Родительское собрание № 1 в 4 классе "Мой ребенок - четвероклассник"
Оценка 4.9

Родительское собрание № 1 в 4 классе "Мой ребенок - четвероклассник"

Оценка 4.9
docx
09.05.2021
Родительское собрание № 1 в 4 классе "Мой ребенок - четвероклассник"
Мой ребёнок четвероклассник.docx

 

Ковалева М.И.

 

 

Тема родительского собрания:

                             «Мой ребёнок – четвероклассник»

 

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.

Оскар Уайльд

 

Цель: осуществление преемственности в процессе обучения между начальным и средним звеном.

Задачи: выработать комплексный подход для решения проблемы преемственности;

Пробуждение желания оказать учащихся помощь.

 

Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

 

 В это время заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.   Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.   Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.  

 

Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.  

Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.   Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.  

 

Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.   Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.  

 

Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.  

 

Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками.  

 

Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение.   Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.  

 

Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.

 

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

 

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

 

Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

 

Какие же общие умения важны для успешности в 5 –м классе:

– слушать учителя;
– выделять главную мысль сообщения;
– связно пересказывать содержание текста;
– отвечать на вопросы к тексту;
– ставить вопросы к тексту;
– делать содержательные выводы на основе полученной информации;
– письменно выражать свою мысль;
– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
– адекватно оценивать результаты собственной работы.

 

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.

 

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

 

Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по окружающему миру.

-Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу?

-Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает?

-Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними?

-Отвечает ли на вопросы к тексту?

 

Детей необходимо учить работать с учебным текстом:

-учить выделять главную мысль;

-составлять план текста;

-запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д.

 

Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.

 

Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.

В четвёртом классе у ребёнка окончательно закрепляется мотивация к школе.

 

Мотивация к школе бывает:

 

Негативная. Ребёнку  не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психологических процессов нет успешной обучаемости.

 

Формальная. Ребёнку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т.п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

 

Содержательная. Ребёнок  любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

 

Дети четвёртых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением,

и внутренне – своими психическими процессами и чувствами.

 

У четвероклассников уже встречаются самооценки различных типов:

-адекватные;

-завышенные;

-заниженные.

 

Произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психологическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами).

 

Рекомендация:

-Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать.

 

-Если он себя недооценивает, просто за что–нибудь похвалите его. Так он научится адекватно себя оценивать.


 

Ковалева М.И. Тема родительского собрания: «Мой ребёнок – четвероклассник»

Ковалева М.И. Тема родительского собрания: «Мой ребёнок – четвероклассник»

Дети одного пола могут рассматриваться как соперники

Дети одного пола могут рассматриваться как соперники

Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся

Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2021