Родительский клуб "Наследие"
Оценка 4.9

Родительский клуб "Наследие"

Оценка 4.9
docx
19.11.2020
Родительский клуб "Наследие"
занятие эвенки.docx

      ПЕДАГОГ: Добрый день уважаемые родители, гости.  Сегодня очередное заседание нашего родительского клуба «Наследие». Как говорил Сухомлинский “Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”.

Потому что, родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать  у ребенка  любое  качество, если они не являются союзниками педагогов в решении  любых задач.

       Задача нашего клуба пополнить музей новыми экспонатами. В этом году при оформлении блока «Наш край родной» мы с вами решили расщирить направление «Эвенки»

 

(Звучит эвенкийская музыка)

Родной мой край,

Как ты прекрасен!

Кругом леса и реки,

Словно рай.

И воздух чист, прозрачен,

И тѐплый он, как вечный май.

И Ангара – река, как гордая царица,

Течѐт средь берегов, среди песков.

Родной мой край!

Дожди иль ветры,

Солнце ль светит,

Снег идѐт.

Родной мой край!

Зимой и летом

Душа эвенка пусть поѐт.

 

       Всем участники клуба получили определённое домашнее задание и сейчас мы ознакомимся с результатами.

       Прежде всего мы должны познакомить детей с традиционным жилищем эвенков и вот семья Хлебниковой Кати Анастасия  Андреевна и Иван Сергеевич  расскажут и покажут нам что у них получилось.

 Связали шест с другим шестом,

Потом еще с одним шестом,

Покрыв оленьей шкурой.

И вот готов эвенкам дом.

Он греет их своим теплом

Зимой суровой, хмурой.

В верху отверстие – сюда

Глядится белая звезда.

Мы чумом этот дом зовем.

          Традиционное жилище эвенков – чум – представлял собой конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочевках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Женским делом у эвенков считалось уход за домашними оленями, пошив одежды и постройка чума.

Очаг находится в центре чума. Это не только топографический центр его, но и функционален - важное священное место. Дым выходил через отверстие, которое как бы связывает жителей чума с пространством, с космосом.

Крутая поверхность чума является наиболее приемлемой, так как с поверхности чума снег скатывается легко, не задерживаясь.

        ПЕДАГОГ: По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. Чум — это жизнь. Вот чум построили, теперь нам надо его обустроить. И вот мама Козырева Ивана   Наталья Николаевна,  согласилась нам в этом помочь.

       Кумалан – это национальный ковёр эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов. Эвенки придают белому цвету большое значение. С ним связаны сказки и предания .  Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого.

Бытовые кумаланы использовались в хозяйственных целях для домашних условий и для транспортировки на оленях

Праздничные кумаланы использовались в праздничных и семейных обрядах,  дарились молодым во время свадьбы.

Культовые или шаманские кумаланы.

      ПЕДАГОГ: Я в свою очередь хочу прочитать стихотворение эвенка Василия Лебедева « Кумалан»  в котором очень точно и красноречиво передает поэт образ этого замечательного ковра и его значение в жизни эвенков.

Вот женщина,

Что шьёт она? Я вижу

За полем шахматным

Прядь волчьей шерсти серой...

А тонкая рука привычно нижет

То нитку бус, о

солнечные стрелы.

Вот в самом центре

Эпизод охоты,

А по краям

Бежит узор старинный.

Шьёт женщина,

Увлечена работой,

Как живописец

Новою картиной.

Обычай предков

Соблюдают строго

В моём краю.

И путнику на память

Шьют кумалан

В далёкую дорогу

Он с ним уйдёт...

А сердцем

Будет с нами.

.

 

 

      ПЕДАГОГ: Игра – пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых! Игры бывают самые разнообразные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же -  народные. С некоторыми народными играми нас познакомят Рогалева  Анастасия Владимировна  мама Рогалева Ярослава и его дедушка Владимир Владимирович.

 

Метание маута  (мавутлугат мавутыт или манюкан)

Метание маута с места или с небольшого разбега на оленьи рога. У детей развивается координация движения меткость ловкость целеустремленность.

«Поймай рыбу»

В стороне на площадке ставится фигура рыбки. Рыбаки располагаются шеренгой на расстоянии 3 — 4 м . Поочередно они бросают в рыбу, стараясь попасть.

        ПЕДАГОГ: Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений. С помощью игр мы можем познакомить детей с особенностями жизни эвенков. Для педагогов и детей мною была изготовлена картотека эвенкийских игр.

        ПЕДАГОГ: У каждого народа существуют свои национальные традиции относительно еды. Не зря же в нашу лексику вошли такие выражения, как «национальная кухня» или «национальное блюдо». И вот мама Франтенко Арины Татьяна Васильевна нам сейчас расскажет.

В рацион питания эвенков входит мясная нища, по сезонам чередовавшаяся с рыбной и растительной пищей.  Оленье мясо заготавливали впрок: валяли, сушили. Рыбу ели в свежем или замороженном виде. Соль и хлеб эвенки почти не ели. Каждая хозяйка готовила лепешки из брусники, смешанной с икрой, лепешки из черемухи, замешивая на жире, по торжественным случаям готовили кашу из муки и жира.

ОДЕХАЛ – ЗАПРЕТЫ Когда будешь сытым, то оставшееся мясо и рыбу не выбрасывай и не держи, а поделись с соседом.

   ПЕДАГОГ: Устное народное творчество играло у эвенков большую роль в формировании знаний об окружающей природе и жизненных навыков, выработанных на основе наблюдений и опыта. С раннего детства, как только ребёнок начинает понимать речь, он впитывал эти знания. Первые сведения о животных дети получали из сказок, рассказываемых во время отдыха по вечерам или во время домашней работы старшими в семье. Мы предложили   Татьяне Николаевной маме  Юли Прочановой   почитать детям сказки и рассказать о впечатлениях.

В гости к нам приходят наших предков сказки.

Ничего прекрасней этих сказок нет.

Говорят, была у них долгою дорога.

Птицами летели над землёй вперёд.

Люди их встречали прямо у порога.

Сказки – это мудрость, что вершит народ

Сейчас я хочу вам прочитать сказку «Как эвенки достали Солнце».

ПЕДАГОГ: Мы с вами по ходу чтения   сделаем покетмод – карманную книжку «Как эвенки достали Солнце».

Итак, сказка начинается.

Однажды злые духи похитили у эвенков Солнце. В вечном мраке жили теперь люди, звери и птицы, с трудом отыскивали себе пищу. И вот они собрали большой совет, на который прибыли посланцы из всех родов. Старый эвенк Бэркэн, которого все считали мудрым, предложил на этом совете отправить за Солнцем самого храброго и сильного из всех родов – богатыря Чакулая из рода Чолкогиров. Эвенки всех родов поддержали совет мудреца.

Так Чакулай, недолго думая, отправился в путь, чтобы добыть и вернуть у похитителей Солнце.

Идет Чакулай, видит – пожар в тайге, лисята не могут убежать от пожара. Схватил он лисят и спас.

– Мы тебе поможем, – сказали лисята. Чакулай спас лисят

Идет дальше Чакулай, торопится. Смотрит – медвежата попали в яму- ловушку. Вытащил он медвежат из ямы.

– И мы тебе поможем, – сказали медвежата. Чакулай спас медвежат.

Чакулай подходит к озеру большому – карась лежит на песке, задыхается. Толкнул он карася в озеро. Карась обрадовался и поблагодарил Чакулая:

– И я тебе помогу, – сказал ему карась. Так Чакулай спас карася.

 Идет наш богатырь дальше. Впереди гора.

– Как пройду гору? – думает Чакулай.

И тут прибежали лисята, превратились в оленя. Сел на оленя Чакулай и дальше поехал. Едет да едет. Лес непроходимый. Колодник, камни большие. Ехать невозможно.

Но тут прибежали медвежата, превратились в орла и понес на крыльях Чакулая.

.

 Опустили его на широкой поляне. Идет он дальше. Озеро большое. Берега не видать.

 Как перейду? - думает Чакулай. Тут появился карась и перевел Чакулая через озеро и пошел дальше.

Шёл, шёл и вот наконец далеко впереди заметил светлое пятнышко. Стал Чакулай к пятнышку приближаться и увидел: яркие лучи пробиваются из-под земли сквозь узкую щель. Заглянул Чакулай в щель и видит: в большом сосуде из белого камня лежит огненный шар и яркие лучи его освещают подземелье, а в другом углу подземелья на мягких оленьих шкурах лежат злые духи.

Спустился Чакулай в подземелье, выхватил огненный шар из каменного сосуда и выскочил с ним наружу

Всполошились злые духи, вслед за Чакулаем погнались. Чакулай бежит во весь дух, но злые духи уже совсем близко. Тогда Чакулай изо всех сил ударил рукой по огненному шару – она взлетела к небу и превратилась в Солнце. Как светло вдруг стало на земле!

Злые духи, ослеплённые светом, скрылись в подземелье и с тех пор не появлялись на земле. А звери и птицы каждую весну устраивали в честь Чакулая солнечный праздник и радостно кричали:

– Слава нашему Чакулаю, добывшему Солнце!

ПЕДАГОГ: Хочется отметить, что у сказок всех народов есть одна общая идея, основная мысль: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

У эвенков есть мудрая пословица: «Человек начинается с детства». С раннего детства необходимо развивать у детей стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Сибири. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос. Благодаря Вашей проделанной работе мы сможем в нашем детском садике с нашими ребятами выполнить все эти задачи, имея такой богатый материал.

РЕШЕНИЕ: Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество со всеми, кто пожелает подарить нашему музею интересные предметы, чтобы сохранить историю своего края для будущих поколений!

Память времени – к ней обращаемся чаще и чаще,

 Нет прекраснее чувства веков постигать глубину.

И как важно, что ценности – не приходящи,

Что храним, бережем мы и любим  свою старину.


 

ПЕДАГОГ: Добрый день уважаемые родители, гости

ПЕДАГОГ: Добрый день уважаемые родители, гости

Очаг находится в центре чума. Это не только топографический центр его, но и функционален - важное священное место

Очаг находится в центре чума. Это не только топографический центр его, но и функционален - важное священное место

Соблюдают строго В моём краю

Соблюдают строго В моём краю

Мы предложили Татьяне Николаевной маме

Мы предложили Татьяне Николаевной маме

Злые духи, ослеплённые светом, скрылись в подземелье и с тех пор не появлялись на земле

Злые духи, ослеплённые светом, скрылись в подземелье и с тех пор не появлялись на земле
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2020