ПЕДАГОГ: Добрый день уважаемые родители, гости. Сегодня очередное заседание нашего родительского клуба «Наследие». Как говорил Сухомлинский “Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”.
Потому что, родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать у ребенка любое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении любых задач.
Задача нашего клуба пополнить музей новыми экспонатами. В этом году при оформлении блока «Наш край родной» мы с вами решили расщирить направление «Эвенки»
(Звучит эвенкийская музыка)
Родной мой край,
Как ты прекрасен!
Кругом леса и реки,
Словно рай.
И воздух чист, прозрачен,
И тѐплый он, как вечный май.
И Ангара – река, как гордая царица,
Течѐт средь берегов, среди песков.
Родной мой край!
Дожди иль ветры,
Солнце ль светит,
Снег идѐт.
Родной мой край!
Зимой и летом
Душа эвенка пусть поѐт.
Всем участники клуба получили определённое домашнее задание и сейчас мы ознакомимся с результатами.
Прежде всего мы должны познакомить детей с традиционным жилищем эвенков и вот семья Хлебниковой Кати Анастасия Андреевна и Иван Сергеевич расскажут и покажут нам что у них получилось.
Связали шест с другим шестом,
Потом еще с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов эвенкам дом.
Он греет их своим теплом
Зимой суровой, хмурой.
В верху отверстие – сюда
Глядится белая звезда.
Мы чумом этот дом зовем.
Традиционное жилище эвенков – чум – представлял собой конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочевках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Женским делом у эвенков считалось уход за домашними оленями, пошив одежды и постройка чума.
Очаг находится в центре чума. Это не только топографический центр его, но и функционален - важное священное место. Дым выходил через отверстие, которое как бы связывает жителей чума с пространством, с космосом.
Крутая поверхность чума является наиболее приемлемой, так как с поверхности чума снег скатывается легко, не задерживаясь.
ПЕДАГОГ: По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. Чум — это жизнь. Вот чум построили, теперь нам надо его обустроить. И вот мама Козырева Ивана Наталья Николаевна, согласилась нам в этом помочь.
Кумалан – это национальный ковёр эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов. Эвенки придают белому цвету большое значение. С ним связаны сказки и предания . Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого.
Бытовые кумаланы использовались в хозяйственных целях для домашних условий и для транспортировки на оленях
Праздничные кумаланы использовались в праздничных и семейных обрядах, дарились молодым во время свадьбы.
Культовые или шаманские кумаланы.
ПЕДАГОГ: Я в свою очередь хочу прочитать стихотворение эвенка Василия Лебедева « Кумалан» в котором очень точно и красноречиво передает поэт образ этого замечательного ковра и его значение в жизни эвенков.
Вот женщина,
Что шьёт она? Я вижу
За полем шахматным
Прядь волчьей шерсти серой...
А тонкая рука привычно нижет
То нитку бус, о
солнечные стрелы.
Вот в самом центре
Эпизод охоты,
А по краям
Бежит узор старинный.
Шьёт женщина,
Увлечена работой,
Как живописец
Новою картиной.
Обычай предков
Соблюдают строго
В моём краю.
И путнику на память
Шьют кумалан
В далёкую дорогу
Он с ним уйдёт...
А сердцем
Будет с нами.
.
ПЕДАГОГ: Игра – пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых! Игры бывают самые разнообразные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же - народные. С некоторыми народными играми нас познакомят Рогалева Анастасия Владимировна мама Рогалева Ярослава и его дедушка Владимир Владимирович.
Метание маута (мавутлугат мавутыт или манюкан)
Метание маута с места или с небольшого разбега на оленьи рога. У детей развивается координация движения меткость ловкость целеустремленность.
«Поймай рыбу»
В стороне на площадке ставится фигура рыбки. Рыбаки располагаются шеренгой на расстоянии 3 — 4 м . Поочередно они бросают в рыбу, стараясь попасть.
ПЕДАГОГ: Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений. С помощью игр мы можем познакомить детей с особенностями жизни эвенков. Для педагогов и детей мною была изготовлена картотека эвенкийских игр.
ПЕДАГОГ: У каждого народа существуют свои национальные традиции относительно еды. Не зря же в нашу лексику вошли такие выражения, как «национальная кухня» или «национальное блюдо». И вот мама Франтенко Арины Татьяна Васильевна нам сейчас расскажет.
В рацион питания эвенков входит мясная нища, по сезонам чередовавшаяся с рыбной и растительной пищей. Оленье мясо заготавливали впрок: валяли, сушили. Рыбу ели в свежем или замороженном виде. Соль и хлеб эвенки почти не ели. Каждая хозяйка готовила лепешки из брусники, смешанной с икрой, лепешки из черемухи, замешивая на жире, по торжественным случаям готовили кашу из муки и жира.
ОДЕХАЛ – ЗАПРЕТЫ Когда будешь сытым, то оставшееся мясо и рыбу не выбрасывай и не держи, а поделись с соседом.
ПЕДАГОГ: Устное народное творчество играло у эвенков большую роль в формировании знаний об окружающей природе и жизненных навыков, выработанных на основе наблюдений и опыта. С раннего детства, как только ребёнок начинает понимать речь, он впитывал эти знания. Первые сведения о животных дети получали из сказок, рассказываемых во время отдыха по вечерам или во время домашней работы старшими в семье. Мы предложили Татьяне Николаевной маме Юли Прочановой почитать детям сказки и рассказать о впечатлениях.
В гости к нам приходят наших предков сказки.
Ничего прекрасней этих сказок нет.
Говорят, была у них долгою дорога.
Птицами летели над землёй вперёд.
Люди их встречали прямо у порога.
Сказки – это мудрость, что вершит народ
Сейчас я хочу вам прочитать сказку «Как эвенки достали Солнце».
ПЕДАГОГ: Мы с вами по ходу чтения сделаем покетмод – карманную книжку «Как эвенки достали Солнце».
Итак, сказка начинается.
Однажды злые духи похитили у эвенков Солнце. В вечном мраке жили теперь люди, звери и птицы, с трудом отыскивали себе пищу. И вот они собрали большой совет, на который прибыли посланцы из всех родов. Старый эвенк Бэркэн, которого все считали мудрым, предложил на этом совете отправить за Солнцем самого храброго и сильного из всех родов – богатыря Чакулая из рода Чолкогиров. Эвенки всех родов поддержали совет мудреца.
Так Чакулай, недолго думая, отправился в путь, чтобы добыть и вернуть у похитителей Солнце.
Идет Чакулай, видит – пожар в тайге, лисята не могут убежать от пожара. Схватил он лисят и спас.
– Мы тебе поможем, – сказали лисята. Чакулай спас лисят
Идет дальше Чакулай, торопится. Смотрит – медвежата попали в яму- ловушку. Вытащил он медвежат из ямы.
– И мы тебе поможем, – сказали медвежата. Чакулай спас медвежат.
Чакулай подходит к озеру большому – карась лежит на песке, задыхается. Толкнул он карася в озеро. Карась обрадовался и поблагодарил Чакулая:
– И я тебе помогу, – сказал ему карась. Так Чакулай спас карася.
Идет наш богатырь дальше. Впереди гора.
– Как пройду гору? – думает Чакулай.
И тут прибежали лисята, превратились в оленя. Сел на оленя Чакулай и дальше поехал. Едет да едет. Лес непроходимый. Колодник, камни большие. Ехать невозможно.
Но тут прибежали медвежата, превратились в орла и понес на крыльях Чакулая.
.
Опустили его на широкой поляне. Идет он дальше. Озеро большое. Берега не видать.
Как перейду? - думает Чакулай. Тут появился карась и перевел Чакулая через озеро и пошел дальше.
Шёл, шёл и вот наконец далеко впереди заметил светлое пятнышко. Стал Чакулай к пятнышку приближаться и увидел: яркие лучи пробиваются из-под земли сквозь узкую щель. Заглянул Чакулай в щель и видит: в большом сосуде из белого камня лежит огненный шар и яркие лучи его освещают подземелье, а в другом углу подземелья на мягких оленьих шкурах лежат злые духи.
Спустился Чакулай в подземелье, выхватил огненный шар из каменного сосуда и выскочил с ним наружу
Всполошились злые духи, вслед за Чакулаем погнались. Чакулай бежит во весь дух, но злые духи уже совсем близко. Тогда Чакулай изо всех сил ударил рукой по огненному шару – она взлетела к небу и превратилась в Солнце. Как светло вдруг стало на земле!
Злые духи, ослеплённые светом, скрылись в подземелье и с тех пор не появлялись на земле. А звери и птицы каждую весну устраивали в честь Чакулая солнечный праздник и радостно кричали:
– Слава нашему Чакулаю, добывшему Солнце!
ПЕДАГОГ: Хочется отметить, что у сказок всех народов есть одна общая идея, основная мысль: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.
У эвенков есть мудрая пословица: «Человек начинается с детства». С раннего детства необходимо развивать у детей стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Сибири. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос. Благодаря Вашей проделанной работе мы сможем в нашем детском садике с нашими ребятами выполнить все эти задачи, имея такой богатый материал.
РЕШЕНИЕ: Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество со всеми, кто пожелает подарить нашему музею интересные предметы, чтобы сохранить историю своего края для будущих поколений!
Память времени – к ней обращаемся чаще и чаще,
Нет прекраснее чувства веков постигать глубину.
И как важно, что ценности – не приходящи,
Что храним, бережем мы и любим свою
старину.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.