В статье рассматривается вопрос, каким должен быть современный урок. Раскрываются особенности преподавания русского языка. Говорится о том, что принципиальным отличием нового стандарта от существующего становится то, то во главе угла теперь ставится ученик, а значит, и преподавание несколько изменяется. Автор подчеркивает мысль о том, что жизнь не стоит на месте, и вместе сл временем нужно стремиться обогащать урок новыми методами, способами, что повлечет за собой повышения фнт перса школьников к процессу познания.
ресурсы современного урока.docx
Ресурсы современного урока
Аннотация: В статье рассматривается вопрос, каким должен быть современный урок.
Раскрываются особенности преподавания русского языка. Говорится о том, что
принципиальным отличием нового стандарта от существующего становится то, то во
главе угла теперь ставится ученик, а значит, и преподавание несколько изменяется.
Ключевые слова: современный урок, образовательные стандарты, компетенции,
информационнокоммуникационные технологии.
Каким должен быть современный урок? Ответы могут быть разные. Но
самое главное нужно понимать, от того каким он будет, зависит, прежде
всего, с желанием или с неохотой будут идти на него наши ученики, а в
итоге, с какими знаниями выйдут наши выпускники из школы.
XXI век, в котором мы живем, называют информационным. Он
характеризуется ведущим положением информации и средств ее обработки
– информационнокоммуникационными технологиями (ИКТ), которые
могут рассматриваться как ресурсы. Заметные достижения в области
информатики привели к прочному внедрению средств ИКТ в
образовательный процесс. И “Концепция модернизации российского
образования ” подтверждает этот факт: “Для достижения нового качества
образования будет осуществляться информатизация образования и
оптимизация методов обучения”
Время диктует нам необходимость использования в работе
информационных технологий, но не ради их самих, моды, открытого
мероприятия, а ради детей, которых мы хотим вырастить инициативными и
творческими; с высоким уровнем самостоятельности и ответственности; со
сформированными психическими процессами (вниманием, памятью,
мышлением); способными к саморазвитию. Для того чтобы достичь этого в
настоящее время существует множество современных ресурсов.
Одной из специфических особенностей уроков русского языка
является большой объем письменной работы, которую необходимо
осуществить для приобретения соответствующих компетенций. Развитие
информационных технологий позволило интенсифицировать преподавание
русского языка, повысить темп современного урока, увеличить объем
коммуникативных упражнений за счет сокращения затрат времени на
различного рода переписывание, решить актуальные задачи, связанные с
разнообразием деятельности школьника в процессе сознательного
овладения компетенциями.
Итак, принципиальным отличием нового стандарта от существующего
является то, что во главу угла ставится ученик, и педагогам придется
учащимися работу над
преподавать поновому: организовывать с
проектами,
организовывать
разрабатывать творческие программы, социальные практики, не "вбивать" знания, а развивать личность.
Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований,
которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной
программы.
«Умение учиться» выступает существенным фактором
повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний,
умений и формирования других компетенций, формирования целостной
картины мира. Ещё в начале XX века писательреалист М. Горький сказал:
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до
совершенно реальной действительности сокращается с невероятной
быстротой». Слова классика звучат актуально и сейчас, когда развитие
техники происходит очень быстро. Развиваются всё новые и новые
технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию
учебного процесса. Знания же выступают не как цель, а как способ развития
личности.
Основным результатом реализации стандартов должно стать
формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично
развивающемся и обновляющемся информационном пространстве,
способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию,
принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе
полученных знаний, умений и навыков.
В связи со всеми происходящими переменами в сфере образования
особенной актуальным является формирование информационной культуры
педагогов и учащихся. Но чтобы сформировать данные компетенции у
обучающихся, педагог должен сам владеть ими в полной мере. Компьютер
является и объектом изучения, и средством обучения, и инструментом
решения учебных задач. Учителя, применяющие компьютер на своих
уроках понимают, что применение компьютера должно вписываться в
учебный процесс.
Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом
отличаются от целей и задач других учителейпредметников. По большому
счету наша главная цель – это душа
человека, это проблемы
нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема
подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти предполагают,
конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с
книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается
использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают
вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и
литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и
на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно
возложить на компьютер. Организуя урок с использованием ИКТ, можно планировать как
фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая её временными
рамками, сочетать работу на компьютере с обсуждением и общением с
учителем, который может оперативно реагировать на изменение
педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебновоспитательного
процесса.
Работу на уроке можно организовать по следующим
направлениям:
использование готовых программных продуктов,
работа с программами MS Office (Word, Power Point, Excel)
работа с ресурсами Интернет
В настоящее время существует множество готовых продуктов для
уроков русского языка. Это диски с тестами по разным разделам
преподаваемого предмета. Учащиеся сами могут во внеурочное время
заниматься самоподготовкой к урокам и экзамену. Но каждое пособие
имеет свои плюсы и минусы. Учитывая все это, в прошлом учебном году,
совместно с учителем математики мы создали электронный тренажер для
подготовке к ГИА по русскому языку и математике. Преимуществом
нашего пособия считаю то, что помимо тестовых заданий имеется
теоретический материал по всем темам, включенным в экзаменационные
задания. Если учащийся болел или не усвоил материал в классе, он может
самостоятельно прочитать теорию дома, а затем выполнить тесты. После
выполнения ученик видит результат своего труда. Положительным можно
считать то, что всем девятиклассникам были выданы диски на дом, что
давало им возможность заниматься дополнительно внеаудиторно.
В ходе подготовке к итоговой аттестации очень удобным является
прорешивание тестов в режиме онлайн. Такой вид работы позволяет
индивидуализировать процесс обучения. Он заключается в разных
временных параметрах, необходимых для выполнения работы. График
работы каждый может выбирать тоже сам
Для повышения мотивации к изучению предмета использую на уроках
презентации с отдельными заданиями, для объяснения нового материала,
для уроков обобщения. Мной было создано электронное пособие для 5
класса. В содержание этого электронного ресурса включены тренировочные
упражнения, итоговые тестовые работы. Пособие построено по принципу
компьютерной игрушки, что очень нравится детям среднего школьного
возраста.
Таким образом, итоги использования информационных технологий
таковы:
1.Повышение эффективности обучения;
2.Осуществление индивидуального подхода в обучении (работа
самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); 3.Расширение объёма предъявляемой учебной информации;
4.Обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание
процесса и результата своей работы);
5.Улучшение организации урока ;
6.Повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его
формы;
7.Включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
8.Повышение интереса обучающегося к изучению предмета и к учению в
целом, улучшение качества образования, активизация творческого
потенциала ученика и учителя;
9. Экономия времени на уроке ;
10.Повышение уровня наглядности в ходе обучения.
Психология не без оснований утверждает, что каждый рождается
талантливым и неповторимым. От кого же зависит судьба таланта? Очень
хорошо, если в школе заметят одарённого ученика, помогут его
дальнейшему развитию. Эффективность любого урока определяется не
тем, что даёт детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.
В заключение
можно отметить, что необходимо исходить из
утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник,
поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими
имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.
Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да
ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы —
это, прежде всего знание художественных произведений, умение их
анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание
авторской позиции и т. д.
Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким
образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее
продуктивным, уместным и интересным. Это удастся легко, если каждый
урок – это не работа, а творчество!
Библиографический список
1.Архипова Е.В. “Системный подход к обучению языку и методическая система
речевого развития школьников” // РЯШ,№ 4, 2005. С.2426.
Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. – М.:
2.
Прогресс, 1978. – Вып. VIII: Лингвистика текста. – С. 442–449.
Ресурсы современного урока
Ресурсы современного урока
Ресурсы современного урока
Ресурсы современного урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.