РЕЗУ ИЗУЧ ТВОР. ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫш. ДЕТЕЙ МЛ. ШК.ВОЗ
Оценка 4.6

РЕЗУ ИЗУЧ ТВОР. ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫш. ДЕТЕЙ МЛ. ШК.ВОЗ

Оценка 4.6
docx
27.05.2021
РЕЗУ ИЗУЧ ТВОР. ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫш. ДЕТЕЙ МЛ. ШК.ВОЗ
РЕЗУ ИЗУЧ ТВОР. ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫш. ДЕТЕЙ МЛ. ШК.ВОЗ.docx

 РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

В результате изучения творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста, нами были получены данные отражающие некоторые специфические особенности исследуемой выборки.

Так, по методике Э. Торренса «Неполные фигуры», нами для определения уровня развития творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста производился подсчет общего количества полученных оригинальных изображений (см. Таблица 2.3).

 

 

 

 

Таблица 2.3 – Результаты диагностического исследования по методике Э. Торренса «Неполные фигуры»

№ п.п.

 

Имя

 

Показатели

Количество оригинальных изображений

Круг

Квадрат

Треугольник

1.

А К.

+

+

-

2

2.

С П.

-

+

+

1

3.

Д М.

+

+

-

1

4.

ММ.

-

+

-

1

5.

Л Т.

-

-

+

1

6.

В С.

+

+

+

1

7.

С С.

+

-

+

2

8.

ИК.

-

-

+

1

 

Как видно из таблицы 2.3 у двух испытуемых наблюдается представление оригинальных изображений в двух случаях. Так, Андрей К. показал два оригинальных ответа – нарисовав из квадрата грузовой автомобиль, а из круга – человека, в то время как Света С. из круга смогла нарисовать бабочку, а из треугольника – колокольчик. Таким образом, такие данные отражают достаточно высокий ответ, отличающийся своей оригинальностью.

В тоже время, 80 % испытуемых отличаются сниженным уровнем оригинальности изображений, среди которых наиболее часто встречаются следующие образы:

·                   Круг – образ солнца, футбольный мяч, апельсин, колесо, гриб, цветок;

·                   Квадрат – планшет, телевизор, дом, коробка, рюкзак, книга;

·                   Треугольник – новогодняя ёлка, дом (2 раза), колокольчик, пирамида, колпак.

Проводя оценку полученных результатов, следует отметить, что у большей части испытуемых наблюдается проявление оригинальности изображения в одном случае, тем самым отражая уровень творческого воображения – ниже среднего, в то время как у 2 испытуемых отмечается средний уровень проявления творческого воображения в рисунке (см. Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Уровень развития творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста по методике Э. Торренса «Неполные фигуры».

Оценивая полученный данные по методике «Вербальная фантазия» (С.А. Гречко), нами были в качестве ключевых показателей выделены: скорость процессов воображения (с учетом нозологии выборки исследования); оригинальность образов воображения, общая степень богатства фантазии, глубина и проработанность образов; эмоциональная наполненность образов (см. Таблица 2.4). Единицей в таблице отмечены свойства воображения, проявляемые испытуемыми в процессе работы с методикой.

Таблица 2.4 – Результаты диагностического исследования по методике «Вербальная фантазия» (С.А. Гречко)

№ п.п.

 

Имя

 

скорость процессов воображения

оригинальность образов воображения

общая степень богатства фантазии

глубина и проработанность образов

эмоциональная наполненность образов

1.

А К.

1

1

1

0

1

2.

С П.

1

0

0

0

1

3.

ДМ.

0

0

0

0

1

4.

М М.

1

0

0

0

1

5.

Л Т.

0

0

0

0

1

6.

В С.

1

0

0

0

0

7.

С С.

1

1

1

0

1

8.

И К.

0

0

0

0

0

 

Исходя из полученных данных в таблице 2.4, нами были сделаны следующие выводы.

Среди слабослышащих детей младшего школьного возраста скорость процессов воображения проявлялась в том, что всего 5 испытуемых смогли придумать оригинальные сюжеты своих рассказов (уложившись в заданное время), без помощи со стороны экспериментатора, в то время как остальным – такая помощь требовалась, что говорит о недостаточности скорости протекания процессов воображения.

Оригинальность образов воображения оценивалась в способности испытуемых создать совершенно новый сюжет для своего повествования. Только двое испытуемых смогли справиться с данным заданием, в то время как остальные пересказывали известные сюжеты, не привнося в них ничего нового, что говорит о недостаточном уровне сформированности оригинальности образов воображения.

Богатство фантазии оценивалось по способности испытуемых в своих рассказах описать как можно большее количество подробностей: количество предметов, ситуаций, действий, общих характеристик героев и т.д. По данному показателю, отметим, что у 6 испытуемых богатство фантазии находится на низком уровне, а у двух испытуемых – на среднем.

Показатель глубины и проработанности образов в выборке испытуемых отличается неспособностью всей группы испытуемых к существенной детализацией образов воображения, отсутствия схематичности и наличием некоторого «шаблона» в создании главного персонажа.

Наибольшее количество баллов в группе испытуемых распределилось по показателю эмоциональная наполненность образов, так как рассказы 6 испытуемых отличаются большим проявлением интереса к ним, ответной эмоциональной реакцией, в то время как двое испытуемых показали бедноту эмоциональной наполненности образов – рассказы состояли из банальных и не особо интересных образов.

В целом, оценивая результаты методики «Вербальная фантазия» (С.А. Гречко), нами отмечается, что 2 испытуемых имеют средний уровень развития вербальной фантазии, 6 испытуемых – уровень развития ниже среднего, и у одного испытуемого отмечается низкий уровень проявления вербальной фантазии.

Анализируя данные, полученные по методике «Выявление параметров проявления творчества в игре (К.Л. Печора)», можно говорить о том, что у двух испытуемых наблюдается средний уровень проявления творчества в игре, в то время, как у остальных испытуемых уровень проявления творчества достаточно низкий (см. Таблица 2.5).

Таблица 2.5 – Результаты диагностического исследования по методике параметры проявления творчества в игре (К.Л. Печора).

Параметры проявления творчества в игре

Андрей К.

Саша П.

Даша М.

Миша М.

Лёша Т.

Витя С.

Света С.

Ира К.

Фаза подготовки к игре

1

1

1

1

1

1

1

0

Умение придумать оригинальный сюжет

1

0

0

0

0

0

1

0

Ролевое поведение

1

0

0

0

0

0

0

0

Способность оригинально обыграть игрушку

1

0

0

1

0

0

1

1

Воображаемые действия

0

0

0

0

0

0

1

0

Использование предметов заместителей

1

0

0

0

0

0

1

0

Обозначение словом предметов-заместителей

2

0

0

0

0

0

2

0

Замена действий словом

0

1

1

1

1

1

1

1

Воображаемые предметы

2

0

0

0

0

0

2

0

Обозначение словом воображаемых предметов

1

0

0

1

0

0

1

0

Решение проблемных ситуаций

1

0

1

0

0

0

1

0

Оригинальное содержание игры

0

0

0

0

0

0

0

0

Способность к смене ролей

2

0

0

0

0

0

2

0

Творчество в создании игровой обстановки

2

1

1

1

1

1

2

0

Обращение за помощью к воспитателю

0

1

1

0

1

1

1

0

ВСЕГО

15

4

5

5

4

4

17

2

УРОВЕНЬ

Средний

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Средний

Низкий

 

Анализируя данные таблицы 2.5, заметим, что в целом получены достаточно низкие показатели, что отражает низкий уровень проявления творческого воображения в сюжетно-ролевой деятельности у слабослышащих детей младшего школьного возраста. Одним из наиболее сложных параметров оказался показатель оригинального содержания игры, так как ни один из участников исследуемой группы не смог набрать баллов по этому показателю.

У слабослышащих детей младшего школьного возраста с низким уровнем проявления творческого воображения в сюжетно-ролевой игре, наиболее проблемными параметрами оказались:

·                   Умение придумать оригинальный сюжет для игры;

·                   Ролевое поведение;

·                   Способность оригинально обыграть игрушку;

·                   Воображаемые действия;

·                   Использование предметов заместителей;

·                   Обозначение словом предметов-заместителей;

·                   Воображаемые предметы;

·                   Обозначение словом воображаемых предметов;

·                   Решение проблемных ситуаций;

·                   Оригинальное содержание игры;

·                   Способность к смене ролей.

Анализируя данные экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что общий уровень творческого воображения у слабослышащих детей младшего школьного возраста является достаточно низким, хотя у 25% испытуемых отмечается средний уровень, что обуславливается индивидуальными особенностями испытуемых (см. Рисунок 2.2). Тем не менее, отметим, что в сюжетно-ролевой игре, у испытуемых отмечается наличие бедного содержательного компонента и ограниченная тематика. Так, в самостоятельных играх, мы отмечаем наличие частого повторения известных сюжетов без привнесения в них новых компонентов (однообразие тематики). У 75% испытуемых низкий уровень творческого воображения в ролевой игре проявляется в отсутствии вариативности поведения и сюжета, новизны, нет игрового замысла, на фоне отсутствия эмоционального включения в сам процесс ролевой игры (что проявляется в неспособности придумать собственно сюжет игры).

Рисунок 2.2 – Показатель общего уровня развития творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста (в %).

 

Следует отметить, что в изученной группе сюжеты, создаваемые испытуемыми, отличаются отсутствием своей оригинальности, сам игровой замысел появляется непосредственно в процессе игры, без сильного эмоционального отношения к роли. Творческое воображение отличается большей наглядностью, бедностью вербализации образов. Тем не менее, мы считаем, что включение слабослышащих детей младшего школьного возраста в процесс создания и реализации ролевой игры, благоприятно сказывается на развитии.

Таким образом, по результатам проведенного экспериментального исследования, мы можем говорить что у слабослышащих обучающихся младшего школьного возраста отмечается преобладание среднего уровня развития творческого воображения, что находит своё отражение в сложностях принятия ролевого содержания, следования сюжету, слабой способности к быстрому переключению с одной роли на другую. В то же время отмечается бедность сюжетных представлений, что связано в первую очередь с недостаточным речевым развитием.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО

Света С. из круга смогла нарисовать бабочку, а из треугольника – колокольчик

Света С. из круга смогла нарисовать бабочку, а из треугольника – колокольчик

Рисунок 2.1 – Уровень развития творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста по методике

Рисунок 2.1 – Уровень развития творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста по методике

Оригинальность образов воображения оценивалась в способности испытуемых создать совершенно новый сюжет для своего повествования

Оригинальность образов воображения оценивалась в способности испытуемых создать совершенно новый сюжет для своего повествования

Анализируя данные, полученные по методике «Выявление параметров проявления творчества в игре (К

Анализируя данные, полученные по методике «Выявление параметров проявления творчества в игре (К

Одним из наиболее сложных параметров оказался показатель оригинального содержания игры , так как ни один из участников исследуемой группы не смог набрать баллов по этому…

Одним из наиболее сложных параметров оказался показатель оригинального содержания игры , так как ни один из участников исследуемой группы не смог набрать баллов по этому…

Рисунок 2.2 – Показатель общего уровня развития творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста (в %)

Рисунок 2.2 – Показатель общего уровня развития творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста (в %)

В то же время отмечается бедность сюжетных представлений, что связано в первую очередь с недостаточным речевым развитием

В то же время отмечается бедность сюжетных представлений, что связано в первую очередь с недостаточным речевым развитием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021