Технологическая карта пробного урока математики
ТЕМА. Решение уравнений вида: x + 15 = 68 : 2. (Страница учебника - 62)
|
Цели урока: Содержательная: сформировать умение решать уравнения вида x + 15 = 68 : 2. Деятельностная: способствовать формированию УУД
УМК «Школа России»
Технология обучения – проблемно-диалогическая
Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)
|
|
|
___________
|
|
|
||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПРЕДМЕТНЫЕ: 1. связанные с актуализацией: a) Умеет выполнять устные вычисления в пределах 100 b) Умеет выполнять письменные вычисления в пределах 1000 c) Знает связь между компонентами сложения d) Умеет выделять неизвестный компонент сложения и находить его значение 2. связанные с изучением нового: a) Умеет решать уравнения вида x + 15 = 68 : 2. 3. связанные с включением нового материала в систему знаний: b) Умеет решать задачи, связанные с уравнением вида x + 15 = 68 : 2. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
|
Оборудование. ü у учителя: Учебник ü у учащихся: Учебник, дидактический материал
Библиографический список:
|
|
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||||||||||||||||
1.Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма «Яркое пятно» - пословица. Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства: визуальные, слуховые Формы и методы контроля: фронтальный контроль |
||||||||||||||||||
- Здравствуйте! Меня зовут Арина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок математики. |
|
ЛИЧНОСТНЫЕ: · Замотивированы к учебной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Коммуникативные:
|
||||||||||||||||
- Ребята, посмотрите внимательно на доску. УМЕНИЕ И ТРУД – ВСЁ ПЕРЕТРУТ. |
|
|||||||||||||||||
- Как вы думаете, что означает данная пословица? |
-Это значит, что если человек умелый и трудолюбивый, то он сумеет справиться с любыми трудностями и любой работой.
|
|||||||||||||||||
- Как же надо сегодня трудиться на уроке, чтобы у вас все получилось, чтобы вы узнали много нового? |
-Хорошо отвечать, внимательно слушать и запоминать, правильно выполнять задания. |
|||||||||||||||||
- Так давайте же мы тоже будем учиться и трудиться ,что бы потом смогли преодолеть все трудности. |
|
|||||||||||||||||
2.Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового способа действия |
||||||||||||||||||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная Дидактические средства: слуховые, визуальные Формы и методы контроля: самоконтроль |
ЛИЧНОСТНЫЕ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
ПРЕДМЕТНЫЕ: · Умеет выполнять устные вычисления в пределах 100 · Умеет выполнять письменные вычисления в пределах 1000 · Знает связь между компонентами сложения · Умеет выделять неизвестный компонент сложения и находить его значение
|
|||||||||||||||||
- Начнём мы урок с разминки. Я буду поднимать карточку с примером, а вы, по поднятой руке, называйте ответ.
|
|
|||||||||||||||||
- Поднимите руки те, у кого были ошибки. |
|
|||||||||||||||||
- Что посоветуем друг другу? |
- Не ошибаться в вычислениях. |
|||||||||||||||||
Задание 2. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная. Дидактические средства: визуальные Формы и методы контроля: самоконтроль |
||||||||||||||||||
- Сейчас возьмите карточки под номером 1. Вам необходимо заполнить таблицу. |
|
|||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
- Сверьтесь со слайдом. |
|
|||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. |
|
|||||||||||||||||
- Молодцы. |
|
|||||||||||||||||
- Поднимите руки те, у кого были ошибки. |
|
|||||||||||||||||
- Как вы думаете, почему ребята допустили ошибки? |
- Плохо знают связь между компонентами сложения. |
|||||||||||||||||
- Тогда нам нужно повторить связь компонентов сложения. |
|
|
||||||||||||||||
Задание 2. Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства: слуховые, визуальные Формы и методы контроля: фронтальный контроль |
|
|||||||||||||||||
- Посмотрите на доску. Вам необходимо продолжить фразы.
|
|
|||||||||||||||||
*правила остаются на доске. |
|
|||||||||||||||||
Задание 4. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная. Дидактические средства: визуальные Формы и методы контроля: самоконтроль |
||||||||||||||||||
- Решите уравнение: 64+х =92 - Л. у доски |
Первое слагаемое 62, второе – неизвестно, Сумма равна 92. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть первое слагаемое – 92 – 64= 28 Проверяем: подставляю в уравнение вместо х его значение и смотрю, верное ли равенство получилось. 64 + 28 = 92 92=92 Уравнение решено верно. |
|||||||||||||||||
Промежуточная рефлексия |
||||||||||||||||||
- Как вы думаете, зачем мы повторяли уже изученный нами материал? |
- Эти знания нам понадобятся при изучении новой темы. |
|||||||||||||||||
3.Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы, построению плана достижения цели. |
||||||||||||||||||
· Создание проблемной ситуации |
ЛИЧНОСТНЫЕ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные:
познавательные:
коммуникативные:
|
|||||||||||||||||
Задание. Форма организации учебной деятельности: групповая Дидактические средства: визуальные, слуховые Формы и методы контроля: самопроверка |
||||||||||||||||||
- Перед вами уравнение. Вам необходимо будет решить его 24+х=79-39 |
|
|||||||||||||||||
*записываются ответы детей на доске. |
|
|||||||||||||||||
· Побуждение к осознанию противоречия |
||||||||||||||||||
- Может ли быть такое, что уравнение одно, а ответов несколько? |
- Нет |
|||||||||||||||||
· Побуждение к формулированию учебной проблемы, цели и построению плана достижения цели |
||||||||||||||||||
- Какую цель поставим перед собой? |
-Научиться решать такие уравнения. |
|||||||||||||||||
- Чтобы добиться решения нашей цели, составим план урока. |
|
|||||||||||||||||
- Чтобы научиться решать такие уравнения, нужно знать алгоритм, значит, какой пункт поставим перед собой первым? |
-Составить алгоритм решения таких уравнений. |
|||||||||||||||||
- Алгоритмы вы будете составлять в группах, но как мы узнаем, чей алгоритм верный? |
- Поверим каждый алгоритм. |
|||||||||||||||||
- После того, как узнаем алгоритм, нужно нам потренироваться решать уравнения нового типа? |
- Да |
|||||||||||||||||
- Значит, что будем делать дальше? |
- Решать уравнения такого типа. |
|||||||||||||||||
- Могут ли такие уравнения повстречаться в задачах? |
- Да |
|||||||||||||||||
- Значит, какой будет следующий пункт? |
- Решать задачи с уравнениями такого вида. |
|||||||||||||||||
План: 1. Составить алгоритм решения уравнений вида x + 15 = 68 : 2. 2. Поверить алгоритм каждой группы. 3. Решать уравнения вида x + 15 = 68 : 2. 4. Решать задачи с уравнениями вида x + 15 = 68 : 2. |
|
|||||||||||||||||
4. Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог. |
||||||||||||||||||
Методом подводящего диалога Форма организации учебной деятельности: групповая Дидактические средства: визуальные, слуховые Формы и методы контроля: фронтальная проверка |
ЛИЧНОСТНЫЕ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
ПРЕДМЕТНЫЕ: · Умеют решать уравнения вида: |
|||||||||||||||||
- Прежде чем начать проверять ваши алгоритмы, скажите, чем отличается это уравнение от тех, с которыми мы уже знакомились? |
- Добавляются арифметические действия ко второй части. |
|||||||||||||||||
*Учитель приглашает сначала те группы, чьи алгоритмы были составлены неверно. Каждая группа пытается решить уравнение по своему алгоритму. В конце делается вывод, что алгоритм составлен неверно. |
|
|||||||||||||||||
*Последняя группа выступает с правильным алгоритмом. 1.Читаю уравнение: первое слагаемое __________, второе — __________, сумма чисел __________ и __________ равна __________ чисел __________ и __________. 2.Вычисляю правую часть и записываю: _______________. 3.Вспоминаю правило, как найти неизвестное слагаемое: __________ 4.Нахожу, чему равно неизвестное число: ____________ 5.Проверяю: подставляю в уравнение вместо х его значение и смотрю, верное ли равенство получилось. |
|
|||||||||||||||||
- Самое главное в уравнениях такого вида – сначала вычислить правую часть, а потом уже уравнение превращается в обычное. |
|
|||||||||||||||||
Промежуточная рефлексия |
||||||||||||||||||
- С какой проблемой мы столкнулись в начале урока? |
- Не знали, как решать уравнения такого вида. |
|||||||||||||||||
- Какие пункты нам уже удалось решить? |
1. Составить алгоритм решения уравнений вида x + 15 = 68 : 2. 2. Поверить алгоритм каждой группы. |
|||||||||||||||||
- Что будем делать дальше? |
- Решать уравнения данного вида. |
|
||||||||||||||||
5. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) |
||||||||||||||||||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства: визуальные, аудиальные Формы и методы контроля: фронтальная проверка |
|
|||||||||||||||||
- Откройте учебник на странице 61. |
- |
|||||||||||||||||
- Найдите уравнение, слева от которого черточка. |
- |
|||||||||||||||||
- Прочтите задание. |
- Объясните решение уравнений и их проверку. |
|||||||||||||||||
- Выполняем только первый столбик. |
- |
|||||||||||||||||
- Л., прочти уравнение |
Первое слагаемое неизвестное, второе – 15, сумма чисел равна разности чисел 68 и 2 |
|||||||||||||||||
- И., что будем делать первым пунктом? |
- Вычислять правую часть: 68:2=34, записываю :х+15=34 |
|||||||||||||||||
- Р., что будем делать дальше? |
- Вспоминаем правило, как найти неизвестное слагаемое: чтобы найти первое слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое. |
|||||||||||||||||
- О., продолжай |
- Нахожу, чему равно неизвестное число: 34-15 = 19 |
|||||||||||||||||
- Как проверим? |
- Подставим вместо х число 19:…. |
|||||||||||||||||
Задание 2. Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства: визуальные, аудиальные Формы и методы контроля: фронтальная проверка |
||||||||||||||||||
-Теперь найдите номер 277, второе уравнение. |
- |
|||||||||||||||||
- О., к доске, остальные в тетрадях. |
- |
|||||||||||||||||
*решает уравнение с проговариванием по алгоритму. |
Читаю уравнение: первое слагаемое неизвестно, второе — 28, сумма чисел х и 78 равна сумме чисел 97 и 3. Вычисляю правую часть и записываю: х+78 = 100. Вспоминаю правило, как найти неизвестное слагаемое: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое Нахожу, чему равно неизвестное число: х+78 = 100. Х=100 – 78 Х = 22 Проверяю: подставляю в уравнение вместо х его значение и смотрю, верное ли равенство получилось. 22+78=100 100=100 |
|||||||||||||||||
Задание 3. Форма организации учебной деятельности: парная Дидактические средства: визуальные, аудиальные Формы и методы контроля: фронтальная проверка |
||||||||||||||||||
- Следующий пример решите в парах. Х + 56 = 26*3 |
|
|||||||||||||||||
- Проверяем. |
|
|||||||||||||||||
- О. и Н., скажите, как вы работали в паре? |
|
|||||||||||||||||
- Поднимите руки те, у кого такой же ответ получился? |
|
|||||||||||||||||
Промежуточная рефлексия. |
||||||||||||||||||
- Как мы сейчас решали уравнения? Все вместе думали, или каждый самостоятельно выполнял? |
- Все вместе |
|||||||||||||||||
- Нам нужно проверить, усвоили ли вы материал? |
|
|||||||||||||||||
- Как будем работать дальше? |
- Решать уравнения самостоятельно |
|||||||||||||||||
6.Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
||||||||||||||||||
Задание Форма организации учебной деятельности: индивидуальная Дидактические средства: визуальные Формы и методы контроля: взаимоконтроль |
1) |
|||||||||||||||||
- Перед вами представлено 2 уравнения. Первое уравнение – 1 вариант, второе – второй. Решите их, следуя алгоритму. Не забываем выполнять проверку. |
- |
|||||||||||||||||
- Х+34 = 48:3 55+х = 9*7 |
- |
|||||||||||||||||
- Поменялись тетрадями. Проверяем друг у друга. |
- |
|||||||||||||||||
- Эталон: Х+34=104 - 49 Х+34 = 54 Х= 54-34 Х= 20________ 20 +34 = 104-49 54=54
55+х=9*7 55+х= 63 Х= 63-55 Х = 8_____ 55+8=9*7 63=63 |
- |
|||||||||||||||||
Промежуточная рефлексия |
||||||||||||||||||
- Кто выполнил все верно? |
|
|||||||||||||||||
- Кто какие допустил ошибки? |
|
|||||||||||||||||
‒ Что нужно делать, чтобы их не было в дальнейшем? |
- Повторить алгоритм нахождения неизвестного, быть внимательнее и т.п |
|||||||||||||||||
‒ Какой пункт плана нам осталось выполнить? |
- Последний. |
|
||||||||||||||||
7.Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом. Примерный план этапа: 1) выполнение заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются новые знания в нетиповых ситуациях. 2) выполнение заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока; 3) выполнение заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков. |
||||||||||||||||||
Задание 1 Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. |
||||||||||||||||||
I этап. Анализ задачи |
||||||||||||||||||
- Прочтите задачу номер 278. |
Реши задачу, составив уравнение. Сумма неизвестного числа и числа 390 равна произведению чисел 70 и 6. Найди это число. |
|
||||||||||||||||
- Что нам известно в задаче? |
Нам известно второе слагаемое – 390, известно, что сумма неизвестного числа и числа 390 равна произведению чисел 70 и 6. |
|||||||||||||||||
- Что необходимо найти в задаче? |
Найти неизвестное число. |
|||||||||||||||||
II этап. Поиск решения задачи. |
||||||||||||||||||
- Что будем делать первым этапом? |
- Запишем уравнение. |
|
||||||||||||||||
- Дальше? |
- Решим правую часть. |
|||||||||||||||||
- Дальше? |
- Вспомним правило нахождения неизвестного слагаемого |
|||||||||||||||||
- Дальше? |
- Решим уравнение и сделаем проверку. |
|||||||||||||||||
III этап. Решение задачи. |
||||||||||||||||||
- О. у доски, остальные в тетради решаем задачу. |
|
|
||||||||||||||||
- Х+390= 70*6 - Х+390=420 - Х=420-390 - Х=30_______ Ответ:30 – неизвестное слагаемое |
|
|||||||||||||||||
IV этап. Проверка решения задачи. |
||||||||||||||||||
- 30+390=70*6 - 420=420 |
|
|
||||||||||||||||
8.Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
||||||||||||||||||
· фиксирование нового содержания |
|
|||||||||||||||||
- Чему сегодня научились? |
- Решать уравнения нового вида. |
|
||||||||||||||||
· соотнесение цели учебной деятельности и ее результата |
|
|||||||||||||||||
- Какие задачи поставили перед собой? |
Читают пункты плана |
|
||||||||||||||||
- Выполнили ли их? |
|
|
||||||||||||||||
- Какой вывод можем сказать про цель? |
- цель достигнута. |
|
||||||||||||||||
· рефлексия процесса учебной деятельности |
|
|||||||||||||||||
- Сейчас возьмите листочки на своих партах. Обведите свои ладошки. |
- |
|
||||||||||||||||
Напишите на: 1.Большой – какова цель урока 2.Указательный – что узнал 3.Средний - над чем еще нужно поработать Безымянный – каково моё настроение Мизинец – мне на уроке не хватало… |
- |
|
||||||||||||||||
· планирование цели дальнейшей деятельности |
|
|||||||||||||||||
- А какое неизвестное мы находили на сегодняшнем уроке? |
- Неизвестное слагаемое |
|
||||||||||||||||
- Как вы думаете, чему будем учить дальше? |
- Находить неизвестное вычитаемое, уменьшаемое. |
|
||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.