Родительский лекторий.
« Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей »
Цели и задачи:
знакомство с родителями, их знакомство друг с другом;
обсуждение имеющихся у них проблем и трудностей на сегодняшний день и возможные пути их преодоления;
обмен мнениями по теме, обмен опытом.
Категория участников:
родители,
педагоги,
соц. педагог школы,
психолог школы.
Материалы: аудиокассета с лирической музыкой, мульти-медиа-проектор, экран, столы, стулья по количеству участников, папка с материалами и авторучки для каждого родителя.
В папку с материалами входят: текст опросника теста "Стили родительского поведения", бланки для ответов на тест, рекомендации "Как завоевать и сохранить доверие ребенка", руководство для родителей: « как реагировать на употребление подростком наркотиков и алкоголя», список литературы, которой они могут воспользоваться при возникающих трудностях (приложение 1).
Предварительная подготовка.
1. Подготовить и разослать приглашения для родителей-опекунов (приложение 3).
2. Подготовить и разложить на столах папки с материалами и авторучки для родителей.
3. Подготовить презентацию.
Ход лектория.
Ведущий.
(в нашем случае это завуч по воспитательной работе) играет тихая спокойная музыка.
Добрый день, дорогие родители.
Мы благодарим вас за то, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли к нам, чтобы обсудить наболевшие проблемы, узнать новую информацию, поделиться своими успехами в общении с детьми, а может и неудачами, спросить совета у других.
Тема нашего разговора « Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей »
Сегодня мы планируем:
посмотреть презентацию
провести упражнение
обменяться опытом
оценить свою собственную стратегию воспитания
мы ознакомим вас со всеми возможными стилями родительского поведения
поговорим о детском доверии
дадим несколько рекомендаций о том, как завоевать и сохранить доверие ребенка, руководство для родителей: « как реагировать на употребление подростком наркотиков и алкоголя», познакомим вас с литературой, к которой вы можете обратиться.
Прежде чем начать наш разговор, хочу представить вам тех, кто будет принимать в нем участие:
Закон Республики Казахстан об образовании:
«Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений».
Выполнить задачи, поставленные в этой статье закона, можно только формируя в ребенке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления.
Перемены, происходящие в нашем обществе во всех сферах жизни, не могут не оказывать влияния на область обучения и воспитания детей и подростков. Существующие исследования, раскрывающие влияние социально-экономических условий в стране на жизнь несовершеннолетних, свидетельствуют, что жизнь подростка сегодня стала совершенно иной по сравнению с жизнью несовершеннолетних в докризисный период.
Кого проблемы должны волновать?
üМолодежь, которая хочет жить в здоровом - духовно и физически - обществе.
üРодительскую общественность: страх за будущее детей.
üПедагогов, обеспокоенных задачей сохранения нравственности и морали.
üПодростков, у которых формируется мировоззрение в сложившемся социуме и не всегда хватает собственных моральных сил для того, чтобы противостоять асоциальным явлениям.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением
Отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам.
Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Отклонения физические: болезни; нарушения зрения, слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.
Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.
Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства
Психические; нарушения эмоционально-волевой сферы; задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; одаренность.
Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины.
Педагогические: Связаны
с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования.
Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные
катаклизмы, отклонения в развитии.
Социальные: Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения.
Причины: трудности переходного возраста; неопределенность социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство).
Этапы асоциального поведения определены на основе признаков:
1) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий;
2) степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения;
3) единичность и рецидивность асоциальных действий.
Этапы формирования асоциального поведения:
На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований.
• Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует.
• Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.
Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии.
• Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности
• На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др.
• Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы.
• При успешной работе прогноз может быть положительным.
• При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.
При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения.
Отношение личности к общественным нормам здесь может быть различным:
- личность воспринимает свое поведение как нормальное
- личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения;
- личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.
Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта.
Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой.
Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель — разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями.
• В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.
На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения.
Отношение личности к общественным нормам:
-личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам,
-наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту.
Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды.
На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.
Четвертый этап — устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.
Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них.
Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.
Пятый этап — устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями.
Санкции: принудительное пребы-вание в заведении закрытого типа.
На данном этапе существует незначительная вероятность благо-приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.
Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения
1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.
2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.
3. Трудности в общении со сверстниками на улице.
4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.
5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.
6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.
7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.
8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.
9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.
10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие.
11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.
12.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.
Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.
Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей:
1) семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение.
2) семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия.
3) семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка
4) семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.
Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.
Профилактическая работа
Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.
Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.
Задачи профилактической работы
оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками
обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних
оказание помощи по предупреждению правонарушений
профилактическая работа с семьями
Типы профилактических мероприятий:
- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
- устраняющие подобные обстоятельства;
- контролирующие проводимую работу и ее эффективность.
Подходы:
- информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения);
- социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений);
- медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера);
- социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).
Многие подростки имеют внутренний радар, чутко улавливающий всё, что раздражает взрослых. Если мы ценим аккуратность, наш подросток будет неряшлив, в его комнате будет беспорядок. Если мы настаиваем на хороших манерах, он будет влезать в разговор, сквернословить. Если мы высоко ценим хорошие отметки, он будет учиться хуже всех в классе.
Сбитые с толку, взрослые реагируют предсказуемой последовательности отчаянных мер. Во-первых мы становимся жесткими. Если это не помогает, Мы переходим к мягкости. Когда и это оказывается безрезультатным, мы пытаемся действовать методом убеждения. В случае,если и наши мягкие убеждения не достигают цели, мы прибегаем к насмешкам и упрёкам. Затем мы возвращаемся к угрозам и наказаниям. Это модель повсеместного воспитания.
Типичной ошибкой родительского воспитания является дефицит внимания к ребёнку. Когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребёнок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения и переживаниям никому нет дела. Если ребёнок комфортно чувствует себя в семье, то он, скорее всего, не станет ни пробовать наркотики, ни совершать противоправные поступки.
Поэтому:
Ø Разговаривайте друг с другом, если общение не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
Ø Умейте выслушать внимательно, с пониманием , не перебивая и не настаивая на своём.
Ø Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, как идут ваши дела на работе, какие проблемы вас тревожат, т.е. вы готовы поделиться с ними, а не уходить в себя. Так ребенку будет легче научиться делиться своими переживаниями с вами.
Ø Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которое вы не можете выполнить. Ребёнок должен знать, чего от вас ожидать.
Ø Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
Ø Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор.
Ø Общайтесь с его друзьями: подросток часто ведёт себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.
Ø Показывайте пример.
Ø Помните, что ребёнок нуждается в вашей поддержке: помогите поверить ему в свои силы, если он оступился.
Ø Не запугивайте: они могут перестать вам верить.
Руководство к помощи.
Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть, иногда приходится переехать на другое место. Психологический климат в семье для подростка имеет жизненное значение, а создают этот климат родители. Вот только если климат получается непереносимым для ребёнка, деться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь… хрупкая и неустойчивая психика подростка не выдерживает: он срывается в депрессию, уличную тусовку, алкоголь, наркотики.
Вы бросаетесь к врачам, но и самый искусный доктор не поможет, если семейная ситуация остаётся прежней.
Конфликты родителей и детей. Можно ли их предупредить ? Вот некоторые советы:
V Когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать – даже если вы в тысячу раз правы.
v Не кричите, не распускайтесь. Ведь подросток действительно может подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите.
Помните – климат собственной семьи в вашей власти. Вы воздействуете на него ежеминутно, и вам по силам изменить его и сделать благоприятным – благоприятным не вообще, а для своего ребёнка, для такого, какой он есть. Даже если он далёк от идеала и совсем на вас не похож.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д . В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы увеличить положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка.
Остановлюсь на наиболее распространённых стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями.
1. ДЕМОКРАТИЧНЫЕ родители ценят в поведении подростка самостоятельность и дисциплинированность. Они не ущемляют его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на тёплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
2. АВТОРИТАРНЫЕ родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жёстко контролируют все сферы жизни, причём могут это делать и не вполне корректно . Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идёт на
конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с ЭМОЦИОНАЛЬНО ХОЛОДНЫМ, отвергающим отношением к ребёнку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Ещё более тяжёлый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
3. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – ГИПООПЕКА – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать всё, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
4. ГИПЕРОПЁКА – излишняя забота о ребёнке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Таким образом , чтобы усилить положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка, необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
1. Всегда находить время, чтобы поговорить с подростком;
2. Интересоваться проблемами подростка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
3. Не оказывать на подростка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
4. Уважать право подростка на собственное мнение;
5. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к подростку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Вначале нашего разговора я просила Вас заполнить опросник по стилям воспитания в семье, делалось это инкогнито и Вы оставите эти опросники у себя. Сейчас просто мы с Вами определим стиль своего воспитания и определимся, какой стиль воспитания лучше применять к своему ребёнку.
Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и зa ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Родитель – это особая роль взрослого человека в обществе людей. Родитель обязан обеспечивать жизнедеятельность ребенка, а также воспитывать, учить, лечить и просто любить его.
РУКОВОДСТВО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ ПОДРОСТКОМ НАРКОТИКОВ И АЛКОГОЛЯ
1.
Займите твёрдую позицию,
однозначно дав понять, что
вы не
позволите своему ребёнку
употреблять алкоголь и наркотики.
Доводите эту мысль регулярно.
2.
Подкрепите своё твёрдое решение
«нет наркотикам и алкоголю»
чётким и последовательным набором норм и правил поведения, и
проявляйте решимость добиться их соблюдения.
3.
Изучите признаки употребления алкоголя и наркотиков и внимательно
следите не обнаружатся ли таковые. Не позволяйте ребёнку обмануть
себя. Будьте в меру доверчивы.
4. Если
вы подозреваете, что ваш ребёнок выпивает, не притворяйтесь,
что всё в порядке. Изучите ситуацию более подробно. Пристально и
внимательно наблюдайте за вашим ребёнком.
5.
Прежде, чем начать серьёзный разговор с вашим ребёнком, составьте
перечень причин, почему вы это делаете.
6. Вызовите
вашего ребёнка на разговор только тогда,
когда он не
находится под влиянием наркотиков или когда он трезв, и если вы
спокойны и контролируете себя.
7.
Во время разговора с ребёнком говорите о его поведении, используйте
конкретные примеры и выразите свои чувства в спокойной и ровной
манере. Подчеркните, вы не приемлите не самого ребёнка, а его
поведение, связанное с употреблением алкоголя.
8.
Будьте готовы встретить сопротивление. Будьте готовы к тому, что ваш
ребёнок будет сердиться.
Приготовьтесь выслушать типичные
заявления «Ты мне не доверяешь... Я не выпиваю... У меня нет
проблем с алкоголем... Тебе на меня наплевать». Будьте готовы, что
ваш ребёнок попытается вами
манипулировать. Но помните, что
введение ограничений, в конце концов, убедит ребёнка в том, что он
вам не безразличен.
9. Если
в разговоре участвуют оба родителя, чрезвычайно важно, чтобы
вы были едины и последовательны в своём подходе. Будьте заодно. Не
позволяйте ребёнку играть на ваших разногласиях.
10. Если ваш ребёнок упорно нарушает правила и продолжает пить,
разработайте план обращения за профессиональной помощью.
11. В случаях повторяющихся выпивок предложите заключить с вашим ребёнком контракт по поведению. Если ваш ребёнок утверждает, что проблемы не существует, тогда выполнение этого контракта не вызовет никаких затруднений.
12.Выразите вашу безусловную любовь к нему или к ней.
13.Помните! Двери в отношения открываются на себя.
14.Надёжный ключ к решению проблемы это ваше терпение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.