Решение неравенств методом интервалов.
Метод интервалов это универсальный метод решения неравенств. Он подходит для решения разнообразных неравенств, однако наиболее удобен для решения рациональных неравенств с одной переменной. Знакомство с методом интервалов начинается при решении неравенств вида f(х). Конечно знак неравенства может быть любым: <; ≥; ≤»). Где f(х) либо многочлен, представленный в виде произведения линейных двучленов с коэффициентом 1при переменной или квадратных трехчленов со старшим коэффициентом 1с отрицательным дискриминантом и их степеней, либо отношение таких многочленов. Например
1.(х-7)(х+7)
2.
3.
Рассмотрим функцию f(х)= (х+2)(х-3)(х-5).
Областью определения этой функции есть множество всех действительных чисел. Функция обращается в нуль при х= -2, х=3, х=5. (Эти значения называются нулями функции). Они разбивают область определения на промежутки: (-∞; -2), (-2; 3), (3; 5) и (5; +∞). Выясним какой знак принимает функция f(х) = (х+2)(х-3)(х-5) в каждом из этих на этих промежутков. Выражение (х+2)(х-3)(х-5) представляет собой произведение трех множителей. Множитель (х+2) отрицателен при х < -2 и положителен при х> -2, множитель (х-3) отрицателен при х<3 и положителен при х >3, множитель (х-5) отрицателен при х<5 и положителен при х>5. Знаки каждого из рассмотренных промежутков удобнее заносить в таблицу. В этом случае ученикам наглядно видно какой знак будет иметь искомая функция f(х)= (х+2)(х-3)(х-5) на всей области определения.
|
(-∞; -2) |
(-2; 3) |
(3; 5) |
(5; +∞) |
х+2 х-3 х-5 |
- - - |
+ - - |
+ + - |
+ + + |
Отсюда видно, что f(х) <0, если х€ (-∞; -2), т.к. каждый из рассмотренных множителей на этом промежутке принимает отрицательное значение. Произведение трех отрицательных чисел – величина отрицательная.
Если х€(-2; 3), то f(х) >0. (первый множитель положителен, второй и третий отрицательны.
Если х€(3; 5), то f(х) <0 ( первый и второй множители положительны, а третий отрицательный).
Если х€(5; +∞), то f(х) >0.( Все три множителя положительны). Мы видим, что в каждом из промежутков (-∞; -2), (-2; 3), (3; 5) и (5; +∞) функция сохраняет свой знак и при переходе через точки -2; 3 и 5 ее знак меняется.
Вообще если функция задана формулой вида f(х)= (х-х1)(х-х2)…(х-хn ) гдех – переменная, а х1, х2, х3… не равные друг другу числа, то в каждом из промежутков, определенных нулями функции , эта функция сохраняет знак , а при переходе через нули функции ее знак меняется.
Использование метода интервалов целесообразно использовать при решении неравенств вида: (х-х1)(х-х2)(х-х3)…(х-хn) ≥ 0. (1) При этом следует обратить внимание на то , что х1,х2, х3, … хn – не равные друг другу числа.
Пример1. Решить неравенство (х+6)(х+1)(х-4)
Для решения неравенства выполним следующие шаги:
1. Выясним является ли наше неравенство неравенством вида (1) – да является.
2. Найдем нули функции f(х)= (х+6)(х+1)(х-4). Это числа -6; -1; 4.
3. Расположим данные числа на числовой прямой и получим промежутки (-∞;-6) ; (-6; -1); (-1; 4); (4;+∞).
4. Найдем знаки функции f(х)= (х+6)(х+1)(х-4) в каждом из указанных промежутков. Для этого достаточно найти знак в одном из них, и пользуясь свойством знакочередования , определить знаки в остальных промежутках. При этом удобно начинать с крайнего справа промежутка (4;+∞), так как в нем значение функции f(х)= (х+6)(х+1)(х-4) заведомо положительно. Знаки функции на остальных промежутках будут соответственно:
- -6 + -1 - 4 + х
5.Выбираем значения х удовлетворяющие условию задания. Это объединение промежутков: (-∞;-6) и (-1; 4).
Пример 2.
Решить неравенство (х2 -9)(х+1,5)>0.
Обращаем внимание на то, что данное неравенство отличается от неравенства(1). Для того чтобы воспользоваться описанным выше методом интервалов разложим двучлен х2 -9 на множители (х-3)(х+3). Исходное неравенство принимает вид (х-3)(х+3)(х+1,5)>0. Это неравенство вида(1). Поэтому можно воспользоваться методом интервалов. Отметим на числовой прямой нули функции f(х)= (х-3)(х+3)(х+1,5) 3; -3; -1,5.
При х>1,5 f(х) >0. Далее при перемещении влево по прямой используем знакочередование при переходе через нули функции.
- -3 + -1,5 - 3 + х
Ответ: (-3; -1,5); (3; +∞).
Рассмотрим применение данного метода к решению различного вида:
Пример 3.
Решить неравенство: (5х+1)(5-х)>0
Решение:
Вынесем за скобки множитель 5 в первом двучлене и множитель -1 во втором. Получим неравенство -5(х+1/5)(х-5) >0; (х+1/5)(х-5) <0
(х+1/5)(х-5) >0 (х+1/5)(х-5) принимает значения равные нулю при х=-1/5 и х=5.
f(х)>0 при х€(-∞; -1/5);(5;+∞); f(х)<0 при х€ (-1/5; 5)
Ответ: (-1/5; 5).
Пример 4.
Решить неравенство: (х4+8)(4-х)(х+1/3) ≤ 0.
Решение:
В произведение (х4+8)(4-х)(х+1/3) входит множитель (х4+8), который принимает значения больше нуля при любом значении х. Поэтому исходное неравенство равносильно неравенству (4-х)(х+1/3) ≤ 0. Последнее неравенство приведем к виду
-(х-4)(х+1/3) ≤ 0
(х-4)(х+1/3) ≥ 0
Нули функции х=4 и х=-1/3
f(х)>0 при х € (-∞; -1/3); (4;+∞)
f(х)<0 при х € (-1/3;4)
Ответ: (-∞; -1/3); (4;+∞).
Пример 5.
Решить неравенство: (х+8)(х-1)6(х-5) < 0.
Решение:
В произведении (х+8)(х-1)6(х-5) множитель (х-1)6 >0 при любом х кроме х=1. Поэтому при всех значениях х≠1 произведение (х+8)(х-1)6(х-5) имеет тот же знак , что и произведение (х+8)(х-5).
Решение неравенства (х+8)(х-1)6(х-5) < 0 равносильно решению системы
{(х+8)(х-5)<0, х≠1.
Применим к неравенству (х+8)(х-5)<0 метод интервалов находим множество его решений (-8;5). Чтобы найти все решения искомого неравенства
(х+8)(х-1)6(х-5) < 0 нужно из полученного промежутка (-8;5) исключить число 1. Получаем решение заданного неравенства (-8;1);(1; 5).
Ответ: (-8;1);(1; 5).
Пример 6.
Решить неравенство:
>0 (1)
Решение :
Данное неравенство равносильно неравенству (х-7)(х+2)>0,т.к. дробь (1) положительна только при тех значениях х, при которых оба двучлена х-7 и х+2 имеют одинаковые знаки. Но при этих же условиях положительно и произведение этих двучленов. А следовательно для решения неравенства (х-7)(х+2)>0 удобно воспользоваться методом интервалов.
Нулями функции f(х)= (х-7)(х+2)>0 являются числа 7 и -2.
+ -2 - 7 + х
Решением неравенства (х-7)(х+2)>0 является множество (-∞;- 2); (7; +∞) А следовательно и решением неравенства (1) являются эти же промежутки.
Ответ: (-∞;- 2); (7; +∞).
Пример 7.
Решите неравенство: ≤0 (1)
Решение:
Следует отметить, что в данном случае невозможно воспользоваться предыдущим приемом, т.к. неравенство (1) и неравенство (х+4)(х-11)≤0 не равносильны. Число является 11 решением неравенства (2), но не является решением неравенства (1). При х=1 неравенство (1) не имеет смысла. Поэтому чтобы решить неравенство (1) заменим его равносильной системой
Решением неравенства (х+4)(х-11)≤0 есть промежуток [-4; 11]. Т.к х≠ 11, получаем [-4; 11).
Ответ: [-4; 11).
Стоит обратить внимание на то, что в подавляющем большинстве случаев при решении рациональных неравенств их предварительно приходится преобразовывать к нужному виду, чтобы стало возможным решение методом интервалов.
Подход, лежащий в основе метода интервалов . имеет место в силу следующего свойства непрерывной функции: если на интервале (а;в) функция f(х) непрерывна и не обращается в нуль, то она на этом сохраняет постоянный знак. А это свойство в сою очередь следует из теоремы Больцано –Коши (ее доказательство не рассматривается в школьном курсе математики, но с учениками проявляющими повышенный интерес к предмету математика ее доказательство можно рассмотреть в книге Курс математического анализа (в двух томах), учебник для студентов университетов и втузов.
Сформированные у обучающихся прочные навыки решения неравенств с помощью данного метода позволит им решать и другие задачи, решение которых сводится к решению неравенств.
Например найти область определения функции у=.
Решение:
Необходимое условие существования квадратного корня , чтобы выражение х(х+9)(2х-8)≥0.
2х(х+9)(х- 4)≥0
х(х+9)(х- 4)≥0
- -9 + 0 - 4 + х
Ответ: [-9; 0]; [4; +∞).
· Сначала надо найти область определения функции f и нули этой функции.
· После этого граничные точки области определения и нули функции переносятся на числовую прямую, причем нули функции изображаются выколотыми точками при решении строгих неравенств (возможны случаи, когда они будут совпадать с граничными точками области определения, эти точки делают выколотыми), а при решении нестрогих неравенств – обыкновенными точками. Нули разбивают область определения функции на промежутки.
· Дальше определяются знаки на каждом промежутке области определения, в основном путем вычисления значения функции f в какой-либо одной точке из каждого промежутка.
· Если решается неравенство со знаком < или ≤, то наносится штриховка над промежутками со знаком −, а если решается неравенство со знаком > или ≥, то над промежутками со знаком +. И по полученному изображению числового множества записывается ответ.
Список литературы:
1.Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Г. Мордкович- 11 изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.215с. ISBN 978-5-346-01155-2
2. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. - 10 изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2008. 224 с. ISBN 978 -5-346-00990-0
3.Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков/ под ред. С.А. Теляковского. 16-е изд. М. Просвещение, 2009.- 271с.:ил.- ISBN978-5-090021134-5.
4 .Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов 13-е изд. М. Мнемозина , 2011.- 222с.:ил.- ISBN978-5-346-01752-3.
5.Алгебра и начала анализа Учебник для 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений /А.Н.
Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницин и др.; Под ред. А.Н. Колмогорова.-14 изд.- М., Просвещение, 2004.- 384с.: ил. ISBN 5-09-013651-3
5. Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа ( в двух томах): Учебник для студентов университетов и втузов. – М. Высш. Школа, 1981.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.