Родительское собрание
«Трудности адаптации первоклассников к школе»
Задачи собрания:
1) познакомить родителей с особенностями адаптации детей к школе в первый год обучения;
2) предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.
Форма работы: родительский психолого-педагогический консилиум.
Подготовка. Накануне собрания родителям предлагается передать классному руководителю записки с вопросами, появившимися у них за время обучения ребёнка в первом классе. С первоклассниками проводится рисуночный тест «Я в школе». Оформляется выставка рисунков. Рисунки подписываются с обратной стороны.
Ход собрания.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Учёба в первом классе – это сложный и ответственный период: от того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Наша задача – разобраться, что сейчас происходит с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать им.
Классный руководитель проводит анализ учебной деятельности первоклассников и предлагает взглянуть на детей и их проблемы глазами психолога и школьного врача.
2. Выступление школьного врача «Физиологические условия адаптации ребёнка к школе»
Школьный врач знакомит родителей с проблемами в здоровье ребёнка, которые могут быть связаны с изменением статуса ребёнка. Врач обращает внимание родителей на:
v изменение режима дня ребёнка и увеличение физической нагрузки;
v необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, создание условий для двигательной активности;
v предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировку мелких мышц рук;
v организацию правильного питания и введение в рацион ребёнка витамин;
v воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка как главных качеств сохранения собственного здоровья.
3. Выступление психолога «Психологические условия адаптации ребёнка к школе».
Школьный психолог знакомит родителей с возрастными особенностями первоклассников и с тем, какие проблемы могут возникнуть у них в период адаптации к новым условиям обучения.
Родителям предлагается посетить выставку рисунков «Я в школе» и угадать рисунок своего ребёнка. Далее психолог даёт рекомендации по адаптации ребёнка к школе.
Рекомендации психолога.
v Создать для ребёнка в семье благоприятный психологический климат.
v Проявлять интерес к школе, классу, к каждому прожитому школьному дню, неформально общаться с ребёнком после учебного дня.
v Учитывать темперамент ребёнка.
v Поощрять ребёнка за успехи в учёбе, морально стимулировать достижения, исключить критику в адрес ребёнка.
v Развивать навыки самоконтроля, самооценки и самостоятельности ребёнка.
4. Родительский практикум.
Решение педагогических ситуаций. Проводится анализ ситуаций из жизни класса. Родители обсуждают ситуации в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую нужно решить таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и она не вызывала у него негативных эмоций.
Ситуация 1. Ваш ребёнок постоянно что-то забывает, поэтому получает замечания от учителя.
Ситуация 2. Вы многократно повторяете своему ребёнку: «Делай уроки!» Ребёнок не реагирует.
Ситуация 3. Ваш ребёнок дерётся с другими детьми, и в школе на него постоянно жалуются.
5. Знакомство с книжной выставкой.
На выставке представлены книги и журналы по проблеме собрания. Родителям предлагается познакомиться с выставкой, каждому выбрать понравившуюся книгу или журнал. Затем родители знакомят присутствующих с содержанием книги, включая информацию о названии, авторе и делая акцент на том, чем понравилась книга.
6. Итог собрания.
Классный руководитель проводит рефлексию собрания, организует индивидуальное собеседование с родителями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.