Задачи:
1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка;
2. способствовать формированию у родителей культуры понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.
Форма проведения: беседа.
Вопросы для обсуждения:
1. причины детской агрессии;
2. родительская власть, её виды и пути влияния на ребенка;
3. пути преодоления детской агрессивности.
Подготовительная работа:
1. проведение классного часа «10 моих «Я»»;
2. анкетирование;
3. подготовка памятки для родителей, выставки рисунков «Мои чувства»;
4. проведение исследования психологической службы по проблеме детской агрессивности.
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров и т.д.
Возраст проявления агрессии явно помолодел, т.к. агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
Латинское слово "агрессия" означает "нападение", "приступ". В психологическом словаре приводится следующее определение: Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивные действия выступают в качестве:
Агрессивные проявления подразделяются на:
1. Физическую агрессию(использование физической силы против другого человека или объекта);
2. Вербальную агрессию(выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань));
3. Аутоагрессию (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений).
Агрессивные реакции могут быть:
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка:
1. наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
2. психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;
3. наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.
1. травмы головного мозга,
2. особенности нервной системы,
3. ММД и т. п.
1. неблагоприятные условия воспитания;
2. неадекватно-жестокий родительский контроль;
3. враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
4. конфликт между супругами.
1. реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;
2. чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
3. введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);
4. новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
5. нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.
Агрессия может принимать самые различные формы и иметь разнообразие причин, поэтому очень важно увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребёнка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте ребёнка.
Диагностика агрессивного поведения у детей
Анкета для родителей: «Критерии агрессивного ребенка»
1. Временам кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на- оборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередко приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: Высокая агрессивность – 15-20 баллов, Средняя агрессивность – 7-14 баллов, Низкая агрессивность – 1- 6 баллов.
Задача родителей при общение с детьми, склонными к агрессивности, состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей.
Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых.
Использованы в работе с детьми: анкета и тест.
Анкета «Незаконченные предложения»:
1. Чаще всего я радуюсь, когда …
2. Чаще всего я смеюсь, когда …
3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …
4. Чаще всего я плачу, когда …
5. Чаще всего я злюсь, когда …
6. Чаще всего я обижаюсь, когда …
7. Мне плохо, когда меня …
Тест «Какой Я?»:
Инструкция: перед Вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишете те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к Вам. Их должно быть не более пяти.
Вручение памяток родителям по предупреждению детской агрессивности.
Используемая литература:
1. Воскобойников В.М. «Как определить способности ребенка».
2. Бреслав Г.Э. «Особенности детской агрессивности».
3. Дубровина И.В. «Мы живем среди людей».
4. Коляда М.Г. «Шпоргалка для родителей».
5. Шебанова В.И. «Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и младших школьников».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.