РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ «ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ».
В настоящее время употребление подростками психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества и др. средства) представляет собой серьезную проблему современного общества. И эта проблема не обошла и мой класс.
Согласно Закона «Об образовании» от 10.07.1992 г. образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В связи с этим классный руководитель ведет целенаправленную комплексную работу по предупреждению употребления ПАВ и их незаконного оборота среди обучающихся школы.
Осуществляя деятельность по данному направлению, педагог руководствуется Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной приказом Минобразования России от 28.02.2000 г. № 619 и одобренной решением правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000 г.
Классный руководитель реализует данную концепцию на уровне первичной профилактики употребления психоакивных веществ – проводит комплекс мероприятий, направленных на предупреждение употребления психоактивных веществ.
Выработка у подрастающего поколения устойчивости к
наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество
остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния
наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть
неотъемлемой частью всей системы воспитания.
Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо,
сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств,
поддерживающих благополучие.
Важнейшим в профилактической работе является:
-обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
-формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и
последствиям их употребления.
Работа по профилактике употребления ПАВ проводится по направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- экологическое (так как здоровье человека напрямую связано с состоянием
окружающей среды, и только человек, ведущий здоровый образ жизни, способен
сохранить себя и свою планету для будущего);
- профилактика правонарушений и употребления ПАВ среди учащихся
«группы риска»;
- взаимодействие с социумом.
Огромная роль отводится участию в массовых мероприятиях с
целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», «Кругосветка
Удмуртии», «Лыжня России», «Кросс нации», День защиты детей, участие в акции
«День некурения», спортивно-оздоровительные праздники, «Месячнике безопасности».
Самыми популярными формами работы по ЗОЖ являются
круглые столы «Здоровым быть модно!», тренинги на формирование благоприятного
климата в коллективе, конкурсы плакатов «Мы против наркотиков»,
рисунков «Здоровый образ жизни», «Я выбираю жизнь!»
Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ является одним
из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех,
кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и наркотики. Поэтому наша
задача - убедить детей, уберечь их от влияния пагубных привычек.
Для всех, кто хочет вести здоровый образ жизни, нужно следовать четырём
правилам «Нет наркотикам».
Первое правило.
Постоянно вырабатывать в себе твёрдое «Нет!» любым
психоактивным веществам (наркотическим и токсикоманическим средствам), в любой
дозе, какой бы малой она ни была, в любой обстановке, в любой компании. Всегда
только «Нет!».
Второе правило.
Постоянное формирование умения получать удовольствие при
полезной ежедневной деятельности (хорошая учёба, занятия спортом, активный
отдых на природе), а значит, твёрдое «Нет!» безделью, скучной и неинтересной
жизни, праздному времяпрепровождению.
Для этого можно взять за правило каждый день ставить себе задачу: «Я сегодня
сделаю два полезных дела, которые мне делать не хочется. Но я их сделаю, сделаю
до конца и хорошо». Такая ежедневная установка для себя поможет вам формировать
силу воли и избавит от скуки и безделья. Итак, «Нет!» безделью.
Третье правило.
В вашей жизни большое значение приобретает умение выбирать
себе друзей и товарищей среди сверстников. Третье «Нет!» тем сверстникам и той
компании, где приём наркотиков — дело обыденное. Для этого вам, возможно,
придётся побороть свою стеснительность. Вы должны уважать своё мнение и не
поддаваться влиянию окружающих сверстников, которые предлагают попробовать
наркотик. «Нет!» компании, где употребляют наркотик.
Четвёртое правило.
Четвёртое «Нет!» своей
стеснительности и нерешительности, когда предлагают попробовать наркотик. Жизнь
дороже! Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в
рабскую зависимость от химических веществ. Добровольно пошли по пути лишения
себя всех человеческих качеств.
Направления работы по профилактике употребления ПАВ:
-воспитательная работа с детьми направлена на повышение культурного
уровня,
-организация разумного использования досуга школьников,
-участие в работе кружков и факультативов, секций.
Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная
употреблению ПАВ деятельность.
Занятия, которые будут делать с удовольствием без всяких наркотиков.
Активный отдых на природе, занятия физической культурой
и спортом,
расширение своих знаний об окружающем мире — лучшее средство профилактики
наркомании.
Профилактическая работа включает в себя три компонента
1. Образовательный компонент
Специфический – знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит.
Цель – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
Неспецифический – знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе.
Цель – формирование развитой Я – концепции у подростка.
2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска.
Цель – психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.