Родительское собрание
«Формула любви своему ребёнку»
- Добрый день, дорогие друзья! Мы очень рады нашей встрече. Хотелось бы начать наше р/с с притчи: в древней Руси жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого царя, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, царь спросил у главы семьи: «Как удается Вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?» В ответ он услышал лишь одно слово: «Как Вы думаете, какое? (терпение)
- Поэтому не случайно эпиграфом к нашему родительскому собранию являются слова Семена Соловейчика.
- Итак, тема собрания «Формула любви к своему ребенку».
- Какими бы не были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос: «Любите ли вы своего ребенка?» А как мы любим и тем более – умеем ли мы любить, над этим многие не задумываются.
- Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви. ( Все это будет в виде дома).
Прежде чем мы начнем работу, мне хотелось с вами обсудить правила работы.
Мы предлагаем следующие правила:
1. Каждый имеет право высказаться по теме собрания и быть услышанным.
2. У нас нет зрителей, работают все.
3. Мы хорошие друзья и воспитанные люди, умеем хранить свои и чужие секреты.
4. Мы доверяем друг другу.
Если правила принимаются, то давайте начнем работать.
Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни человека, о семье, о родительской любви.
А сейчас самое время остановиться и поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании ребенка, а где вы ошибаетесь.
1 кирпич – любовь, 2 кирпич – забота.
Что значит любить ребенка и заботиться о нем? Это значит, любить его просто по тому, что он есть, ведь, когда он родился, родители от него ничего не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый. А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется - это верно. Но бывает настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость. Давайте сейчас проведем игру под названием «Ребенок – статуя» с тем, чтобы воочию убедиться, насколько в какой мере изменяется тон голоса и содержание слов, произносимых родителями. Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.
Сценка «Ребёнок – статуя».
(можно выбрать родителя, который грубо обращается со своим ребёнком, чтобы прочувствовать неправильность своего воспитания)
Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребёнка, мы ему предлагаем выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем просим встать поддерживающего за спиной «ребёнка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.
(Родители , получают записки с фразами, которые они будут произносить во время игры соответствующим тоном: Перестань глазеть! Закрой быстро свои уши! Отстань! Быстро рот закрой! Убери руки! Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! Нечего реветь!)
СП: Ты – маленькая девочка. Вы с мамой спешите в школу, вам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребёнок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда вы вприпрыжку идёте к автобусу. Мама берёт тебя за руку, и вы побежали.
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
ПРОСИМ РОДИТЕЛЕЙ ПРОИЗНОСИТЬ ГРОМКО ТЕ ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ ПРИНАДЛЕЖАТ ИМ
Родитель: Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань пялиться!
СП: И в этот момент, как только мама произносит подобную фразу, ребёнок может воспринять её буквально – он закрывает глаза, как приказала мама.
1 ШАРФИК – ГЛАЗА.
(«Ребёнку» - родителю закрывают глаза)
ПП: Вы дальше спешите в школу. Забегаете в автобус, и мама встречает там свою подругу, начинает с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
- Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
Родитель: Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!
2 ШАРФИК – ЗАВЯЗАТЬ УШИ.
(«Ребёнку» - родителю закрывают уши)
СП: Вы выходите из автобуса, распрощавшись с маминой подругой, и бежите по дороге. При этом мама постоянно поглядывает на часы, чтобы не опоздать.
ПП:- Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждёт, я ей пообещала принести ластик.
Родитель: Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!
3 ШАРФИК – РОТ.
(«Ребёнку» - родителю закрывают рот)
СП: Мама хватает ребёнка за руку, и они двигаются дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Мама бьёт её по рукам и говорит, какая она непослушная.
Родитель: Что у тебя за руки, что ты их всё время куда-то суёшь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!
4 ШАРФИК – РУКИ.
(«Ребёнку» - родителю завязывают впереди руки)
СП: Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Мама в ужасе кричит на неё.
Родитель: Ты где этому научилась? Это ещё что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
5 ШАРФИК – НОГИ.
(«Ребёнку» - родителю завязывают ноги)
СП: Мама смотрит на часы, нервничает, что они не успевают, и начинает подгонять ребёнка:
Родитель: Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки – ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся. Что ты как слепец идёшь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!
ПРОСИМ РОДИТЕЛЕЙ ПРОИЗНОСИТЬ ГРОМКО ТЕ ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ ПРИНАДЛЕЖАТ ИМ.
СП: Ребёнок начинает хныкать. Мама уже почти орёт на неё:
Родитель: Что ревёшь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня?
6 ШАРФИК – ЖИВОТ – ТУГО.
(«Ребёнку» - родителю туго завязывают живот)
СП:Мама продолжает пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет. Она недовольна всем, что делает дочь, забыв о том, что сама же всё ей завязала, да ещё хочет, чтобы у неё всё получалось, причём – обязательно хорошо.
Затем спрашиваем у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего – это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей всё запретили, да ещё и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребёнку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.
Затем мы развязываем по очереди то, о чём просит девочка. И, когда всё уже развязано, мы спрашиваем её, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чём она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?
Спрашиваем, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и всё время поддерживал.
Потом мы спрашиваем о мыслях и чувствах этого человека. Предлагаем поблагодарить его за оказанную помощь тому, кто её получил на протяжении всей сценки.
«Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребёнку, у которого даже такой поддержки нет?»
Мы благодарим «поддержку» и просим занять место в зале, а затем берём за руку того родителя, который исполнял роль ребёнка, и говорим: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребёнку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей. Что же делать? Как себя вести? Что предпринять?
Если
вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны
сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько
нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте,
будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его
обнимайте. Если это подросток, и он уже не дает себя обнять, то можно посидеть
рядом, подержав его за руку.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка
несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы
каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми
объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, — 12 раз
в день! И, между прочим — не только ребенку, но и взрослому.
Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет.
Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни
случилось.
Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему
организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться.
Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы,
отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Оказывается,
детям, да и вообще любому взрослому, необходимы объятия для того, чтобы
почувствовать свою нужность.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть
необходимости другому, — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее
удовлетворение — условие нормального развития ребенка. Эта потребность
удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, что он хороший.
Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях.
3 кирпич – внимание, 4 кирпич – ласка.
Семья это не большой коллектив и хорошо, когда в этой семье есть бабушки и дедушки, потому что на любом из них лежит двойной груз ответственности, и за 2, и за 3 поколение. Благодаря им, молодое поколение учиться ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность и значимость семьи.
У нас присутствуют представители 1 поколения.
«Какие Вы можете дать нам советы, чтобы мы смогли продолжить формулу любви к ребенку».
5 кирпич- мудрость, 6 кирпич – терпение, 7 кирпич - прощение.
Уважаемые бабушки и дедушки Вы заслуживаете, искренней любви и уважения, поэтому хочется сказать словами из песни. ( ….Дорогие мои старики дайте я вас сейчас расцелую, молодые мои старики, мы ещё, мы ещё повоюем…).
Мы продолжаем выводить формулу любви, и хотим сказать о людях, которые не бывают, безразличны к чужому горю, к детям, оставшимся без попечения родителей. Вы,наверное, поняли, что речь идет об опекунах, таких у нас в школе 5.
Мы хотим предоставить слово человеку замечательной души, способному творить добро, создавать чудо взаимопонимания, когда между двумя людьми, взрослым и маленьким, протягивается ниточка родства. Это – талант.
8 кирпич –сопереживание, 9– взаимопонимание.
И так мы с вами вывели формулу любви родителей к своему ребенку. Вот из чего состоит родительская любовь. (Зачитываем, у нас получился дом, ставим крышу).
Мы попытались этой формулой приблизиться к прекрасной цели – безусловной любви. Для каждого из вас мы приготовили памятки формулы любви к своему ребенку, которая была выведена американским психологом Россом Кэмпбеллом. Пусть они помогут вам в общении с вашими детьми. Полная или не полная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет- это все на втором плане. Главное- что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой - приспособить к жизни в обществе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.