Ресурсы нравственного воспитания в условиях сельской школы
Оценка 4.9
Научные работы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
07.09.2018
Статья посвящена проблеме нравственного воспитания учащихся сельских школ. Рассмотрены теоритические основы нравственного воспитания с использованием материалов современных психологов. Представлен собственный педагогический опыт, учителя с 20-летним стажем, на
основе ресурсов воспитания учащихся сельских школ. Курс "Основы православной культуры" и "Школьный музей".статья о нравственном воспитании
Ресурсы нравственного воспитания.doc
Роль учителя в духовнонравственном воспитании учащихся сельской
школы.
Тычкина Елена Сергеевна учитель истории МБОУ «СОШ №13»
Требования современного общества всё больше связывают понимание
жизненного успеха с высоким материальным положением, но стремление к
собственной выгоде не должно превышать, чувство достоинства, осознание себя
как личности с твёрдым нравственным стержнем, способного на поступки не
эгоистические, что собственно и делает человека человеком.
Поэтому духовно нравственному воспитанию в школе отводится особое важное
место.
Нравственное воспитание непрерывный процесс, он начинается с рождения
человека и продолжается всю жизнь.
Первыми воспитателями ребёнка являются несомненно родители, которые
закладывают в нём понимание «хорошего» и «плохого».
Учитель сопровождает человека большую часть школьной жизни и его роль в
данном процессе велика и налагает огромную ответственность.
Тем более что чаще всего ребенок не хочет рассматривать себя только как
явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более
того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и
приучений.
Значительно более эффективным путем является педагогически продуманная
педагогом жизнь ребёнка, в которой многое формируется незаметно для самих
школьников.
Задачей учителя является создать условия, в которых учащиеся могут,
убедиться на опыте в правильности тех нравственных норм которые им
предлагают, а ещё лучше, когда они, придут путём приобретения собственного
опыта к ним. Только в этом случае убеждения могут стать мотивом поведения
человека. Опыт показывает, что учителю необходимо использовать как можно больше
разных форм в процессе нравственного воспитания и привлекать различные
ресурсы для этого.
В нашей школе таким ресурсом является. Курс основы православной
культ со 2 по 9 класс. Мы используем УМК Л.Л. Шевченко, где православная
культура рассматривается как неотъемлемая часть культуры России.
Примеры ярких исторических событий и личностей, являются доказательством
для учащихся. Важно, что эти доказательства они находят сами в ходе
исследовательской работы, пользуясь различными источниками: историческими,
текстами, литературными, произведениями, предметами материальной
культуры, фактами из современной жизни.
Благодаря исследовательской работе осознание правильности нравственных
правил происходит не из вне, а по средствам приобретения собственного опыта.
Интерактивные методы организации уроков позволяют научить детей
сотрудничеству и взаимопомощи, показывают ценность уважительного
отношения друг к другу.
Важным направлением в воспитательном процессе является сотрудничество с
представителями конфессий. Мы несколько лет организуем встречи с
настоятелем нашего прихода отцом Игорем, это возможность познакомиться с
человеком который несёт духовность в мир и может помочь советом, расширить
границы общения для ребёнка, а с ними и горизонты доверия. Батюшка помогает
нам и в развитии творческих способностей учащихся, традиционными стали
выставки детских работ в различной техники, посвящённые русским святым и
народным праздникам. Мы отказались от определения победителей и тогда
творческий конкурс превратился в общее дело по украшению храма.
Экскурсии по памятным местам и храмам дают возможность прикоснуться к
культурным ценностям, оставляют впечатления и пробуждают эмоции, которые
навсегда поселяют любовь к родине в сердце человека.
Ещё один ресурс нравственного воспитания сельской школы музей. В нашей школе действует краеведческий музей «Мариинские были»,
который является центром патриотического воспитания объединяющий
родителей, детей, педагогов в проектной деятельности.
Музейная образовательная среда осуществляет функции: социальной памяти,
социальной рефлексии, социальной адаптации и социального проектирования.
Учащиеся направляемые, педагогом включаются в различные виды
проектирования.
Последняя разработка интерактивная игра «Пять жемчужин Мариинска»
была проведена в нашей школе в период летней оздоровительной компании. Это
познавательный квест, призванный не только познакомить учащихся с историей
родного села, но и способствовать формированию сотрудничества,
взаимопонимания, честности и уважения исторической памяти.
Входе изучения истории родного края и овладения проектными технологиями в
сопровождении учителя, происходит самообразование и саморазвитие учащихся,
формирование мировоззрения, основанного на базовых национальных ценностях.
В современном мире стремительно меняются общественные устои,
совершается подчас болезненная ломка привычных форм сознания и образа
жизни. Всё возрастающая ответственность за нравственные ошибки ложится
непосредственно на личность. И именно школа и семья должны служить
источниками духовных ориентиров, которые помогут человеку найти свое
достойное место в обществе.
В связи с этим позвольте высказать некоторые рекомендации:
Управлению образования оказывать материальную поддержку школьным
музеям как важному воспитательному ресурсу сельских школ.
Центру развития образования – продолжать и улучшать сотрудничество с
духовнопросветительским центром «Светоч», Ревдинским благочинием и
Екатеринбургской епархией в организации мероприятий духовно
нравственной направленности. Педагогам продолжить обмен опытом в вопросах нравственного
воспитания.
Родителям – активно сотрудничать с педагогами в процессе нравственного
воспитания детей, активно участвовать в социальных и педагогических
проектах школы.
Спасибо за внимание!
Ресурсы нравственного воспитания в условиях сельской школы
Ресурсы нравственного воспитания в условиях сельской школы
Ресурсы нравственного воспитания в условиях сельской школы
Ресурсы нравственного воспитания в условиях сельской школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.