Обще садовское родительское собрание
«Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного развития детей».
2020 год
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами. Я начну собрание со слов педагога Д.В.Менджерицкой: «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».
И тема нашего собрания звучит так: «Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного развития детей». И эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на интеллектуальное развитие наших детей. Это очень важная тема, так как ведущей деятельностью ваших детей этого возраста является игра.
При подготовке к нашему собранию, вы уважаемые родители приняли участие в анкетировании в рамках сотрудничества детского сада и семьи в области развития игровой деятельности детей (Высказывания педагога - психолога по анализу анкет.)
Предлагаю Вам ответить на вопрос.
Вопросы:
1. В какую игру
играли недавно с ребенком?
2. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
(Ответы родителей)
«Роль игры в воспитании и развитии ребёнка»
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте,
деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных
сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их
здоровья и правильного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости
и любознательности. В игре ребёнок органично развивается, учится
взаимоотношениям между людьми и т.д. В процессе игры развиваются духовные и
физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение,
дисциплинированность и т.д. Интересные игры создают бодрое, радостное
настроение, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Игры
существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, музыкальные, творческие,
познавательные, театрализованные.
Одни развивают мышление и кругозор, другие —
ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему
полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу,
заботиться о товарищах.
Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего
настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного
мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с
хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом. Лучше
ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Игра –
важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными
видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей,
сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Игра обладает прекрасным психотерапевтическим
эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и
непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.
Игра – наиболее естественный и продуктивный
способ обучения детей!
Задачей взрослых является помочь ребёнку
организовать игру, сделать её увлекательной.
(слайд) Ведь в игре
ребенок учиться:
1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.
2. Переживать жизненные ситуации других людей
как свои собственные.
3. Уважать себя и верить в себя.
4. Надеяться на собственные силы при
столкновении с проблемами.
5. Свободно выражать свои чувства.
6. Говорить с самим собой, интуитивно познавать
себя.
7. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и
беспокойство.
8. Делать выбор.
«А у нас, в детском саду, мы играем»
(презентация)
1. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей (выставка дидактических игр для родителей)
2. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными
материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода,
подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками.
4. Сюжетно-ролевые игры
– игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности
взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин. Сюжетные
игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу,
творчество, наблюдательность.
Вопрос для обсуждения:
На ваш взгляд любая игрушка, должна быть какой? (Ответы родителей)
Обобщение (педагог – психолог):
1. Эстетичной.
2. Безопасной (в плане краски, качества
материала).
3. Развивать.
4. Развлекать ребенка.
Виды игрушек.
1. Игрушки отображающие реальную жизнь - куклы,
фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.
2. Технические игрушки - различные виды
транспорта, различные виды конструктора.
3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей,
животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий
петушок.
4. Спортивно - моторные игрушки: мячи, кегли,
кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.
5. Дидактические игрушки - разноцветные
вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.
6. Музыкальные игрушки - погремушки,
колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др.
музыкальные инструменты.
7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо,
пальчиковый театр, настольный театр.
8. Игрушки для развития творческой фантазии и
самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного
труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.
- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)
- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка
брать на себя роль.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.
А сейчас уважаемые
родители, предлагаю вам поиграть
Упражнение «Я начну, а вы
продолжите»
- «Игра – это…»
Игра – это (весело, интересно, увлекательно …).
Игра «Четвёртый лишний».
Игра на развитие логического мышления.
1. Береза, ель, клен, тополь. (Ель — хвойное
дерево)
2. Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш
растет в лесу)
3. Гнездо, муравейник, скворечник, нора.
(Скворечник сделан человеком)
4. Крокодил, жираф, слон, олень, зебра.
(Крокодил живет в воде и на суше)
Игры
на кухне
- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно
женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять
себя ребёнок, используя следующие материалы?
(на экране появляются предметы, в презентации)
1. «Скорлупа
от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок
легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это
фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
2. «Тесто»
Лепите все, что захочется. Пусть ребенок вылепит
из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое
тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.
3. «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги
причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Насыпьте в миску макароны
разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите ребёнку их
рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта
было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок,
получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.
4. «Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать
фасоль из манки.
5. «Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.
Сортировать: горох, фасоль
6. «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие
игрушки. Пусть найдёт.
7. «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки.
Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
9. «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды
различной высоты.
10. «Венчик для взбивания»
Налить в миску воды, немного шампуня и поставить
в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную
пену.
- Мы
сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.
Советы
родителям.
1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не
любое поведение.
3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие
отношения со сверстниками.
4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.
Игра с ребёнком научит
нас:
• Говорить с ребёнком на его языке;
• Преодолевать чувство превосходства над
ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
• Оживлять в себе детские черты:
непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
• Открывать для себя способ обучения через
подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
• Любить детей такими, какие они есть!
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же
будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный
источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия
ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании в рамках развития сотрудничества детского сада и семьи в области развития игровой деятельности детей.
1. Что наиболее важно, по Вашему мнению, для развития вашего ребёнка? (подчеркните нужное)
а) спорт
б) рисование
в) чтение книг
г) общение, игры
д) другое_______________________________________________
2. Какие игры предпочитает Ваш ребёнок? Какие игрушки для него наиболее интересны?_____________________________________
_______________________________________________________
3. Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребёнка?
а) из игр детского сада
б) телевидения и компьютерных игр
в) другое
4. Чем преимущественно занимается Ваш ребёнок в свободное время?
а) играет
б) ходит за вами следом
в) гуляет на улице
г) другое_______________________________________________
5. Какая любимая игра у Вашего ребёнка?______________________
_______________________________________________________
6. Сколько времени проводит Ваш ребёнок за компьютером и телевизором в день?______________________________________
7. Предлагаете ли вы своему ребёнку игры своего детства? Какие?_________________________________________________
8. Играете ли вместе с ним?
а) да
б) нет
Благодарим за участие в анкетировании!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.