РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Оценка 4.9

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Оценка 4.9
Домашняя работа +4
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
08.04.2019
РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы готовности подрастающего поколения к семейной жизни. Понятие «готовность», «родительство», различные позиции авторов в подготовке к семейно-брачным отношениям, структурные компоненты готовности молодёжи. В статье также мы проанализировали критерии готовности студентов к родительству по разным компонентам. Ключевые слова: готовность, родительство, семейная жизнь, студенческая молодёжь, семья, подготовка.
Статья Святощик.doc
УДК 88.2 М.И. Святощик  ГУО «Барановичский Государственный Университет»  г.Барановичи РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Аннотация:  В   данной   статье   рассматриваются   проблемы   готовности подрастающего   поколения   к   семейной   жизни.   Понятие   «готовность», «родительство»,   различные позиции авторов в подготовке к семейно­брачным отношениям, структурные компоненты готовности молодёжи. В статье также мы проанализировали   критерии   готовности   студентов   к   родительству   по   разным компонентам.  Ключевые   слова:  готовность,   родительство,   семейная   жизнь, студенческая молодёжь, семья, подготовка. STUDENTS PARENTAL COMPETENCES  Abstract: this article deals with the problems of readiness of the younger generation   to   family   life.   The   concept   of   "readiness",   "parenthood",   different positions of the authors in preparation for family and marriage relations, structural components   of   youth   readiness.   In   the   article   we   also   analyzed   the   criteria   of readiness of students for parenthood in different components.  Key words: readiness, parenthood, family life, student youth, family, training. В  данной  статье  мы рассматриваем  образовательную  среду учреждения высшего образования как ресурс формирования родительских компетенций у студентов, а также готовности студенческой молодёжи к родительству. Этот ресурс,   а   именно   учреждение   высшего   образования   –   Барановичский государственный университет, даёт возможность эффективного взаимодействия педагога и учащегося, а также института семьи. «Образование и культура – это те   инструменты,   с   помощью   которых   общество   готовит   новое   поколение   к жизнедеятельности, к реализации своих биологических, социальных, духовных потребностей» [1, с. 21].  Для того, чтобы стать грамотной и развитой личностью и индивидуальностью, необходима среда, которая дала бы возможность освоить накопленный   предшествующими   поколениями   опыт   с   помощью   общения, игровой,   учебной   деятельности,   ощутить   и   осознать   многообразие   мира,   его объектов,   явлений,   оценить   их   значение,   приобрести   компетентность   в использовании различных жизненных стратегий поведения. На сегодняшний день в психолого­педагогической науке образование рассматривается с нескольких позиций:   как   образовательная   система,   как   образовательный   процесс,   как образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда. Цель   исследования   –   выявление   готовности   студенческой   молодёжи   к родительству на базе Барановичского государственного университета.  Материал   и   методы.  Исследование   проводилось   в   учреждении образования «Барановичский государственный университет» среди студентов 2 и 4 курса факультета славянских и германских языков Выборка составила  84 человека:   21   мальчик   и   21   девочка   из   каждого   курса.   Для   реализации   цели исследования   были   использованы   следующие   методы:   наблюдение,   беседа, анкетирование.  Результаты и  их обсуждение. После проведения анкетирования на базе Барановичского государственного университета  и обработки анкет по блокам готовности к родительству, мы выявили проблему – не готовность студенческой молодёжи   к   родительству.   Анкета   состояла   из   16   вопросов,   как   закрытого характера, так и открытого. После того, как студенты прошли анкетирование, мы   приступили   к   обработке   анкет.   Обработка   была   разделена   на   блоки   в соответствии   с   ответами   студентов   на   вопросы.   Первый   блок   был   – целесообразность   подготовки   к   родительству.   Результаты,   в   процентной составляющей,   показали,   что   студенты   не   готовы   к   родительству.   2   блок   ­ представление   о   роли   семьи   в   жизни   человека   показал,   что   студенческая молодёжь   имеет   представление   о   семьи,  и   все   знания   были   получены   от   их родителей, родственников, но при этом студенты, в свои 19­21 год не осознают всю   ответственность.   3   блок   –   готовность   иметь   детей,   в   процентном соотношении 80%: 20% показал, что респонденты совершенно не готовы иметь детей. Что же могло бы на это повлиять? Почему в стране все больше и больше неблагополучных семей, или семей, где присутствует только один родитель, а также повышается показатель разводов. Это нам удалось выяснить в блоках 4 и 5:   «Представления   о   родительских   компетенциях»   и   «   Представления   о собственной родительской компетентности». Большая половина респондентов, а именно 76% студенческой молодёжи не готовы стать родителями, так как не хватает теоретических знаний о том, как воспитывать ребёнка, что с ним делать и как стать хорошим родителем, ведь наше будущее – это наши дети. В нашем исследовании   мы   также   учли   гендерный   аспект:   отдельно   проанализировав ответы   девушек   и   парней.   По   результатам   исследования   и   анализа   по разработанным  нами блокам, мы выяснили, что девушки, как будущие мамы совершенно не возлагают на себя большой ответственности как будущие мамы. Им кажется, что быть матерью – это совсем просто, но на самом деле – это огромный   труд,   в   то   время   как   будущие   отцы   –   мужская   половина респондентов, осознаёт всю ответственность, но не имеют желания и готовности стать родителем.  Исследовав   и   изучив   образовательную   среду   учреждения   высшего образования как условие формирования родительских компетенций, мы смело можем   сказать,   что   образовательная   среда   как   ресурс   эффективного взаимодействия, тесно связана с институтом семьи.  Образовательная   среда   является   неотъемлемой   частью   общественной системы. Связь образования и среды подчеркивалась в различные исторические периоды. Так, Я. А. Коменский обозначал взаимовлияние образования и среды друг на друга [2, с. 53]. Он утверждал, что невозможно стать образованным без воспитания   и   обучения.   Об   организации   данного   процесса   заботится государство,   общество,   семья.   В   то   же   время   образование   непосредственно влияет на мирный либо конфликтный образ жизни общества, государства.  На сегодняшний день очень востребована подготовка студентов в аспекте их   будущего   родительства,   а   также   подготовка   студентов   к   работе   с родителями.  Студенты   углубленно   изучают   теоретические   положения   курсов «Педагогика»,   «Основы   педагогики»,   «Теоретические   основы   социальной работы»,   практические   занятия,   связанные   с   тематикой   работы   с   семьей, помогают   решить   вышеназванные   вопросы.   Готовность   человека   к   любой деятельности можно выразить следующим образом: готовность – это желание + знание + умение. Поэтому в работе со студентами необходимо создать среду, организовать   деятельность,  которая   позволит   субъекту   сформировать   у   себя родительские компетенции, а также научиться работать с родителями детей, т.к. многие студенты будут в будущем выполнять функции классного руководителя. На семинарских занятиях развиваются в частности аспекты формирования ответственности за благополучие своей семьи, ведь это одна из целей будущего родителя. Студенты обсуждают закономерности построения и развития семьи, пути   ее   создания,   определение   правил,   традиций,   норм   поведения   в   семье, методы   нахождения   своей   родословной,   проблемы   ценностных   отношений   в семье   сегодня   и   завтра.  В   работе   используются   различные   коммуникативные технологии, тренинги, практикумы, ролевые игры. Знакомят студентов также с методами   наблюдения,   анкетирования,   с   методикой   и   тематикой   проведения индивидуальных консультаций с родителями, родительских собраний. Цель   таких   занятий   состоит   в   том,   чтобы   студенты   понимали   всю ответственность   будущих   родителей,   знали   как     поступить   в   той   или   иной   вопросы,   наладить   семейные ситуации,   как   решить   конфликтные   взаимоотношения,   получить   умения   решать   практические   педагогические задачи,   связанные   с   воспитанием   детей   в   семьях   с   различными   традициями. Занятия   рассчитаны   на   определенный   жизненный   опыт   студентов, приобретенный ими в семье родителей или в процессе создания своей семьи. Полученные   на   занятиях   знания   помогают   студентам   найти   ответы   на интересующие их вопросы, которые появляются у молодых супругов, создавших семью в ходе обучения в университете. На  практических  занятиях  в  первую  очередь  рассматриваются  вопросы семьи на макроуровне, в контексте социальных институтов. Затем обсуждаются социально   значимые   проявления   жизненного   цикла   и   далее   –   микроуровень межличностных   взаимодействий   внутри   семьи   с   выделением   аспектов родительства как особого феномена в структуре различных функций семьи. Кроме этого, способы построения наилучшего взаимодействия в семье и способы   повышения   компетенций   родителей,   формирование   терпимости   по отношению   к   детям,   толерантности   по   отношению   к   другим   людям.   Больше внимание уделяется знакомству студентов с литературой по соответствующей направленности.   В   ходе   обучения   реализовывается   принцип   «от   общего   к частному»,   осуществляется   обращение   к   личному   опыту   студентов,   их ориентация   на   выполнение   своей   будущей   родительской   и   педагогической миссии как способа преобразования мира. Заключение.  Знания,   приобретенные   студентами   в   процессе   обучения, позволяют   им   по­иному   взглянуть   на   развитие   своей   родительской компетентности,   что,   надеемся,   в   будущем   поможет   им   стать   хорошими супругами и родителями, правильно реализовывать свои гендерные роли. Литература: 1. Кошевой,   О.С.   Организация   управления   образовательной   средой вуза на основе системного подхода // Образовательные ресурсы и технологии. – №1, 2012. – С. 68–71.  2. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В. В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019