Родительское собрание на тему:
«Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения»
Подготовила:
учитель начальных классов
Тимкова Ольга Николаевна
Цель: Способствовать формированию у родителей и через родителей у детей потребности в здоровом образе жизни.
1. Мотивация деятельности
- Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады встрече с вами.
Сейчас я вам предлагаю: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки.
- Давайте поиграем в детскую игру - кричалку. Если вы согласны с высказыванием, то необходимо крикнуть «да», в противном случае –«нет».
Крикните громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
- Я рада, что вы все начали улыбаться, значит у нас царит добрая атмосфера. Пусть вся наша встреча будет такой теплой и доброй!
2.Создание проблемной ситуации.
- Ответьте на вопрос: «Что такое здоровый человек?». Для обсуждения предложенной проблемы вам необходимо объединиться в группы и продолжить фразы, инициирующие мышление :
• Мне кажется, здесь главное…
• Я с этой проблемой встретился, когда…
• Меня смущает в этом вопросе…
• Я раньше думал, что…
• Я считаю, что…
• Я уверен, что…
• Мне не понятно…
• Я не согласен с тем, что…
• Меня этот вопрос волнует, так как…
• Меня эта тема не интересует, так как…
(фразы заготовлены на карточках)
3. Основная часть. Беседа.
- Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе.
Большую роль играет в решении этой проблемы семья.У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.
Здоровье
человека – актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание
нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему
здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов –
медиков, 75% всех болезней человека заложено именно в детские годы.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей,
приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За
период обучения в школе здоровых детей уменьшается в 4 раза.
Здоровье – бесценное
достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах,
расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого
здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные
задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и
здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь
долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его
надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Поэтому роль и значение
семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям
необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание
своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился
этому искусству, но для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило
«Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе
его некуда будет вести!»
Готовность к здоровому
образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет и
прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Важным
является личный пример родителей, когда ребенок каждый день наблюдает, как
родители занимаются спортом, правильно питаются, соблюдают режим дня, не имеют
вредных привычек, уважительно относятся друг к другу, ребенок начинает поступать
так же. Ведь пример родителей для него самый главный. Очень важна совместная
деятельность ребенка и родителей, активный отдых, например, семейное катание на
лыжах, коньках, велосипедах, совместные прогулки на свежем воздухе, подвижные
игры. При этом необходимо хвалить ребенка за его тягу к спорту, за его успехи.
Важно рассказывать ребенку о плюсах ЗОЖ и о том, как можно с помощью ЗОЖ
улучшить свое самочувствие, воспитать с помощью спорта силу воли, тем самым
создавая у ребенка стимул для совершенствования. Важно, чтобы родители
беседовали с ребенком о вредных привычках, рассказывали об их пагубном
воздействии на здоровье, учили умению отказываться и противостоять.
Я думаю, каждый родитель
должен знать следующие принципы:
· Здоровый ребенок – спортивный ребенок.
· Здоровый ребенок – успешный ребенок.
· Здоровый ребенок – творческий ребенок.
· Здоровый ребенок – активный ребенок.
А сейчас
оторвемся на немного от реальности. Представим. Тихая полноводная река, в ней
купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад.
Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем
потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу,
протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы
быть там, где спокойное течение, и учить их плавать. Если перенести данную
метафору в область здоровья, то река – это жизнь, и наша общая задача – научить
каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе
стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.
Здоровье человека
закладывается в детстве и, согласно данным науки, оно обуславливается на 50% –
образом жизни, на
20% – наследственностью,
на 20% – состоянием окружающей среды и примерно на 10% – возможностями медицины
и здравоохранения.
В книге «Афоризмы
житейской мудрости» немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) писал:
«Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится
источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не
могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души,
темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено
основания, что мы прежде спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг
другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».
Результаты массовых
обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют
определить наиболее распространенные среди детей болезни:
На первом
месте стоят простудные заболевания: это ОРВИ, хронические тонзиллиты,
бронхиты, трахеиты, пневмонии. На втором
месте стоят инфекционные болезни. Среди них более распространен
грипп. На третьем месте – заболевания органов пищеварения. На
четвертом – травмы. За последние 10 лет увеличилось количество заболеваний аллергией почти
в 2 раза. Очень много детей с избыточным весом, нарушением осанки, неврозами,
нарушениями зрения. Все более широкое распространение получают
сердечно-сосудистые заболевания.
В определенной степени
уровень здоровья подрастающего поколения характеризует анализ состояния
здоровья юношей, подлежащих призыву на военную службу. Почти каждый третий
освобождается от армии по состоянию здоровья. И те, кто призывается: 6% – имеют
судимость, 8% – состояли на учете в милиции, 12% – хронические алкоголики, 8% –
наркоманы. Наблюдается рост числа подростков, состоящих на учете по поводу
заболеваний (за последние 10 лет): сифилисом – на 31% , гонореи – на 18%,
туберкулеза – на 37%, наркомании и токсикомании – в 7 раз.
Неблагополучное
состояние здоровья детей дошкольного возраста и школьников, наблюдающееся в
последние десятилетия в Российской Федерации, вызывает серьезные опасения
специалистов, поскольку здоровье подрастающего поколения является национальной
безопасностью нашей страны. Ухудшение здоровья детей связано не только с
проблемами экономики, экологии, но и отсутствием должного воспитания.
К факторам риска,
ухудшающим здоровье детей и подростков, относятся: вредные привычки (курение,
употребление наркотиков и алкоголя); некачественное, нерегулярное и
несбалансированное питание; неупорядоченный режим дня; учебная перегрузка;
малоподвижный образ жизни (гиподинамия); нерациональное чередование разных
видов деятельности (учебной, игровой и трудовой) в режиме дня; несоблюдение
правил гигиены; нерегулярное пребывание на воздухе; дефицит ночного сна;
злоупотребление просмотром телепередач; долговременное сидение за компьютером.
В результате упомянутых выше причин здоровье современных школьников находится
не на должном уровне.
В большинстве семей родители
больше уделяют внимание тому, чтобы одеть ребенка не хуже других, получше
накормить, выучить. И все это, безусловно, правильно. Но как мы часто забываем,
что ребенку еще надо дать здоровье. От того, будет он больным или здоровым,
будет зависеть его дальнейшая взрослая жизнь: выбор профессии, работа, создание
семьи. И согласитесь, это действительно так. Для родителей дети – главная
ценность. Научить их ЗОЖ, воспитать у них ответственное отношение к своему
здоровью в этом, я думаю, должны быть заинтересованы прежде всего родители.
Конечно, вы можете
спросить: а с чего начинать, как им, детям, прививать этот ЗОЖ? Ну в первую
очередь научите правилам личной гигиены (чистить зубы, мыть руки, перед сном
принимать водные процедуры, следить за волосами); содержать в чистоте и
аккуратности одежду; научите правилам рационального питания; вместе с ребенком
делайте утреннюю гимнастику; приучайте его к домашнему труду (мытье посуды,
уборка квартиры, уход за домашними животными); разъясните правила профилактики
заболеваний; важность соблюдения режима дня; научите детей оказывать простейшую
помощь при травмах; правильно вести себя в природе; привейте им навыки
культурного поведения.
Я бы и дальше могла
продолжать этот список, но вы сейчас, наверное, подумали: да мы и сами все это
знаем. Знать-то знаем, а вот выполняем ли? Надо спокойно, ненавязчиво
разъяснять детям, приучать выполнять эти правила, контролировать и, конечно, во
всем подавать пример.
И еще один вопрос: а как
определить, что воспитание ЗОЖ идет правильно? Если ваш ребенок стал меньше
болеть, лучше учиться, меньше проявлять тревожности и агрессивности, наладил
отношения со сверстниками, друзьями, вам не грубит, проявляет активность,
работоспособность, у него хорошее самочувствие и настроение, значит, вы все
делаете правильно.
Заключение
4. Практическая часть. Игра «Закончи предложение».
5. Заключение
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения Машина любит смазку, а человек – ласку". " Для того, чтобы просто существовать, ребёнку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития - 12".
Основа счастья и духовного здоровья - Вера, Надежда, Любовь.
6. Рефлексия
- Давайте скажем фразу: «Мы вместе» шёпотом, для себя, чтоб услышали все присутствующие, чтобы услышала вся школа.
Мы вместе, а это значит мы – сила!
7. Итог.
- А закончить свое выступление я хочу коротенькой фразой: «Здоровье ваших детей – в ваших руках»!
Спасибо за участие в нашей работе. До скорых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.