МКОУ «СОШ №13»
Родительское собрание в старшей группе
Тема: Как повысить самооценку ребенка.
Подготовила: педагог-психолог, Абидова Н.Н.
Цели: формирование у родителей способов поведения, способствующих выработке адекватной самооценки у ребенка.
Задачи: дать родителям представление о понятии самооценка; познакомить родителей с результатами исследования самооценки детей в классе; познакомить со способами формирования адекватной самооценки.
Форма проведения: семинар-практикум.
Принцип проведения: сотрудничество.
Ход собрания
I. Подготовительный этап
Провести диагностику уровня самооценки учащихся класса (приложение 1).
Подготовить листы формата АЗ для работы в парах.
Написать тему собрания на доске.
Выписать на доску виды самооценки личности.
II. Организационный этап
Родители садятся за парты. Формируются пары для работы на собрании.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада сегодня всех вас видеть. И для начала я бы хотела с вами познакомиться.
1. Упражнение "Эпитет на первую букву имени"
Цель: знакомство, снятие напряжения
Каждый участник называет свое имя и называет на первую букву имени эпитет, обозначающий какое-то качество ему присущее.
Что вы почувствовали? Всем было хорошо?
Ведущий: Сегодня мы поговорим о самооценки и о том, как важно ее формирование у детей.
IV. Знакомство родителей с результатами исследования самооценки детей
Классный руководитель. По результатам тестирования получилось, что в классе наблюдается следующее соотношение уровней самооценки (демонстрирует таблицу).
Неадекватно низкий ...% |
Низкий ...% |
Ниже среднего ...% |
Средний ...% |
Выше среднего ...% |
Высокий ... % |
Неадекватно высокий ...% |
Оптимальными уровнями самооценки считаются выше среднего и высокий. Они обеспечивают нормальную социализацию ребенка в коллективе, обществе и возможности для дальнейшего гармоничного развития. Если ребенок имеет самооценку ниже среднего и низкую, необходимо помочь ему найти возможности для самореализации и скорректировать самооценку.
2. Что такое самооценка?
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [15, стр. 125]
Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – " Я ". Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое " Я ". На основе представлений ребенка о своем "Я" начинает формироваться самооценка. [10, стр. 56]
В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. [3, стр. 297] Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания. Постепенно изменяет предмет самооценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. [10, стр. 56] Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. Например, на вопрос "Какая ты: хорошая или плохая?" они обычно отвечают так: Я не знаю… Я тоже слушаюсь". Ребенок же младшего возраста на этот вопрос ответит: "Я самый хороший".[5, стр. 297]
Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное "Я", свое место среди людей.
Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.[13, стр.79] Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. [17, стр. 13]
Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.
Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки:
· Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.;
· вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей;
· неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников;
· угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в "ежовых рукавицах" и т.п.;
· чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.
Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своего потенциала, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка. [15,стр.134]
3. Упражнение "Коридор"
Цель: формирование у членов группы установки понимания своего ребенка, переживание как положительных, так и отрицательных эмоций.
Участники выстраиваются в коридор, друг напротив друга. Одной колонне раздаются карточки с фразами негативного характера ("Ты совсем тупой", "Ты меня позоришь") другой - фразы позитивного характера ("Я тебя люблю", "Самый лучший ребенок") Выбирается участник, который в роли ребенка проходит через этот коридор и слушает сначала одну колонну, потом другую.с
Классный руководитель. Существуют следующие правила повышения самооценки.
Правило 1. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.
Правило 2. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие, по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение, как наивысшие достижения и победы других.
Правило 3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Допустим, ваш ребенок полез на высокий забор, утыканный гвоздями. Для того чтобы не разрушить положительную самооценку, можно сказать примерно следующее: «Лезть на такой забор опасно. Ты мог упасть и разбиться. Не делай больше этого». Разрушительное для самооценки высказывание звучит так: «Куда ты полез? У тебя, что, головы на плечах нет?»
Правило 4. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.
Правило 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова «Я люблю тебя!» способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи так же могут давать ребенку основу для положительной самооценки, как и полные. Конечно, при условии, что взаимоотношения с ребенком прочные и любящие.
5. Ведущий: А теперь давайте вместе попробуем придумать какими способами родители могут помочь сформировать адекватную самооценку у ребенка. А для этого разделимся на группы
Инструкция. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале у вас? Разобраться в этом поможет следующее задание, которое выполняется в 2 этапа.
Этап 1
1. Разделите лист бумаги на 4 равные части, обозначьте каждую римскими цифрами I, II, III, IV.
2. Даны 4 набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их - каждый решает сам.
3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств - и так до конца. В итоге вы должны получить 4 набора идеальных качеств. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми, приводим их толкование.
I. Межличностные отношения, общение
1. Вежливость - соблюдение правил приличия, учтивость.
2. Заботливость - действия, направленные на заботу о людях.
3. Искренность - выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
4. Коллективизм - способность поддерживать общее дело, общие интересы.
5. Отзывчивость - готовность отозваться на чужие нужды.
6. Радушие - сердечное, ласковое отношение, гостеприимство, готовность чем-нибудь услужить.
II. Поведение
1. Активность - интерес к окружающему миру и самому себе, желание действовать в интересах коллектива, энергичные поступки и действия.
2. Гордость - чувство собственного достоинства.
3. Добродушие - мягкость характера, расположение к людям.
4. Порядочность - честность, неспособность совершать подлые поступки.
5. Смелость - способность решительно действовать, не взирая на страх.
6. Твердость - умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость.
7. Уверенность - вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
III. Деятельность
1. Вдумчивость - глубокое проникновение в суть дела.
2. Деловитость - знание дела, предприимчивость, толковость.
3. Мастерство - высокое искусство в какой-либо области.
4. Понятливость - умение понять смысл, сообразительность.
5. Скорость - стремительность поступков и быстрота действий.
6. Собранность - сосредоточенность, подтянутость.
7. Точность - умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
8. Трудолюбие - любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
9. Увлеченность - умение целиком отдаваться какому-либо делу.
10. Усидчивость - усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
11. Аккуратность - соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
РЕФЛЕКСИЯ
· Какому было легко работать в группе?
· Все ли высказались?
· Ваши три действия, которые вы сделаете, когда придете домой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.