НОД в подготовительной группе по рисованию
Тема: “Русский богатырь Илья Муромец”
Задачи:
· развивать интерес к истории культуры Родины; воспитание уважения к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря по теме;
· развитие художественно-творческих способностей;
· воспитание положительного эмоционально-эстетического отношения к героям былин, патриотических чувств, а также коммуникативных умений и навыков.
Ход НОД:
1. Введение в проблемную ситуацию
Игровая ситуация
- Ребята, прислушайтесь к музыке, какой музыкальный инструмент вы услышали? (ответы детей)
- Это старинный русский народный инструмент – гусли. На нем играли гусляры и пели песни, рассказывали легенды о подвигах героев защитников земли Русской. А вы хотите узнать, о ком и каких подвигах рассказывали они? (ответы детей)
2. Актуализация знаний
- Ребята, сегодня мы будем с вами беседовать о прошлом нашей Родины, о наших предках. Кто такие предки? (Это люди, которые жили много лет тому назад.)
- Наши предки называли себя славянами, от них идет начало русского народа. Почему же их называли славянами? Подумайте, на какое слово оно похоже? (слава)
- А это означает, что славяне – славный народ, а еще они называли себя словенами, то есть понимающими слово, речь. Селились славяне по берегам рек и озер, рядом с лесом. Есть такая пословица: «У леса жить – голодным не быть!» Почему так говорят? (В лесу много грибов, ягод, животных.)
- Где еще могли селиться славяне? ( В лесу, на поляне)
- Жили славяне племенами, то есть несколько семей объединялись вместе. Назывались они по-разному. Например, те, кто селились на полянах, назывались поляне. А если селились в лесу среди деревьев, как, думаете, они назывались? (древляне)
- Наши предки относились к пленам славян или древлян, но тяжело было жить каждому племени отдельно, тяжело давать отпор врагам и решили племена объединиться. Так более 1000 лет назад образовалось русское государство Русь.
- Ребята, сегодня мне пришло письмо. Давайте его откроем и прочтем, что еж в нем написано.
Воспитатель читает текст письма:
«Ой, вы гой-еси, добры молодцы да красны девицы! Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома, да уводит в полон людей мирных. Встали мы - богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминучая – пропали все доспехи да оружие! Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите отыскать нам пропажу сию, помогите одолеть лихих недругов! А за помощь вашу отплатим добром!»
- Ребята, а кто такие богатыри? Чем они занимались, чем прославились? (ответы детей)
Д/и «Подбери слова»
- Ребята, а вы знаете, каким нужно быть, чтобы тебя называли богатырем? Давайте посоревнуемся и узнаем, кто из вас назовет больше всего качеств настоящего богатыря. (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, могучий, сильный)
3. Затруднение в игровой ситуации
- Оказывается, ребята, помимо тех качеств, которые вы уже назвали, есть еще и другие, не менее важные. На сегодняшнем занятии вы про них еще услышите. А пока, посмотрите на доску.
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря»
- Написал эту картину Виктор Михайлович Васнецов. Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
- Картина называется «Три богатыря». Это самые известные и любимые богатыри. Они защитники нашей Родины, которые охраняли границы своего государства. Художник изобразил богатырей сильными, крепкими, могучими. А стоят они у заставы (границы) богатырской. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
- Дети, а с кем боролись герои - богатыри? (С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.)
- Обратите внимание, что защищает богатырей? (доспехи: кольчуга, шлем)
- А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встали. Раз! Два! Три! (встают)
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Ноги крепко мы поставим (ноги вместе, напряжены)
Мы ладонь к глазам приставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще
Через левое плечо
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце – руки в боги
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
4. Открытие нового знания
- Отлично! Вот мы немножечко размялись. И теперь представим, что мы с вами художники, и будем рисовать портрет богатыря Ильи Муромца.
На мольберт вывешиваются изображения Ильи Муромца.
- Посмотрите на него внимательно. Что у него в руках? (копье)
- Верно. В руках у Ильи Муромца копье, взгляд у него грозный, одет он в кольчугу с поясом и в сапоги. Ну что, справимся мы с вами, сможем нарисовать Илью Муромца? (ответы детей)
(Воспитатель рассказывает и показывает).
- Тогда давайте приступать. Начинаем рисовать простым карандашом. Голова у человека – овал. Глаза рисуем посередине овала, расстояние от глаз до подбородка делим пополам, рисуем нос петелькой. На голову почти до самых глаз «надеваем» шлем, он похож на «луковичку». Рисуем уши. Рисуем шею – меленький прямоугольник. От шеи вправо и влево рисуем плечи, от плеч рисуем прямоугольник - это рубашка. Ноги – прямоугольники на них рисуем сапоги. В руки вкладываем щит и меч. Затем раскрашиваем нашего богатыря цветными карандашами.
5. Воспроизведение нового в типовой ситуации
Д/и «Да - нет»
- А сейчас мы проверим, насколько же вы сегодня были внимательны, и как хорошо запомнили всё, что я вам рассказывала про наших богатырей. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете то только словами «да» и «нет».
Наша родина сильна (да)
И у нас она одна (да)
На Руси богатыри есть (да)
Им всегда хвала и честь (да)
Илья Муромец герой (да)
Он был самый молодой (нет)
Соловья он победил (да)
Из автомата подстрелил (нет)
Алеша Попович тоже герой (да)
Он сильный, смелый, молодой (да)
Карабаса в бою победил (нет)
На танках боролись богатыри с врагом (нет)
Они воевали с мечом и копьем (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
Он змея сумел победить своей силой (да)
Гордимся мы нашими богатырями (да)
Хотим ли быть такими же сами (да)
6. Итог НОД
- Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, а также замечательно нарисовали настоящего богатыря. Пока вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих близких и друзей, не будете ссориться. Давайте, посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Спасибо вам за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.