РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Оценка 4.8

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Оценка 4.8
doc
30.01.2020
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
14.doc

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

Постановка проблемы. В современных социально-экономических условиях, проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг стоит особо остро из-за своей несогласованности. Нами проанализированы приоритеты учащихся на рынке образовательных услуг, рассмотрена необходимость осуществления практико-ориентированного обучения, предложена концепция создания Республиканского центра изучения потребностей рынка труда.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что рынок образовательных услуг и рынок труда являются динамичными и постоянно изменяются. Следовательно, для устойчивого экономического развития государства, необходимо обеспечить их тесное взаимодействие и построить систему обучения на принципах практико-ориентированности, согласованности, эффективности, востребованности.

Степень изученности проблемы. Проблемам взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг уделяли внимание в своих работах

B.            C. Лазарев, А.М. Моисеев, A.A. Орлов, М.М. Поташник, И.С. Березин, О.И. Фокина, С.Ю. Фомина и другие. Однако, на сегодняшний день, проблема остается актуальной и до конца не решенной.

Результаты исследования. Трансформация системы образования, направленного на формирование современной востребованной на рынке труда личности, - это одна из стратегических задач любого государства. Выход образовательных услуг на новый уровень, при котором важно объединить цели, стоящие перед обществом, государством и личностью требуют детального изучения сущности, специфики, совершенствования качества и структуры востребованных и предлагаемых образовательных услуг [1].

Ряд проведенных раннее исследований рынка образовательных услуг (РОУ) ДНР отразил, что на сегодняшний день он является конкурентным, с высокой степенью концентрации специальностей обслуживающего профиля (юристы, бухгалтера, экономисты) и низким наличием процессно­технологических (инженеры, технологи, управленцы). Студенты образовательных уровней «Бакалавр» и «Магистр» предъявляют разные требования к качеству получаемых образовательных услуг. Так для первых наиболее значимым является доступность для понимания использованных материалов для обучения и доступность изложения лекций, а для студентов ОУ «Магистр» - связь прослушанных дисциплин с будущей практической деятельностью, что и обуславливает необходимость усовершенствования концепции практико-ориентированного обучения [2].

Таким образом, в условиях неопределенности профессионально­кадрового заказа общества и постоянной изменчивости внутренней и внешней среды формируется важнейшая задача разработки гибкой системы совершенствования качества образовательных услуг с учетом современных условий. На сегодняшний день, в Республике остро стоит вопрос согласованного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в целом, а не отдельно взятой образовательной организации. В этой связи, учитывая конкуренцию на РОУ, а также опираясь на стратегические направления развития ДНР, нами была предложена концепция создания Республиканского центра изучения потребностей рынка труда (далее - Центр), который бы позволил предоставлять оперативную информацию в профильные министерства о спросе и предложении на рынках образования и труда ДНР (рис.1)

image17

Рисунок.1 - Концепция создания Республиканского центра изучения потребностей

 

Представленная концепция имеет два вектора реализации: рынок образовательных услуг ДНР и рынок труда ДНР. В первом векторе информация (благодаря использованию опросов, мониторингов) должна поступать в Центр непосредственно от первоисточников - абитуриентов, которые формируют спрос на образовательные услуги и их качество, и студентов, которые формируют качественные требования к предоставляемым образовательным услугам. Мониторинг данных источников позволит четко выяснить, какие существуют приоритеты на сегодняшний день, еще до проведения вступительной кампании.

Второй вектор концепции предполагает тесное взаимодействие с рынком труда ДНР: предприятиями, организациями, малым бизнесом, биржами труда, посредством сбора и обработки оперативной информации в ключе новых вакансий или требований к будущим сотрудникам. Данное взаимодействие позволит планировать потребность в будущих специалистах, скорректировать существующий дисбаланс между рабочими и управленческими специальностями, позволит выявить новые направления развития производств и, соответственно, сформировать новые профессиональные требования к будущим сотрудникам. Создание Республиканского центра изучения потребностей позволит более тесно взаимодействовать ВУЗам и рынку труда, посредством чего, предлагается реализовать направления в аспекте качества предоставляемых образовательных услуг: продажи образовательной программы, ее реализации, качества и обновления. Одновременно с реализацией концепции Республиканского центра изучения потребностей, в рамках практико­ориентированного обучения, необходимо совершенствовать систему образовательных стандартов в области приобретаемых компетенций.

На сегодняшний день ключевыми из них являются профессиональные и когнитивные компетенции. Однако, по нашему мнению, высшее учебное заведение должно не только давать основы будущей профессии, а формировать компетенции личностного самосовершенствования и социальной адаптивности. Это та совокупность компетенций, которые направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам обучаемый [3]. Как показывает практика, особое место в процессе обучения должны занимать социально-трудовые компетенции. Это совокупность компетенций в различных сферах социальной и трудовой деятельности человека. Сюда входят знания и опыт в сфере гражданско- общественной деятельности, социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения. Осваивая социально-трудовые компетенции, студент овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной и профессиональной активности.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости разработки концепции практико-ориентированной образовательной среды, а также совершенствованию образовательных стандартов в области приобретаемых профессиональных, образовательных, личностных, коммуникативных компетенций.

 

 

 

Литература

 

1.                  Фомина С.Ю. Маркетинг образовательных услуг при подготовке востребованных специалистов в регионах России: автореф. дисс....канд. эконом. нацк. - Волгоград: ВГТУ, 2008.

2.                  Гаджиев А.Г., Плотникова Д.В. Маркетинговое исследование удовлетворенности качеством образовательных услуг / А.Г. Гаджиев, Д.В. Плотникова // Вестник экономического научного общества студентов и аспирантов: сб.статей. - Санкт-Петербург, 2017. - Вып. 47. - С. 75-90.

3.                  Виды и классификация компетенций URL https://studopedia.org/10-10952.html.


Скачано с www.znanio.ru

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ

Таким образом, в условиях неопределенности профессионально­кадрового заказа общества и постоянной изменчивости внутренней и внешней среды формируется важнейшая задача разработки гибкой системы совершенствования качества образовательных услуг…

Таким образом, в условиях неопределенности профессионально­кадрового заказа общества и постоянной изменчивости внутренней и внешней среды формируется важнейшая задача разработки гибкой системы совершенствования качества образовательных услуг…

Второй вектор концепции предполагает тесное взаимодействие с рынком труда

Второй вектор концепции предполагает тесное взаимодействие с рынком труда

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020