ФИО учителя - Шакирзянова Румиля илдусовна
Место работы - МБОУ «Чуру-Барышевская основная общеобразовательная школа»
Тема - «Решение систем уравнений второй степени»
Учебник – Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; Под ред. С.А.Теляковского. –Просвещение, 2008.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний
Цель: обобщить и систематизировать материал по теме; обогатить знания; установить связи между теорией и практикой
Образовательные: повторить способы решения систем уравнений; акцентировать внимание на возможность решения систем различными способами; научить, при решении систем уравнений, записывать верно, ответ
Развивающие: продолжить обучать умению планировать самостоятельную работу; развитие речи, внимания, интереса
Воспитательные: осваивать информацию и логически ее перерабатывать; вырабатывать собственную позицию, обосновывать ее и защищать (обосновывать свой способ решения, свой результат)
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Средства обучения:
1.Учебник «Алгебра-9» Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; Под ред. С.А.Теляковского. –Просвещение, 2008.
2. Слайд-презентация.
3. Карточки
4. Видео для проведения физкультминутки.
Этапы урока:
1. Организационная часть урока
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Целеполагание и мотивация.
4. Закрепление полученных знаний
5. Организация контроля
6. Подведение итогов урока.
7. Домашняя работа
8. Рефлексия
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||
1. Организационная часть урока |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. «С малой удачи начинается успех. Смело иди вперёд, не стой на месте. Что не сделаешь сам, сделаем вместе». Итак, тема урока “ Решение систем уравнений второй степени ”, запишите дату и тему урока в тетрадь. Как вы думаете, чем мы с вами займёмся на сегодняшнем уроке? Да, верно, сегодня мы с вами обобщим правила и свойства решения систем уравнений второй степени, рассмотрим решения систем. |
Включаются в деловой ритм урока.
Повторять необходимые теоретические сведения по теме, развитие умений говорить и слушать, работа проходит устно |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
|||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Ребята, посмотрите на своего партнера по лицу, поприветствуйте его……
На предыдущих уроках мы просмотрели разные способы решения системы уравнений второй степени Финк –Райт - Раунд Робин Учитель задает вопрос и дает время поумать
Вопрос 1. Как вы понимаете выражение - «система уравнений»? Вопрос 2. Что значит: решить систему уравнений? –
Вопрос 3. Какие способы решения систем вы знаете? –
А сейчас разберем примеры, правильно ли они решены и с каким способом?
В слайдах 3,4, 5 даны решенные примеры. Слайд 3
Ответ: (0;3); (-3;6) Слайд 4
Ответ: (4;1); (-1;-4)
Инсайт – аутсайд – сёкл + Таймд пэа-шэа Дорогие ребята, внимательно посмотрите на партнера по лицу. Участники по номером 1 и 3 встаньте во внутренний круг, участники под номерами 2 и 4 встаньте и образуйте внешний круг и найдите партнера по лицу, встаньте лицом друг – другу. А теперь повернитесь налево, послушайте вопрос: - Вопрос: Если дискриминант квадратного трехчлена положительное число, то корень уравнения два Сейчас идем два шага вперед, повернулись, по приветствовуем нового партнера. - Вопрос 1: Если графики двух функции пересекаются в двух точках, то у системы уравнений два корня Подумайте над ответом 3- 5 секунд,
Партнер внешнего круга отвечают своему партнеру. У вас есть 15 сек. Начали. Теперь отвечает партнер внутреннего круга, а партнер внешнего круга слушает. У вас есть 15 сек. Начали.
Рефлексия: Спрашиваю несколько участников о том, что сказал их партнер.
Вопрос Если графики двух функции пересекаются в одной точке, то у системы уравнений один корень - правильно, сейчас двигаемся на 1 шаг вперед, находим новую пару и приветствуем его, даем «пять». Послушайте -Вопрос 2: При решении систем двух уравнений значением одной переменной является только одно число, то сколько значений имеет второе переменное. Подумайте несколько секунд. На этот вопрос начинают отвечать партнеры внутреннего круга. У вас 15 секунд времени. Начали.
Теперь отвечает партнер внешнего круга, а участник внутреннего круга слушает. У вас есть 15 сек. Начали.
Рефлексия: Спрашиваю несколько участников о том, что сказал их партнер.
А теперь, поблагодарите своих партнеров садитесь на свои места.
На слайде 6 изображена парабола и три прямые. Укажите систему уравнений, которая не имеет решений.
Раунд- Робин Задание. Найди ошибку! Слайд 10 Дан один пример. Где тут ошибка? Вы должны подумать, в течение 1 минуты записать, т.е. найденную точку обвести карандашом и после этого мы обсудим ваши решения по кругу. Начали. Время 1 минута (демонстрируется слайдом № 10 )
Рефлексия. Когда вы уже в командах поделились со своими ответами. Мы хотим услышать вас. И так, начинает говорить участник под №1. первого стола. Какую ошибку нашли в примере ? А теперь участник №1 со второго стола. Какую ошибку нашли в примере ?.... |
Ученики приветствуют партнеров по лицу, плечу.
Каждый ученик пишет ответ на своем листочке. Потом ученики по очереди зачитывают свой ответ с листочка Решить систему – это значит найти пару значений переменных, которая обращает каждое уравнение системы в верное равенство. подстановки, сложения и графический. (1 слайд)
По очереди ученики выходят к интерактивной доске, и отвечают
Участники под №1, 3 встают, образуют круг - внутренний, участники под номерами 2 и 4 лицом во внутрь круга; далее участники 2,4 встают, образуют круг- внутренний, номерами 2 и 4 образуют внешний. Партнеры встают в круг лицом к своим партнерам по лицу.
2 Ребята поворачиваются налево и двигаются на столько шагов, который соответствует ответу данного вопроса
3 . Ребята поворачиваются налево и двигаются на 1 шаг, находят следующего партнера, поприветствуют.
Начинает отвечать партнер внешнего круга
Начинает отвечать партнер вутреннего круга
Работают по структуре Таймд пэа-шэа (двое участников делятся развернутыми ответами в течение определенного времени)
Четыре ученика в команде по очереди отвечают по кругу до того момента, пока учитель не остановит процесс
Ученики выходят к доске и обводят карандашом найденные ошибки.
Отвечает первый участник
Отвечает второй участник
Говорят правильные ответы:
1.Для решения систем графическим способом нужно построить графики функций и найти координаты точек пересечения графиков.
2. Первое уравнение График – кривая линия, расположенная в первой и третьей координатных четвертях. 3.Второе уравнение линейная функция. График – прямая линия, расположенная во второй и четвертой координатных четвертях, проходящая через точку (0; 2) 4. От количества точек пересечения графиков функций зависит количество решений системы уравнений, а здесь точка пересечения получился один. Верный ответ: (1;1) |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
|||
3.Целеполагание и мотивация |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Можно ли обойтись без знаний функций и их графиков. Зачем они нужны? В каких областях применяются графики? Правильно, ребята, знание этих правил необходимо знать, они пригодятся при изучении других предметов, например, при изучении физики, химии геометрии и алгебры, при сдаче ГИА, ЕГЭ, а также по жизни для людей различных профессий. Физкульминутка (суперфизкультминутка – видео) |
Ответы учащихся: Продолжим изучение темы “ Решение систем уравнений второй степени ”
Ответы учащихся
|
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. |
|||
4. Закрепление полученных знаний |
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по данному материалу. |
По слайдам № 7, 8, 9 презентации показываются задачи по теме, рассматриваются способы решения систем уравнений. Клок- Бадис + Таймд –Пэа-Шэя Возьмите свои часы, найдите партнера, с кем у вас запланирована встреча в 12 часов дня, подойдите к нему, обсудите решение задачи.
Первым начинает, отвечает тот участник, у кого рост выше. У вас 20 секунд. Спасибо. А сейчас отвечает второй участник. 20 сек.) Рефлексия: опрос партнеров.
(условие задачи показывается по слайду) Как вы решили задачу? Рефлексия.
|
Ученики решают задачу, получают ответ
Решают комментируя, обосновывая ответы, при этом не забывают сделать проверку задания, которые выполнил их партнер.
Правильные ответы: Слайд №7 -В Слайд №8 – Слайд №9 - В |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
|||
5. Организация контроля |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. |
Работа с учебником: Участники выполняют упражнение из учебника №430-431
Учитель контролирует работы учащихся.
Тейк оф тач даун (проверка выполнения заданий) Встаньте те, кто правильно выполнил задание. У кого верного ответа не получилось, вы не переживайте, на следующих уроках мы раскроем секреты, глубже изучив эту тему. |
Дети выполняют задания на тетрадях.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
|||
6. Подведение итогов урока. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых |
Спасибо Вам ребята, на следующих уроках мы продолжим изучение данной темы, и надеюсь найдем конкретные ответы на данный вопрос. Соберите ваши тетради, карточки. После проверки я поставлю Вам оценки. |
|
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
|||
7. Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Домашняя работа: пункт 19 прочитать, стр. 114. № 433 (а) – способ сложения; № 432 (а) – способ подстановки; № 452 (а) – графически |
|
|
|||
8. Рефлексия |
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Билетик на выход
Спасибо Вам за урок! |
Ученики ставят галочки к ответам. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
Билетик на выход
|
Билетик на выход
|
Билетик на выход
|
Билетик на выход
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.