Родительское собрание на тему "Причины и последствия детской агрессивности"
Оценка 4.6

Родительское собрание на тему "Причины и последствия детской агрессивности"

Оценка 4.6
doc
18.02.2020
Родительское собрание на тему "Причины и последствия детской агрессивности"
Причины и последствия детской агрессивности.doc

Родительское собрание на тему: «Причины и последствия детской агрессивности»

Подготовила и провела Гилунова С.В.

Задачи:

1.     обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка;

2.     способствовать формированию у родителей культуры понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.

Форма проведения: беседа.

Вопросы для обсуждения:

1.     причины детской агрессии;

2.     родительская власть, её виды и пути влияния на ребенка;

3.     пути преодоления детской агрессивности.

Подготовительная работа:

1.     проведение классного часа «10 моих «Я»»;

2.     анкетирование;

3.     подготовка памятки для родителей, выставки рисунков «Мои чувства»;

4.     проведение исследования психологической службы по проблеме детской агрессивности.

Ход собрания

I. Вступительное слово.

Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров и т.д.

Возраст проявления агрессии явно помолодел, т.к. агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

II. Анализ исследований психологической службы.

Латинское слово "агрессия" означает "нападение", "приступ". В психологическом словаре приводится следующее определение: Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивные действия выступают в качестве:

  • Средства достижения какой-либо значимой цели;
  • Способа психологической разрядки;
  • Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Агрессивные проявления подразделяются на:

1.     Физическую агрессию(использование физической силы против другого человека или объекта);

2.     Вербальную агрессию(выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань));

3.     Аутоагрессию (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений).

Агрессивные реакции могут быть:

  • Прямыми (непосредственно направленные против какого-либо объекта или человека);
  • Косвенными (действия, которые окольным путём направлены на другого человека (сплетни, шутки, действия исподтишка, обзывания и т.п.)).
  • Инструментальная (является следствием достижения какой-либо нейтральной цели);
  • Враждебная (выражается в действиях, целью которых является причинение вреда).
  • Анализ возрастных особенностей проявления агрессивности свидетельствует о том, что для детей младшего школьного возраста в большей степени присуща физическая инструментальная агрессия (забрать игрушку или какой-либо предмет, защита от таких действий со стороны сверстников), по мере взросления всё сильнее проявляется вербальная агрессия, причём в враждебной форме.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка:

  • Наследственно-характерологические факторы:

1.     наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;

2.     психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;

3.     наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.

  • Органические факторы

1.     травмы головного мозга,

2.     особенности нервной системы,

3.     ММД и т. п.

  • Социально-бытовые:

1.     неблагоприятные условия воспитания;

2.     неадекватно-жестокий родительский контроль;

3.     враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;

4.     конфликт между супругами.

  • Ситуационные:

1.     реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;

2.     чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;

3.     введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);

4.     новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;

5.     нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.

Агрессия может принимать самые различные формы и иметь разнообразие причин, поэтому очень важно увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребёнка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте ребёнка.

Диагностика агрессивного поведения у детей

Анкета для родителей: «Критерии агрессивного ребенка»

1.     Временам кажется, что в него вселился злой дух.

2.     Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.

3.     Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4.     Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5.     Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6.     Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7.     Он не прочь подразнить животных.

8.     Переспорить его трудно.

9.     Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на- оборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередко приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Критерии оценки: Высокая агрессивность – 15-20 баллов, Средняя агрессивность – 7-14 баллов, Низкая агрессивность – 1- 6 баллов.

Задача родителей при общение с детьми, склонными к агрессивности, состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей.

  • Очень полезно параллельно постараться выяснить причины агрессивного поведения ребёнка (ответьте на вопросы: Что стоит за его агрессивностью? Почему он себя так ведёт? Часто ли он поступает аналогичным образом? Думает ли он, что именно так должен вести себя человек в подобной ситуации? Расстроен ли он последствиями агрессивного поведения?).
  • Общие беседы о необходимости «хорошо себя вести» оказывают лишь кратковременный эффект, не помогая ребёнку справиться с агрессивными реакциями. При проявлении агрессивного поведения можно попробовать предпринять следующее:
  • Агрессия – это естественный процесс, сопровождающийся выбросом большого количества энергии. Следовательно, наша задача состоит в том, чтобы направить эту энергию в другое русло. Отвлеките ребёнка, дайте ему возможность проявить себя в других полезных видах деятельности.
  • Если агрессивные реакции уже принесли кому-то из детей вред, необходимо сразу отреагировать. При этом необходимо максимально быстро разобраться в ситуации, выяснив причину такого поведения ребёнка и его чувства в этот момент.
  • Попробуйте спокойным тоном «с амортизировать» ситуацию: «Я вижу, что ты сейчас сердишься. В таком эмоциональном состоянии мы не сможем с тобой ничего решить и разобраться в ситуации, поэтому я предлагаю тебе успокоиться». Обсуждается только данный поступок ребёнка, порицание не должно распространяться на прошлые проступки ребёнка и на его личность.
  • Агрессивные дети имеют, как правило, низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Считается, что если «агрессор» сможет посочувствовать «жертве», то его агрессивная реакция в следующий раз будет слабее.
  • Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости и вины за агрессивное поведение, развивайте чувство сочувствия к другим.
  • Попробуйте проиграть похожую ситуацию с детьми, обсудить её, например, с помощью каких-либо сказочных персонажей.
  • Пусть ребята выскажут своё отношение к конфликту и найдут пути выхода из него, посмотрят на себя со стороны.
  • Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их собственных эмоциональных состояний.
  • Используйте чувство юмора, стратегию на стимуляцию удивления через неожиданность, новизну действий и высказываний с целью переключения ребёнка – агрессора на другое состояние.
  • Вводите стратегию на установление телесного контакта (прикосновения, рукопожатия, поглаживания и т. п.).
  • Реагируя на вербальную агрессию (ругательства, ненормативная лексика, оскорбления и т. п.) обратите особое внимание на свой тон, эмоциональную окраску высказываний.
  • Не применяйте угроз, паники, каких-то запретов.
  • Говорите детям правду: ругань – это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова.
  • Дайте ребёнку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни: «… Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить тебе сказанное. Зачем наживать врагов?...».
  • Высказывайте своё уважение человеку, который, воздержавшись от гнева и оскорбительных высказываний, проявил свою силу и зрелость.

III. Анализ анкетирования (классный руководитель).

Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых.

Использованы в работе с детьми: анкета и тест.

Анкета «Незаконченные предложения»:

1.     Чаще всего я радуюсь, когда …

2.     Чаще всего я смеюсь, когда …

3.     Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …

4.     Чаще всего я плачу, когда …

5.     Чаще всего я злюсь, когда …

6.     Чаще всего я обижаюсь, когда …

7.     Мне плохо, когда меня …

Тест «Какой Я?»:

Инструкция: перед Вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишете те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к Вам. Их должно быть не более пяти.

  • Я – добрый
  • Я – злой
  • Я – нетерпеливый
  • Я – упрямый
  • Я – безразличный
  • Я – хороший друг
  • Я – умный
  • Я – помощник
  • Я – обидчивый
  • Я – терпеливый

Вручение памяток родителям по предупреждению детской агрессивности.

Используемая литература:

1.     Воскобойников В.М. «Как определить способности ребенка».

2.     Бреслав Г.Э. «Особенности детской агрессивности».

3.     Дубровина И.В. «Мы живем среди людей».

4.     Коляда М.Г. «Шпоргалка для родителей».

5.     Шебанова В.И. «Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и младших школьников».


Родительское собрание на тему: «Причины и последствия детской агрессивности»

Родительское собрание на тему: «Причины и последствия детской агрессивности»

II. Анализ исследований психологической службы

II. Анализ исследований психологической службы

Органические факторы 1. травмы головного мозга, 2

Органические факторы 1. травмы головного мозга, 2

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

Попробуйте спокойным тоном «с амортизировать» ситуацию: «Я вижу, что ты сейчас сердишься

Попробуйте спокойным тоном «с амортизировать» ситуацию: «Я вижу, что ты сейчас сердишься

Анкета «Незаконченные предложения»: 1

Анкета «Незаконченные предложения»: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020