКИХ ВИЗУАЛЬНЫХ ............................
МОДЕЛЕЙ.................................................................... 6
ЗАДАЧИ, ПРИ РЕШЕНИИ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ВИЗУАЛЬНЫХ .............................
МОДЕЛЕЙ.................................................................. 12
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ..........
СОДЕРЖАНИЯ.......................................................... 17
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ...................
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ 34
ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ.............................................. 42
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 44
ДИСК С ПРЕЗЕНТАЦИЯМИ.................................... 46
В процессе знакомства с профессией через математические задачи требуется умение осуществлять процесс моделирования. Сегодня образовательные школы имеют возможность использовать в обучении школьников различные виды визуальных моделей: операционные, формализованные, структурные, эвристические, дистрибутивные, визуальные модели преемственности.
Сама теория моделирования рассматривает две группы способов моделирования: аналитическое и имитационное.
Под аналитическим моделированием понимают построение модели, основанной на описании поведения объекта или системы объектов в виде аналитических выражений – формул. При таком моделировании объект описывается геометрическими формулами, алгебраическими уравнениями, неравенствами, решение которых может дать представление о свойствах объекта, описанного в задаче.
Имитационное моделирование предполагает построение модели с характеристиками, адекватными оригиналу, на основе какого-либо его физического или информационного принципа. Это означает, что внешние воздействия на модель и объект вызывают идентичные изменения свойств оригинала и модели. В последнее время имитационное моделирование все больше реализуют моделированием объектов на компьютере, что позволяет в интерактивном режиме исследовать модели самых разных по природе объектов.
«Многогранники и тела вращения» – одна из важнейших тем в курсе геометрии девятого класса. Прикладная направленность данной темы обуславливается применением ее в различных профессиях. Однако, не секрет, что её изучение вызывает затруднение у большинства обучающихся. Повысить интерес к математике, к данной теме и к выбору профессии поможет данное учебное пособие.
Учебное пособие содержит задачи по теме «Многогранники и тела вращения», методические комментарии, презентации к задачам и видео-зарисовки рабочих фрагментов деятельности специалиста той профессии, о которой идет речь в содержании математической задачи.
Особенность учебного пособия заключается в том, что оно содержит задачи, в которых учтено соответствие вида визуальной модели и геометрической фигуры. Решение каждой задачи предусматривает свой алгоритм использования визуальной модели.
ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИЧЕСКИХ
В данном параграфе предлагается решить задачи средствами статистических визуальных моделей.
Средства статистической визуализации применяются как инструмент для решения большого круга учебно-методических задач. Они обладают определенными дидактическими возможностями, что позволяет:
- зафиксировать кадр для обозрения слушателям;
- регулировать темп демонстрации кадров диафильма;
- обеспечить демонстрацию нарастающего потока информации;
- включать зрительную память в систему усвоения знаний, формирования навыков и умений;
- на кадре диафильма нести большую учебную информацию, чем кадр фильма, так как он освобожден от второстепенных сведений и дополнен текстом;
- применять графопроекторы на занятиях без затемнения аудитории;
- развивать интерес слушателей к содержанию через красочное изображение и четкую систему построения материала на слайдах.
Следует отметить, что диафильмы, диапозитивы, слайды, кодопозитивы просты в изготовлении, что доступно практически каждому преподавателю. Они компактнее других наглядных пособий и удобнее в хранении.
Слайды и кодопозитивы удобнее диафильмов, так как их можно быстро подобрать для конкретного занятия, легче обновлять и совершенствовать. Можно изготавливать слайды типа «динамический плакат», в которых последовательно изображаются стадии развития какого-либо процесса. Кроме того слайды позволяют управлять демонстрацией изображения с учетом дидактической целесообразности. Преподаватель может закрыть часть материала черной бумагой, куском картона, фанеры, а затем постепенно открывать, демонстрируя отдельные элементы цельного слайда.
Задача 1 (профессии: инженер-строитель, сметчик, экономист)
Здание игрового центра в форме прямой призмы, в основании которой лежит равнобедренная описанная около бассейна (окружности) трапеция ABCD с боковой стороной, равной 5, и высотой, равной 3, высота здания 20 м.
Определите, сколько облицовочных плит, размером 0,5 м.
на 0,5 м. нужно закупить для обшивки лицевой стороны здания, если оно расположено так, что лицевая сторона – это сторона, опирающаяся на большее основание трапеции.
Задача 2 (профессия: боксер, реставратор).
Для тренировки в боксерском клубе используются «спортивные груши». Диаметр «груши» составляет 100 см, а её высота – 90 см. Сколько квадратных метров ткани понадобится для реставрации спортивной «груши».
Задача 3 (профессия: тренер)
В тренажёрном зале находится снаряд в виде пирамиды. Основанием пирамиды является равнобедренный треугольник с углом 120° и боковой стороной 5 см. Высота пирамиды равна 6 см. Для того, что бы распределить равномерно нагрузку необходимо определить ее объем.
Задача 4 (профессии: мелиоратор)
Используя опорную схему известного учителя-методиста
В. Ф. Шаталова, представленную на рисунке, определить площадь, занятую посевами пшеницы, которая может быть полита водой из цистерны в виде правильной шестиугольной призмы, если сторона ее основания равна 6 м, высота 5 м, а расход воды на 1 кв. м. посевов составляет 10 л. воды.
Рисунок 1. Опорная схема по В.Ф. Шаталову
Задача 5 (профессия: дизайнер)
На фабрике шьют платья, которые по форме составляют правильный параллелепипед без нижнего основания.
Найдите длину выреза под горло на средней линии верхнего основания, если он относится к длине стороны его основания так же как 1:3, высота платья равна 160 см, а его объём равен 156000 см2
Задача 6 (профессия: коллекционер)
Была потеряна раритетная вещь. О ней известно только то, что прямоугольник, стороны которого равны 6 см и 4 см, вращается около меньшей стороны.
Необходимо найти площадь поверхности данной вещи.
Задача 7 (профессия: маляр)
При покраске стен рабочие решили прикрыть волосы колпаком в виде конуса радиус основания 12 см.
Найдите площадь боковой поверхности, если высота конуса равна 16 см.
Задача 8 (профессия: спортсмен)
Мяч для гимнастики с радиусом в 30 см расположен в ящике объемом 114 м3.
Какое максимальное количество мячей может поместиться в данный ящик?
Задача 9 (профессия: повар)
В бочке цилиндрической формы налили 1200 см3 компота. Уровень жидкости оказался равным 15 см. В компот погрузили ягоды от этого компота.
При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 12 см.
Чему равен объем ягод?
Задача 10 (профессия: повар-кондитер)
Повару-кондитеру поступил заказ на пирожное в виде треугольной призмы в основании которой лежит равнобедренный треугольник с боковой стороной равной 5 см и основанием равным 6 см, для наполнения его малиной необходимо рассчитать объем пирога, если боковое ребро равно 10 см.
ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ
В данном параграфе предлагается решить задачи средствами дидактических визуальных моделей.
Средства динамической визуализации по своим педагогическим характеристикам схожи с автоматизированными телевизионными установками. Главное их достоинство заключается в присущей им динамичности представления явлений и процессов. Причем динамика может быть представлена в любом объеме. Средствами кино и телевидения можно представить как отдельное явление, процесс, так и объект в целом и по частям увеличенном размере статично и в динамике.
Продуманность сценария и текста обеспечивает четкость, ясность, лаконичность, убедительность демонстраций, возможность передать большой объем информации в сжатые сроки. Кино и телевидение позволяют интенсифицировать учебный процесс и обеспечить как раскрытие теоретических вопросов, так и решение практических задач.
Основная трудность использования кино и телевидения з ключается в частом отсутствии содержательных, строго отвечающих темам и учебным дисциплинам фильмов. Поэтому необходимо снимать учебные видеофильмы по собственным сценариям.
При создании учебных видеофильмов рекомендуется:
- избегать увлечения только внешней эффективностью, повышать их учебную ценность, поучительность;
- располагать материал логично, полно, всесторонне и последова-тельно освещая тему;
- не допускать чрезмерного количества разнородных мыслей, давать время усваивать и запоминать их.
Задача 11 (профессия: архитектор)
На ЭКСПО – 2017 павильоны с выставками были расположены в здании в виде стометровой сферы.
Определите объем данного здания и площадь его поверхности.
Задача 12 (профессия: фармацевт)
Больному прописали принимать препарат в пакетиках.
Пакетик выглядит как пирамида наполненная полностью лекарством. Основанием пирамиды является треугольник со сторон ми 12 см, 10 см и 10 см. Высота пирамиды 7 см.
Найдите объем пирамиды и рассчитайте дозировку приема лекарства в пакетиках, если необходимо принимать по 50 см3.
Задача 13 (профессия: археолог)
На раскопках была обнаружена загадочная шкатулка в виде прямого цилиндра. Длина окружности основания равна 10 см, длина образующей равна 7 см.
Чему равна площадь боковой поверхности найденной шкатулки?
Задача 14 (профессия: архитектор).
Разработали здание в виде конуса. Потолок пересечен плоскостью, параллельной основанию, на расстоянии 2 м от вершины.
Найдите площадь потолка, если радиус основания конуса
8 м, а высота 12 м.
Задача 15 (профессия: программист)
На языке программирования требуется написать программу, которая после запуска будет изображать на экране прямой параллелепипед со сторонами основания 8 и 9 см, диагон лью меньшей грани равной 12.
После написания данной программы необходимо найти диагональ полученного параллелепипеда.
Задача 16 (профессия: экономист)
Требуется рассчитать сумму, которую необходимо выделить на то, чтобы застелить пол в здании в форме правильной четырехугольной призмы, при этом известна сторона основания равная 6 м, если материал площадью 6 м2 стоит 50 рублей.
Задача 17 (профессия: инженер-механик)
В турбине самолета необходимо заменить воду в детали в форме прямого параллелепипеда. Так как видна только часть детали, нужно рассчитать ее объем для замены жидкости, измерив длину одной стороны основания равную 5 см, диагонали основания 8 см и высоты детали равной 14 см.
Задача 18 (профессия: звукооператор)
Организатор концертов разрабатывает новый вид аудиопередатчиков высокой мощности в виде правильной прямой пирамиды. Основанием пирамиды является прямоугольник, диаго-
наль которого равна 8 см, а высота пирамиды 5 см. Найдите объём пирамиды.
Задача 19 (профессия: художник)
Человеку поручили расписать здание в виде конуса. Высота конуса 12 м и радиус основания равен 8 м.
Сколько краски понадобится, если покрыть его боковую поверхность, если краска ложится плотным слоем и на 1 м2 необходимо затратить 4 литра различной краски.
Задача 20 (профессия: врач)
Пациенту прописывают ряд медикаментов, среди которых находятся таблетки в виде шара объемом 32 мм3, при условии что π=3.
Найдите радиус данных таблеток.
AB=CD=5м;
BH=3м’
AA1=20м;
0,5×0,5;
Найти:
SAA1D1D-?
Решение:
1) В трапецию можно вписать окружность тогда, и только тогда когда суммы длин её противоположных сторон равны. То есть AB+CD=BC+AD;
2) AD=AH+HH1+H1D, причем AH=H1D так как CH1 высота трапеции BC=HH1;
3) AH=52-32=4 по теорема Пифагора из △ABH;
4) из (2) и (3) следует, что AD=8+x, BC=x;
5) из (1) следует, что 5+5=8+x+x, найдем сторону
BC=x: 10=8+2x;
2=2x; х=1;
6) получим AD=8+1=9;
7) найдем SAA1D1D=ab=20·9=180 (м2);
8) Sод.пл.=0,5∙0,5=0,25м2;
9) 180:0,25=720;
Ответ: SAA1D1D=180 м2; количество – 720.
Дано:
ОR=50 см;
L=90 см;
Найти:
Sбок-?
Решение:
1) Sбок=2∙π∙R∙l;
2) Sбок=2∙3,14∙ 50 ∙ 90 =28260 см2;
Ответ: Sбок=28260 см2
Дано:
AC=CB=5; SH=6;
∠ACB=120о;
Найти:
V-?
Решение:
a. V=Sосн∙h , Sосн ,
2) из рассмотрения △ABC, следует:
a. o,
3) из рассмотрения △AСH1 , следует:
СH1=2,5;
4)
AH;
5)
AB=2∙AH1=10√0.75=√75=5√3;
6)
Sосн
2,5=6,25√3;
7)
V=6,25√3
∙6=37,5√3.
Ответ: 37.5√3
Дано:
ABCDEFA1B1C1D1E1F1 – правильная призма;
АВ=6 м;
АА1=5 м;
10 л на 1 м2.
Найти:
Sпос-?
Решение:
1)
Sосн; a=R;
Sосн;
2) V=Sосн∙h;
V=54√3 ∙ 5 = 270√3;
3)
Sпос;
Sпос;
Sпос=27√3.
Ответ: 27√3.
Дано:
V=156000 см2;
АА1=160 см;
Найти:
FF1-?
1) V=Sосн∙h;
156000=Sос н∙160;
Sосн=975;
2) Так как призма правильная, то АВ=ВС, то есть:
Sосн=АВ2;
975=AB2;
AB=5√39;
3) EE1=AB;
EE1=5√39;
4)
FF.
Ответ: .
Дано:
HH1=4см;
HC=6см;
Найти: Sполн-?
Решение:
1 . Sполн=2 𝜋R(R+H);
2 . Sполн=2∙ 𝜋 ∙HC(HC+HH1);
3 . Sполн=2 ∙3.14∙6(6+4)=12∙3.14∙10=376.8;
Ответ: 376,8
Задача 7 Дано:
DH=16см;
HC=12см;
Найти: Sбок-?
Решение:
1 . Sбок= 𝜋𝑟2l;
2 . Sбок= 3.14 ∙12∙BC;
3
. BCсм;
4 . Sбок=3,14∙12∙20=753,6см2;
Ответ:753,6см2
Дано:
OR=30см
Vящ=114 см3 Найти:
Количество мячей в ящике
Дано:
Цилиндр V1=1200 см3; h1=15 см;
h2= 12 см;
Найти: V2- ?
Решение:
1)
V=πR2
H;
2) V1=πR2*15;
3)
1200= πR2
15;
4)
πR2=80;
5)
V2= πR2
h2;
6)
V2= 8012;
7) V2=960 см3
Ответ: V2=960 см3
Дано:
AB=BC= 5см;
AC= 6 см;
AA1=10см;
Найти: V-?
Решение:
1 . Vосн=h;
2
. Sоснc;
SоснBH;
BH =4см;
. Sосн 6=12см2;
3 . V=12∙10=120 см2;
Ответ: 120 см2
Дано:
Сфера;
D – диаметр;
D=100 м;
Найти:
V-?
S-?
Решение:
;
𝑆 = 4 ∙ 𝜋 ∙ 𝑟2;
1.
так как , то r= 50 м;
2. за π возьмем 3,14.
3.
;
4. 𝑆 = 4 ∙ 𝜋 ∙ 𝑟2 = 4 ∙ 3,14 ∙ 502 = 4 ∙ 3,14 ∙ 2500 = =
31400 (м2);
Ответ: ;
𝑆 = 31400 (м2)/
Дано:
Пирамида;
AС=BС=10см;
AВ=12см;
H=7см;
Найти
V и дозировку.
Решение:
1) V = Sосн∙h;
2)
Sосн BH;
3) BH=√100 − 36=8;
4)
Sосн;
5) V=48∙7=336 см3;
6) 336:50=6,72 (дозировка на 1 пакетик).
Ответ: V=336см3 дозировка=6,72
Дано:
L= 7см;
С =10 см’ Найти:
Sбок-?
Решение: 1.Sокр=2πrH или Sокр= С∙H; 2. Sбок= 7∙10=70см.
Ответ: 70см.
Дано:
Конус;
BO=12 м;
OO1 =2 м;
OC=8 м;
Найти:
Sокр-?
Решение:
1. Рассмотрим подобные треугольники BOC и BO1C1 (по 2-м углам).
;
;
;
12∙O1С1 = 8∙20;
12∙O1C1 = 80;
O;
;
Ответ:
.
Дано:
ABCDA1B1C1D1 -
Прям. Пар-д.;
AB=8 см;
DC=9 см;
DC1=12 см;
Найти: B1D-?
Решение:
1. B1D=AB2+BC2+CC12;
;
3. B1D2 = 82+92+(4√5)2=64+81+80=225; 4. B1D=15.
Ответ: B1D=15.
Дано:
ABCDA1B1C1D1 –
правильный параллелепипед;
AB=6 м;
Стоимость материала за 6 м2 50 рублей;
Найти:
Сумму отведенную на покрытие пола.
Решение:
1.
Sосн=66=36 (м2);
2.
Так как оплата производится за каждые 6 м2,
найдем количество таких отрезков: 36:6=6; 3. Найдем стоимость: 650=300 рублей.
Ответ: 300 рублей.
Дано:
AB=5 см;
BD=8 см;
AA1=14 см;
Найти: V-?
Решение:
1. V= a∙b∙c;
V= AB∙BC∙AA1;
;
3.
V= 5∙ √39
∙14=70√39.
Ответ: V
Дано:
BD=8 см;
H=5 см;
Найти: V-?
Решение:
h;
2 . т.к □ABCD – квадрат найдем его сторону
AD ;
3 . Sосн (4√2)2=32;
.
Ответ:
Дано:
BH=12 м; HC=8 м;
π=3
Найти:
Sбок-?
Решение:
1. Sбок=π∙R2;
;
3.
Sбок=π∙8∙4∙ √13=3∙32√13=96√13 (м2);
4.
96√13*4=384√13/
Ответ: 384√13
Дано:
V=32 мм3; π=3;
Найти:
OR-? |
Решение: |
;
;
3. 32=4∙OR3;
;
OR3=8; OR=2; |
Ответ: OR=2. |
|
|
Применяя визуальные модели при решении задач необходимо придерживаться следующим принципам:
- использование технических средств должно быть обоснованно и не превращаться в самоцель. Применение их признается целесообразным в тех случаях, когда не может быть достигнута педагогическая эффективность при помощи более доступных средств;
- применение технических средств должно быть системным, а не эпизодическим, так как бесплановое использование их приводит к тому, что насыщаются ими занятия, не нуждающиеся в этом;
- наглядные изображения обязаны соответствовать логике устного изложения учебного материала, а также соответствовать синхронность рассказа и показа. Разнобой между тем, что аудитория видит, и тем, что она слышит, недопустим, поэтому:
- важно, чтобы не логика устного выступления подстраивалась под имеющиеся кадры, а, наоборот, кадры подбирались к содержанию выступления и вписывались в логику занятия.
- ответ на вопрос о том, когда лучше показывать видеофильм (в начале, в конце или середине занятия) становится беспредметным, если руководствоваться методическим требованиям непосредственного сочетания слова и изображения.
Комментарий к задаче 1
Для решения данной задачи целесообразно организовать работу в группах. Каждой группе выдаются предметные визуальные модели: деревянный куб, пластмассовая призма, пирамида из спиц и пр.. Обучающимся, после прочтения текста задачи и обсуждения ее содержания, предстоит выбрать из набора предметов нужную модель. Далее, обсуждаются способы и алгоритмы ее решения, ведется запись в тетрадях.
Комментарий к задаче 2
Учитель предлагает школьником просмотреть видео с изображением спортивного инвентаря боксеров и затем на экране показывает рисунок с геометрическими телами, из которых обучающимся необходимо найти модель, соответствующую содержанию задачи. Далее, организуя коллективную беседу по решению задачи, учитель предлагает школьникам заполнить таблицу в процессе обсуждения наводящих вопросов.
Примерные вопросы к беседе:
– Какие именно данные нам известны из условия задачи и как эти данные соотносятся с элементами выбранной вами модели?
– Достаточно ли известных данных, для решения задачи?
– Какие элементы цилиндра считаются наиболее характерными?
– Какие формулы необходимо использовать в решении задачи?
Рисунок 3. Заполненная обучающимися таблица
Работа с таблицей, имеющей 5 блоков, является направляющей в выборе учебных действий. Результат заполнения таблицы, предложенной обучающимся, к решению задачи изображен на рисунке 6.
Комментарий к задаче 3
Обучающимся предлагается разделиться на группы по 3 человека. Каждой группе раздается задача и её решение. Учитель озвучивает задание: «Постройте чертеж и определите, имеются ли ошибки в решении задачи. Если есть исправьте их и найдите верный ответ».
Комментарий к задаче 4
После ознакомления с текстом задачи и просмотра видеофильма о работе мелиораторов, обучающиеся пытаются определить данные задачи и сопоставить их с данными визуальной модели к задаче. В тетрадях ведется запись в разделе «дано».
То есть обучающиеся составляют алгоритм решения задачи в форме визуальной модели – схемы, изображенной на рисунке 2.
Рисунок 2. Визуальная модель алгоритма решения задачи 2
На следующем этапе обучающимися оформляется решение задачи в тетрадях.
Далее обучающимся предстоит определить, что для решения задачи необходимо найти объем цистерны, но для этого важно знать площадь цистерны.
Но чтобы найти площадь цистерны необходимо доказать формулу используя шестиугольник и его свойства.
Комментарий к задаче 9
Перед там как обучающиеся приступают к решению данной задачи, учитель представляет объект, указанный в задаче, в виде яркой анимации, а после предлагает выполнить следующее задание к задаче: найти на представленном учителем на доске чертеже лишние элементы, которые мешают решению задачи.
Комментарий к задачам 11-20
Организуя учебную деятельность обучающихся с использованием анимационных визуальных моделей по решению математических задач:
- учитель перед началом решения задачи показывает данную фигуру в виде Gif-анимации;
- обучающиеся перед решением задачи строят чертеж, который отражает в себе сущность увиденной фигуры;
- сверяют чертеж с фигурой, которую учитель приготовил на следующем слайде;
- обсуждают алгоритм решения задачи, представляя профессию людей занимающихся решением подобных задач; записывают решение задачи в тетрадях;
- делают выводы, обобщения.
Визуальные модели к каждой задаче 11-20 представлены на диске, вложенном в учебное пособие.
В заключение следует отметить, что в целом методическая работа преподавателя при подготовке к занятиям с техническими средствами включает в себя следующие этапы:
- ознакомление с информационным фондом и предварительный подбор предположительно необходимых дидактических материалов;
- просмотр (прослушивание) подобранных материалов и окончательное определение тех, которые подходят к данному занятию;
- изучение отобранных дидактических материал и продумывание методики использования каждого из них по ходу занятия;
- разработку общего методического сценария занятия с использованием технических средств обучения.
В процессе обучения решению задач профессионального контекста посредством визуальных моделей автор рекомендует использовать цифровые образовательные ресурсы сети Интернет, например:
- https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2013/05/29/mno gogranniki;
- https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-na-temumnogogranniki-klass-915473.html;
- https://www.youtube.com/channel/UCnooVihOGiBLP20XdW_vBw;
https://www.youtube.com/channel/UC6NEvbUaBx_1GR7IGesCGE
Q;
- https://www.youtube.com/watch?v=-VWz0tkLJ7c.
Контроль умений, знаний и навыков обучающихся по теме «Многогранники и тела вращения» рекомендуется осуществлять при помощи онлайн-тестов, расположенных на сайтах:
- https://onlinetestpad.com/ru/tests/geometry;
- https://otlgdz.com/testy/test-po-geometrii-dlya-9-klassa.html
Задача 1: SAA1D1D=180 м2; количество – 720.
Задача 2: 37.5√3.
Задача 3: 27√3.
Задача 4: Sбок=28260 см2.
Задача
5:.
Задача 6: 376,8.
Задача 7: 753,6 см2.
Задача 8: 1 мяч. Задача 9: V2=960 см3 Задача 10: 120 см2.
Задача
11: .
Задача 12: V=336 см3, дозировка=6,72.
Задача 13: 70 см.
Задача
14: .
Задача 15: B1D=15.
Задача 16: 300 рублей.
Задача 17: V= 70√39.
Задача
18: .
Задача 19: 384√13.
Задача 20: OR=2
1. Алексеевская Л. Е. Использование визуальных моделей в процессе обучения математике // Актуальные проблемы обучения информатике в высшей и средней школе: материалы Всероссийской научно-практической конференции /отв. ред. И. В. Ижденева, И. А. Дудковская. - Новосибирск-Куйбышев, КФ НГПУ, Немо-Пресс. - 2017. - С. 178-183.
2. Алексеевская Л. Е. Развитие навыков использования визуальных моделей при решении задач профессионального содержания на занятиях по математике // Москва: PORTALUS.RU. Дата обновления: 16 марта 2018. URL: portatalus.ru/modules/different/rus_readme.php?subaction=showfull&id=15
21222956&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения:
02.05.2018).
3. Болтянский В. Г. Математическая культура и эстетика // Математика в школе. 2012. № 2. С. 40-43.
4. Болтянский В. Г. Формула наглядности – изоморфизм плюс простота // Советская педагогика. 2008. № 5. С. 46-60.
5. Далингер В. А. Геометрия помогает алгебре // Математика в школе. 2008. № 4. С. 29-34.
6. Далингер В. А. Когнитивно-визуальный подход // Методика обучения математике. 2016. 33 с.
7. Штофф В. А. Моделирование и философия. Москва :
Наука, 1966. 302 с.
Учебное издание
Алексеевская Любовь Евгеньевна
РЕШАЙ ВИЗУАЛИЗИРУЯ
И ВЫБИРАЙ ПРОФЕССИЮ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
(Оригинал-макет учебного пособия)
______________________________________
ОРИГИНАЛ-МАКЕТ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.