РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА И УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В советской психологии уровень способностей рассматривают в связи с уровнем достижений в деятельности. Например, талант определяют как совокупность способностей (одаренность), позволяющую «получать продукт деятельности, который отличается но¬визной, высоким совершенством и общественной значимостью», а гениальность— как высшую степень творческих проявлений лич¬ности, выражающуюся в творчестве, «имеющем историческое зна¬чение для жизни общества». «Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знания. Для гения характерны чрезвы-чайная творческая продуктивность, овладение культурным насле¬дием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устарев¬ших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой дея¬тельностью способствует прогрессивному развитию общества.
Иконка файла материала РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА И УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ.doc
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА И УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ         В советской психологии уровень способностей рассматривают в связи с уровнем  достижений в деятельности. Например, талант определяют как совокупность  способностей (одаренность), позволяющую «получать продукт деятельности, который  отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью», а  гениальность— как высшую степень творческих проявлений личности, выражающуюся в  творчестве, «имеющем историческое значение для жизни общества». «Гений, образно  говоря, создает новую эпоху в своей области знания. Для гения характерны чрезвычайная  творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем  решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей  творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества. Этот подход правомерен и для рассмотрения педагогических способностей. Мы уже сказали, что конечные результаты педагогического труда носят коллективный характер и их можно измерить по показателям вхождения учащихся в новые  педагогические системы или в общественное производство. Так, например, конечные  результаты труда учителя начальных классов не в том, сколько и какие он поставил  оценки, а в том, как дети подготовлены к учению в средних классах: умеют ли бегло  читать, выделять при этом основной смысл прочитанного, пересказывать его своими  словами, формулировать свое личное отношение к прочитанному; умеют ли быстро и без  помарок писать, свертывать и развертывать свои записи: в какой мере владеют счетом;  каков фонд их памяти и общего развития. Первоначальные навыки и умения учиться так важны для всей последующей ученической  судьбы учащегося, то уровень педагогического мастерства первого учителя сказывается  на их учебной успешности не только в средних, старших классах, но даже в высшей  школе. Критерием оценки коллективной педагогической деятельности учителей  восьмилетней школы являются показатели вхождения их выпускников в средние  профтехучилища и в девятые классы: уровень сформированности навыков и умений в области самообразования, самоконтроля,  саморегуляции, нравственной устойчивости, ответственности и самодисциплины. Критерием оценки коллективной деятельности инженерно­педагогических  работников профтехучилищ являются показатели профессиональной компетентности и  мастерства их выпускников, профессиональной устойчивости, самодисциплины и  ответственности в условиях производственной деятельности. Этот конечный коллективный результат достигается усилиями каждого отдельного  педагога, тем, в какой мере система и последовательность его действий подчинены  получению искомого результата. По результативности каждый педагог может быть отнесен к одному из следующих  уровней деятельности, построенных по принципу кумулятивной шкалы (каждый  последующий уровень включает в себя все предыдущие): I — репродуктивный, состоящий в том, что педагог умеет рассказать другим то, что  знает сам; II — адаптивный, состоящий в том, что педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; III — локально­моделирующий, состоящий в том, что педагог владеет стратегиями  обучения учащихся знаниям, навыкам и умениям по отдельным разделам курса (то есть  умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и  создавать систему и последовательность включения учащегося в учебно­познавательнуюдеятельность); IV — системно­моделирующий, состоящий в том, что педагог владеет стратегиями  формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; V — системно­моделирующий деятельность и поведение: педагог владеет  стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности  учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии. По первому и второму уровням деятельности нельзя судить о наличии у педагога  специальных педагогических способностей. Здесь может прекрасно проявляться общая  одаренность человека, качество речи, эрудиция, артистичность поведения, темперамент,  эмоциональность. Деятельность педагогов этих уровней внешне может быть очень  привлекательной и вызывать положительный эмоциональный отклик у учащихся. Но  результативность будет лишь у тех учащихся, которые сами обратятся к  дополнительному поиску и самостоятельной работе. Воспитательный эффект от такого  учителя тоже может быть положительным, но его может и не быть. Педагоги этих  уровней деятельности не владеют стратегиями сознательного, профессионального  достижения искомых результатов. Педагогические способности обнаруживаются при переходе на третий, локально­ моделирующий уровень ТПГ деятельности. Этот переход связанно перемещением доминанты с себя на учащихся с того, «как я  рассказываю, как я объясняю», на то, «что и в какой последовательности должен сделать  ученик, чтобы учебная информация стала его достоянием». Третий уровень деятельности возможен при условии изменения у педагога системы ценностей. Система ценностей как  бы переадресуется с «ценного для меня» на способы выработки системы ценностей  «самим учащимся». Как ни удивительно про это говорить, но подлинно профессио­ нальная педагогическая позиция формируется в условиях своеобразного самоотречения,  обусловленного тем, что педагог осознает, что главный результат педагогического труда  не в том, что и как я говорю и действую, а в том, как научается мыслить, вести себя,  работать ученик. Итак, на первом­втором уровнях деятельности проявляются общие способности и  общая одаренность педагога. В современной психологии общая одаренность понимается  как «единство общих моментов способностей, обусловливающее диапазон интеллек­ туальных возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. Общая  одаренность представляет собой основу развития самых различных способностей и, в  свою очередь, во многом является результатом развития специальных способностей». Третий уровень деятельности педагога свидетельствует о наличии у него специальных педагогических способностей. Но поскольку, как правило, он обучает той или иной  отрасли научного знания (физике, математике, технической дисциплине и др.), тому или  иному искусству, народному промыслу и т. д., то третий уровень возможен лишь при  достаточном владении этой наукой, в свою очередь требующей специальных  способностей. То есть рассматриваемый уровень предполагает взаимодействие  педагогических и других способностей. Четвертого и пятого уровней деятельности достигают люди, педагогически  одаренные, умеющие подчинить свои специальные интересы, склонности, способности  педагогическим целям, создающие оригинальные системы учебно­воспитательной  работы, представляющие ценность не только для тех педагогических коллективов, в  которых они работают, но и для своих современников. В тех случаях, когда созданная система учебно­воспитательной работы на протяжении ряда лет дает свои положительные результаты по выше сформулированным критериям,  можно говорить о безусловной талантливости и отдельного педагога и целого педа­ гогического коллектива как своеобразного педагогического ансамбля, чья совместнаядеятельность регулируется общими представлениями об искомых результатах и  проверенных маршрутах поиска способов их улучшения. Б. Г. Ананьев высказал мысль о связи таланта с личными особенностями и характером человека в целом. К признакам таланта он относил: а) многосторонность образования  личности, многосторонность способностей; б) осознание и овладение своими способ­ ностями; в) включенность способностей в характер. «Талант неразрывно связан с  характером, — писал он. — Вот почему настоящий талант предполагает развитый и  крупный характер, определенную волю, ясность жизненной цели и жизненного плана». Талантливых педагогов значительно больше, чем известных имен, поскольку не всегда педагогическая талантливость сочетается с литературным даром самого педагога и не на  каждого талантливого педагога находится талантливый журналист, умеющий рассказать  о его опыте. Выдающиеся педагоги сочетают педагогический талант, воплощенный в  педагогических изобретениях, с талантом литературным. Почти все выдающиеся  педагоги, которых мы знаем, были талантливыми писателями. Так, например,  замечательными писателями были Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег,  прославленные отечественные педагоги — К. Д. Ушинский, Д. И. Менделеев, К. С.  Станиславский, выдающиеся советские педагоги — А. С. Макаренко и В. А.  Сухомлинский. Их заслуга перед советской педагогикой состояла в создании не только  замечательного личного опыта учебно­воспитательной работы, но и оригинальных  учебных пособий для учащихся и преподавателя, в которых воплощались новые  педагогические идеи, служившие прогрессу общества. Гениальные педагоги — это те, кто совершил переворот в практике учебно­ воспитательной работы. К их числу, очевидно, можно отнести Сократа и Аристотеля, а  из более поздних — Яна Амоса Коменского, создателя и теоретического обоснователя  современной классно­урочной системы обучения, Роберта Оуэна — первого  экспериментатора в области организации сочетания производительного труда детей с  системой обучения. Специальные педагогические способности проявляются во всех психических  процессах человека — в особенностях его внимания, восприятия, наблюдательности,  памяти, мышлении, речи, воображении, в его состояниях и свойствах личности. Только  при достаточно высоком уровне сформированности педагогических способностей другие  специальные способности (изобразительные, математические, артистические и т. д.)  входят в структуру педагогической деятельности и служат достижению педагогических  целей. Очень талантливые ученые, музыканты, дирижеры, художники, артисты,  спортсмены, скульпторы, писатели, токари, изобретатели далеко не всегда становятся  просто умелыми педагогами. Сильная доминанта на личном творчестве в той или иной  области науки, искусства, техники подчас становится препятствием при переходе к  педагогической деятельности не только вследствие того, что последняя требует  изменений в системе ценностей человека, но результативность педагогического труда  возможна в условиях особой структуры знаний педагога или педагогической  компетентности.