Тема: Решение задач по теме «Плотность»
Цель урока: создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях при решении экспериментальных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить и закрепить знания по теме «плотность вещества»
Развивающие: способствовать развитию универсальных учебных действий:
- познавательных УУД: умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
- личностных УУД: осознание личностного значения изучения темы;
- регулятивных УУД: целеполагание, рефлексии, контроля и оценки;
- коммуникативных УУД: умения грамотно выражать речью свои мысли.
Воспитательные: способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике, формирование ценностного отношения друг к другу, учителю.
Планируемые результаты:
Предметные результаты |
УУД |
Личностные результаты |
овладение навыками работы с физическим оборудованием; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; |
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. |
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения, развитие внимательности, собранности и аккуратности |
Тип урока: Урок – исследование, ролевая игра.
Оборудование: весы, мензурка, тела разной массы и объема, кусок сахара – рафинада, кусочек моркови, алюминиевый цилиндр, картофель, линейка, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте ребята, садитесь. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.
II. Мотивация
На прошлых уроках мы говорили о плотности тела. Как вы думаете, где в нашей жизни используют приобретенные вами знания. Не хотите ли вы побыть в роли экспериментаторов?
Сегодня на уроке мы превратим наш класс в маленький научно-исследовательский центр, который представлен лабораториями:
-Лаборатория «Альфа»
-Лаборатория «Бетта»
Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Нам предстоит пройти этапы познания окружающего мира. Задача непростая.
1. Руководители лабораторий получают задания, определяют цель работы и сдают отчет.
2. Инженеры – исследователи проверяют готовность к работе, получают исследуемые образцы.
3. Инженер по технике безопасности проводит инструктаж своей группы.
4. Лаборанты получают и сдают приборы.
III. Актуализация опорных знаний и постановка цели и задачи урока
Для дальнейшей работы вспомним то, что мы изучили на прошлых уроках.
Каждый ученик должен составить вопрос по данной теме и задать его другой команде. Например:
1) Что называют плотность вещества?
2) Какой физический смысл плотности?
3) Какой буквой обозначается плотность?
4) Назовите формулу плотности?
5) Какая единица измерения плотности?
6) Какие еще единицы плотности вы знаете?
7) Как перевести плотность из г / см³ в кг/ м³?
8) Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
9) Как найти объем тела неправильной формы?
10) Формула для расчета массы тела по известной плотности и объему тела?
11) Формула для расчета объема тела по известным массе и его плотности?
Физический диктант.
Заполнить таблицу.
Физическая величина |
Буквенное обозначение |
Единица измерения в СИ |
Формула |
Плотность |
ρ |
кг/м3 |
ρ = m/V |
Объём |
V |
м 3 |
V= m/ρ |
Масса |
m |
кг |
m = ρV |
IV. Производственная гимнастика
V. Практическая часть урока.
В нашу столовую сдали урожай моркови. Необходимо узнать, соответствует ли она стандарту.
Лаборатория________________________
Оборудование: весы, кусочек моркови, плотность которого надо определить, линейка, таблица плотности твёрдых тел, мензурка.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность моркови.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) |
Длина (см) |
Ширина ( см) |
Высота (см) |
Объём (см3 ) |
Плотность |
|
(г/см3 ) |
(кг/м3 ) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Руководитель лаборатории________________________________
Инженер по Т.Б ________________________________________
Лаборант ______________________________________________________
Инженер - исследователь__________________________________
Предприятие ООО «Глобус» производит алюминиевые отливки. Нет ли в них брака: пустот или внутренних трещин?
Лаборатория________________________
Оборудование: весы с разновесами, алюминиевый цилиндр, плотность которого надо определить, мензурка, таблица плотности твёрдых тел.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность алюминиевого цилиндра.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) |
Длина (см) |
Ширина ( см) |
Высота (см) |
Объём (см3 ) |
Плотность |
|
(г/см3 ) |
(кг/м3 ) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
__________________________________________________________
Руководитель лаборатории________________________________
Инженер по Т.Б ________________________________________
Лаборант ______________________________________________________
Инженер - исследователь__________________________________
Задание №3
В столовую поступила партия картофеля. Соответствует ли она стандарту?
Лаборатория________________________
Оборудование: весы с разновесами, картофель, плотность которого надо определить, линейка, мензурка, таблица плотности твёрдых тел.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность картофеля.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) |
Длина ( см ) |
Ширина ( см ) |
Высота ( см ) |
Объём (см3) |
Плотность |
|
(г /см3) |
(кг /м3) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель лаборатории________________________________
Инженер по Т.Б ________________________________________
Лаборант ______________________________________________________
Инженер - исследователь__________________________________
Задание №4
В столовую поступила партия сахара - рафинада. Соответствует ли она стандарту?
Бланк отчёта.
Лаборатория________________________
Оборудование: весы с разновесами, образец, плотность которого надо определить, линейка, мензурка.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность картофеля.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) |
Длина (см) |
Ширина ( см) |
Высота (см) |
Объём (см3 ) |
Плотность |
|
(г/см3 ) |
(кг/м3 ) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Руководитель лаборатории________________________________
Инженер поТ.Б ________________________________________
Лаборант ______________________________________________________
Инженер - исследователь__________________________________
VI. Домашнее задание
Определить плотность туалетного мыла, сделав необходимые измерения. Масса мыла нанесена на упаковку.
VII. Рефлексия
Наш урок подходит к завершению. Подведем итоги урока.
· Что нового вы узнали, поняли?
· Что научились делать?
· Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?
· Достигнута ли личная цель?
Учитель: А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной лаборатории. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своих товарищей по группе. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому, что я тоже наблюдала, как вы работали на уроке.
Лаборанты сдают приборы, а руководители сдают бланки своей группы для проверки.
Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, применять теоретические знания по физике на практике при решении физических задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.