Результаты оценивания уровня учебной мотивации по Лускановой

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Результаты оценивания уровня учебной мотивации по Лускановой.docx

Результаты оценивания уровня учебной мотивации по Лускановой

 

Методика заключается в том, что учащиеся отвечают на вопросы теста для

оценки уровня школьной мотивации

1) ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и

предпочтении им учебных ситуаций - оценивается в три балла;

2) нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) - оценивается в один балл;

3) ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной

школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.

Установлено пять основных уровней школьной мотивации:

Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной

активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно

выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем

указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают

неудовлетворительные оценки.

Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация. Подобные показатели

имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной

деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа

привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно

чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с

учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки,

тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и

учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают

школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются

посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной

деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная

дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не

справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с

одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими

как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях

ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или

иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические

нарушения.

Инструкция: внимательно прочитайте утверждения и выберете один ответ. Правильный

ответ обведите кружочком.

1. Тебе нравится в школе?

 не очень

 нравится

 не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе

часто хочется остаться дома?

 чаще хочется остаться дома

 бывает по-разному

 иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем

ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался

дома?

 не знаю

 остался бы дома

 пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

 не нравится

 бывает по-разному

 нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

 хотел бы

 не хотел бы

 не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

 не знаю

 не хотел бы

 хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

 часто

 редко

 не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

 точно не знаю

 хотел бы

 не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

 мало

 много

 нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

 нравятся

 не очень

 не нравятся

КЛЮЧ К АНКЕТЕ

За 1 ответ

За 2 ответ

За 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

 

Диагностика позволила выявить четверых обучающиеся, на которых

срочно требуется обратить внимание. Это учащиеся с низкой школьной

мотивацией, при чем у Льва и Екатерины выявлены не только плохое

отношение к школе, школьным предметам, но и школьная дезадаптация. По

мимо проблем с учебной деятельностью у них наблюдаются проблемы в

общении со сверстниками.

Кроме того, в классе преобладает 3 уровень мотивации, который

подразумевает положительное отношение к школе, но только со стороны

общения со сверстниками, учителям и внеклассными мероприятиями.

Учебный процесс таких детей слабо интересует, познавательные мотивы

сформированы в меньшей степени.

Наравне с 3 уровнем мотивации в классе преобладает и 2 уровень

мотивации, подразумевающий хорошую школьную мотивацию. Но у

учащихся 5 классов это не показатель, дети движутся по инерции, и хороший

уровень мотивации сохраняется с начальной школы, следует обратить на них

внимание, так как у всех учащихся данный показатель находится на границе

с 3 и 2 уровнем мотивации. Если приложить усилия, то они пройдут границу

и переступят на 1 уровень, пока что они стремятся на 3.

Всего 2 человека в классе имеют 1 уровень мотивации – это высокий

уровень, но они находятся на границе со 2 уровнем, если им не помочь, то

учебная мотивация снизится. Главное, поддержать их, когда они получат не

хорошую оценку или же выговор по учебному процессу, ведь именно этот

фактор «сталкивает» учащихся на низкие уровни мотивации

Как можно увидеть из таблицы, основным мотивом является «позиционный». Этот мотив является «братом» социального мотива, однако здесь акцент делает не на взаимодействие и общение, а на преобладание, лидерство, самоутверждение. Выражаться это может в разделении класса на группки или на половинки мальчики-девочки, которые будут между собой «враждовать». Если грамотно использовать этот мотив, и давать ему вплетаться в учебный процесс, через работу в группах (необходимо правильно собирать группы, без враждующих сторон), то со временем он перерастет в учебный мотив.