Предмет.ИЗО,
Тема: Рисование народных игрушек.
Цель: познакомить с историей появления матрешек в России. Формировать навыки выполнения элементов росписи матрешек.учить раскрашивать рисунок с опорой на образец.Развивать мелкую моторику пальцев с применением разнообразного изобразительного материала,развивать речь через составление ответов на вопросы, воспроизведение последовательности выполнения практической работы, обсуждение выполненных работ. Воспитывать художественный вкус, аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Оборудование: матрешки, иллюстрации с изображением матрёшек,заготовки для рисования для слабых.пооперационные карты, портрет Сергея Милютина, разрезные картинки для каждого, числовая лента, карточки с буквами.
Организация учащихся:
Психологический настрой.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
Сегодня для работы вам понадобятся художественные материалы: лист альбома, простой карандаш, ластик, цветные карандаши. ( Демонстрация иллюстрации с изображением принадлежностей для рисования).
Актуализация знаний.
Давайте с вами вспомним, что рисовали на прошлом уроке?
Как персонаж из сказки откуда она появилась?
Введение в тему.
Составьте слова из букв разрезной азбуки на доске. (На доске числовая лента, под ней карточки с буквами с цифрами)
АГШИРУК«игрушка»
7 2 5 1 3 4 6
Какое слово у вас получилось?
Верно, именно народная игрушка, является самым ярким представителем народного творчества. И сегодня на уроке мы будем рисовать народную игрушку, а какую именно, ответите мне вы.
Загадка.
Алый шёлковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста,
а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко...(Детям раздаются разрезные картинки с изображением матрёшки. Они должны собрать картинку.)
Какое изображение у вас получилось? (матрёшка).
Наша русская (матрешка).
Показ матрешки.
Сообщение темы.
Надеюсь, вы догадались, что рисовать мы сегодня будем нашу любимую игрушку...(Матрешку!)
Работа по новой теме.
1.История появления матрёшки.
Матрешка — это русская национальная кукла. Она является символом России. И когда говорят о нашей стране, то образ матрешки возникает в первую очередь. Ее делали еще в Древней Руси. Эта куколка изготавливается из дерева. Она состоит из двух, соединяющихся друг с другом посередине частей. Если ты раскрутишь матрешку,
то внутри нее найдешь другую, размером поменьше.Внутри второй бывает третья, внутри третьей — четвертая и так далее. В общем, в одной матрешке
может скрываться несколько таких же, но каждая будет меньше предыдущей. Матрешки изготавливаются из дерева и все части тела рисуются на них на них красками,
а затем для стойкости покрываются лаком.
Первая
русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем
Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик,
затем опять девочка…
Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая - изображала
спеленатого младенца.
2.Этапы работы.
Какой формы матрёшка?
Фигура нашей матрёшки полностью округлая, в ней нет ни одного угла. Она должна быть полностью симметричной и немного напоминать силуэтом кеглю.
Во что она одета?
Что у матрёшки на голове? (платочек) На туловище? (сарафан)
А чем так красиво украшен сарафан матрёшки? (цветами)?
1 этап. Сначала нарисуем очертания матрёшки. Фигура нашей матрёшки полностью округлая, в ней нет ни одного угла. Она должна быть полностью симметричной и немного напоминать силуэтом кеглю.
2
этап.
Разметим нашу матрёшку двумя линиями — в верхней и нижней части корпуса, а
также нарисуем круг над верхней линией.
3 этап. Нанесём разметку на лицо матрёшки. Сначала нарисуем вертикальную
линию лицевой симметрии, затем — горизонтальную линию глаз (обратите внимание —
это единственная горизонтальная линия, проходящая через весь круг). Чуть выше
неё рисуем линию, которая обозначит расположение бровей, а ниже линии глаз —
наметки носа и рта. Кстати говоря, важный момент — расстояние между всеми
горизонтальными линями примерно одинаковое.
4
этап.
Прорисуем черты лица по линиям, которые были намечены в предыдущем шаге. Глаза
изобразите в виде кругов и здесь же закрасьте их, оставив по одному белому
блику в каждом глазе. Обратите внимание — блики должны находиться в правых от
нас частях глаз. Чуть выше глаз изобразите в виде коротких дуг брови, ресницы
обозначьте парой ресниц, нарисуйте также по одной дуге под глазами.
Дальше совсем всё просто — рисуем нос, который выглядит как пара точек, затем —
пухлые губы и круги румян на щеках.
5 этап. Нарисуем узелок платка, который будет располагаться чуть ниже
лица матрёшки. Узелок этот будет состоять из центра — обычного круга и боковых
частей — двух фигур, похожих на листья. Также нарисуем волосы, выглядывающие
из-под верхней части платка.
6 этап. Рисуем на самых краях корпуса рукава и ладони матрёшки. Под ладонями проведём линии, слегка окантовывающие корпус.
7 этап. Теперь остаётся только нарисовать орнамент в центре корпуса нашей матрёшки. В принципе, вы можете выбрать узор по своему желанию, главное, чтобы он сохранял общую стилистику рисунка, то есть был похож на русскую народную роспись дерева.
8 этап. Приступаем к раскрашиванию матрёшки.
Физминутка.
Музыкальная физминутка
«Мы матрёшки».
3.Повторение этапов работы.
Вам предстоит поработать сегодня художниками нарисовать и расписать матрёшку!
Повторите последовательность выполнения работы. (по пооперационным картам.)
Самостоятельная работа.
Приступаем к работе.
Индивидуально с Воронцовым, Логачёвой,Коноваловым.(Дорисовывают глазки,челку,платок)
Подведение итогов. Выставка работ.
Что сегодня на уроке мы рисовали?
Назовите фамилию русского художника, первым расписавшим русскую матрёшку?
Посмотрите, какие замечательные матрёшки получились и у вас.
Вы все справились с поставленными задачами.
Выставление оценок.
Физкультминутка: «Делай так».
Рассмотрите матрёшку, во что она одета?
Что у матрёшки на голове? (платочек) На туловище? (сарафан)
А чем так красиво украшен сарафан матрёшки? (цветами)?
- Вам предстоит поработать сегодня художниками и расписать матрёшку!
- Вам я раздаю заготовку будущей матрёшки в сарафане. Лицо у матрёшки уже нарисовано. Вам необходимо нарисовать ей красивый праздничный сарафан.
- Рисовать будем в такой последовательности:
1. По опорным точкам обводим контур матрёшки. (вывешивается на доску иллюстрация №1)
2. По опорным точкам обводим детали сарафана. (вывешивается на доску иллюстрация №2)
3. В центре сарафана по шаблону обводим большой красивый цветок. (вывешивается на доску иллюстрация №3)
- Повторите последовательность выполнения работы. (детям раздаются пооперационные карты.)
- Что выполняем вначале, что потом, что следом? (дети выкладывают на столах последовательное выполнение этапов работы)
- Теперь приступаем к раскрашиванию. Карандаши, какого цвета вам понадобятся для работы?
4. Вначале раскрашиваем сарафан красным карандашом.
5. Затем раскрашиваем матрёшке платочек зелёным карандашом.
6. Последним раскрашиваем цветочек синим карандашом.
- Повторите последовательность выполнения работы. (детям раздаются пооперационные карты.)
- Что выполняем вначале, что потом, что следом? (дети выкладывают на столах последовательное выполнение этапов работы)
- Перед работой немного разомнем свои руки.
Пальчиковая гимнастика.
I. Самостоятельная работа.
- Приступаем к работе.
- Берем бумагу, простой карандаш, начинаем соединять опорные точки.
(учитель демонстрирует на доске (педагогический рисунок)
- Теперь буреем трафарет цветка, помещаем его в середину матрёшки и обводим.
(учитель демонстрирует на доске (педагогический рисунок)
- Раскрашиваем сарафан. Карандаш какого цвета берём? (красный)
- Раскрашиваем цветок внутри сарафана. Карандаши какого цвета берём? (синий и жёлтый)
Учащиеся работают. Параллельно оказывается индивидуальная помощь учащимся.
II. Подведение итогов. Выставка работ.
- Что сегодня на уроке мы рисовали?
- Из какой страны к нам в Россию была привезена матрёшка?
- Назовите фамилию русского художника, первым расписавшим русскую матрёшку?
- Посмотрите, какие замечательные матрёшки получились и у вас.
- Давайте сравним ваши рисунки с образцом. (Соответствие цвета образцу. Помещение цветка в центр сарафана)
- Как вы думаете, кто справился со всеми поставленными задачами?
Выставление оценок.
- Дома найдите иллюстрации с матрёшками и принесите к следующему уроку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.