Родительское собрание на тему: “Возрастные особенности младших школьников на разных этапах обучения”.
Цели:
Участники: классный руководитель, родители учащихся третьих классов, школьный психолог.
Подготовительная работа:
Вопросы, на которые предлагается ответить родителям:
Оформление, оборудование и инвентарь:
Ход собрания
Организационная часть.
При входе в класс каждый родитель берёт на столе в соответствии со своим желанием индивидуальный жетон, квадратик красного, зелёного, жёлтого или синего цвета, и занимает согласно избранному цвету место в одной из четырёх родительских групп.
Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет его тему и знакомит с порядком работы.
Избирается рабочая группа. В её состав входят пять-шесть родителей и школьный психолог.
Сообщение классного руководителя по теме «Возрастные особенности младшего школьника».
Ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста и веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека.
Каковы же анатомо-физиологические и психические особенности ребёнка семи-одиннадцати лет?
Ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста и веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека.
Каковы же анатомо-физиологические и психические особенности ребёнка семи-одиннадцати лет?
Костно-связочный аппарат ребёнка 7-11 лет отличается сравнительно большей, чем у взрослого, гибкостью и податливостью к различным воздействиям. В костях ребёнка имеется большое количество хрящевой ткани, процесс окостенения ещё не закончен. Только в возрасте 9-11 лет у детей заканчивается окостенение костей запястья, пясти и фаланги пальцев руки.
В силу этих особенностей при неправильной посадке учащегося во время работы, при использовании мебели, не соответствующей его росту, при физической нагрузке, превышающей возможности ребёнка, у него может возникнуть искривление позвоночника.
Для правильного протекания процесса окостенения ткани ребёнку необходимо обеспечить полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, привлекать его к посильному физическому труду.
Мышечная система развивается вместе с костной, они совместно участвуют в движении. Движение в свою очередь влияет на все важнейшие физиологические процессы – кровообращение, обмен веществ, а также и на развитие психики ребёнка.
При организации физических упражнений (спортивных занятий, физического труда) следует считаться с возрастными возможностями ребёнка. Чрезмерно большое мышечное напряжение вредно отражается на жизнедеятельности всего организма, недостаточная работа отдельных мышечных групп ведёт к нарушению условий нормального физического развития.
Большую роль в обеспечении жизненных функций организма имеют органы дыхания. Глубокое дыхание обеспечивается при хорошо развитой мускулатуре грудной клетки. Поэтому гимнастика, физический труд – необходимые условия для правильного развития ребёнка.
Особенности развития сердечно-сосудистой системы, её несовершенство, несоответствие в развитии сердца и сосудистой системы опять-таки требуют практиковать физический труд, подвижные игры на свежем воздухе.
Большого внимания родителей и воспитателей заслуживает нервная система. Она регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший отдел центральной нервной системы – головной мозг.
Большие полушария головного мозга, и особенно кора больших полушарий, являются основным аппаратом психической жизни человека, его сознания, мышления.
В коре головного мозга непрерывно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Возбуждение и торможением у детей очень легко распространяются по коре больших полушарий. Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста.
У каждого человека, в том числе и у каждого ребёнка, имеются индивидуальные различия в протекании процессов возбуждения и торможения (по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов). Вот почему мы говорим о необходимости индивидуального подхода к детям в учебной и воспитательной работе.
В процессе усвоения учебного материала у ребёнка обогащается и совершенствуется память. В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая, они лучше запоминают конкретный материал. Ребёнку самому трудно оценить, насколько хорошо он приготовил урок. Поэтому особое внимание надо уделять развитию логического мышления и памяти, способности критически относиться к своей работе.
Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны.
Мир чувств младшего школьника значительно богаче, чем дошкольника. Он особенно восприимчив к красоте окружающих его предметов, природы, человеческих отношений. Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьёй, классом, товарищем. Мышление ребёнка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.
Мозг ребёнка быстро утомляется. Утомление наступает вследствие начинающегося истощения – снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления организма – ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во время отдыха.
Тест-игра для родителей «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?».
ТЕСТ
Школьный психолог. Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые предрассудки взрослых в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель с помощью этого теста может проверить, насколько верны его представления об их психологических особенностях.
Предлагаем 20 утверждений психолога, на которые нужно ответить «да» (если вы согласны с этим утверждением) или «нет» (если придерживаетесь другого мнения).
Мнение психолога:
Работа в микрогруппах.
Школьный психолог. Ребёнок любого возраста любит ласковое, доброе к нему отношение, он любит, когда взрослые считаются с ним, с его мнением, уважают его личность и достоинство.
Кроме возрастных особенностей, педагогическая наука рекомендует учитывать в воспитании и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обусловливаются типом нервной системы. И.П.Павлов по тому, какова реакция организма на внешние раздражители, выделил четыре основных типа нервной системы: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.
Каждая микрогруппа родителей получает один из четырёх листов с описанием одного типа темперамента для коллективного изучения и ответа на вопрос: «Каковы правила общения с детьми этого типа темперамента?»
1-я группа – текст «Флегматик»;
2-я группа – текст «Сангвиник»;
3-я группа – текст «Холерик»;
4-я группа – текст «Меланхолик».
В течение пяти-десяти минут микрогруппа проводит коллективное чтение предложенного текста, вырабатывает групповой ответ на заданный вопрос, записывает его на специально отведённом месте, а затем передаёт лист другой группе родителей. Когда родительские группы напишут свои ответы на всех листах, эти листы передаются в рабочую группу под руководством психолога.
Тексты с описанием типов нервной системы:
Флегматик
Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, но медлителен и в работе, и в разговоре с другими людьми. Эмоционально возбудим слабо, но чувства глубокие, постоянные.
Воспитание ребёнка с данным типом нервной системы должно быть направлено на закрепление положительных черт его характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если же родители будут постоянно попрекать ребёнка за медлительность, он может замкнуться, начать проявлять равнодушие, а иногда и грубость.
В работе с детьми этого типа нервной системы надо иметь терпение и выдержку. Поощрять детей надо за проявление активности, быстроты в движениях.
Сангвиник
Сильный, уравновешенный, подвижный тип; характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребёнок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. При воспитании ребёнка этого типа нервной системы нужно поддерживать в нём такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребёнка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребёнок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.
Холерик
Сильный, но неуравновешенный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над торможением. Такой ученик не всегда умеет сдержать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки, напористы.
Воспитание такого ребёнка должно быть направлено на выработку выдержки, умения обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребёнка развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.
Меланхолик
Слабый тип нервной системы. Ребёнок с этим типом нервной системы быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуется поддержка его начинаний, подбадривание во время работы, поощрение добрым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взысканий. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.
Дети этого типа нервной системы больно реагируют на резкий, крикливый тон. Это может привести к полной заторможенности, тяжёлому состоянию угнетенности и подавленности.
Рабочая группа анализирует мнения микрогрупп, делает обобщающие выводы и готовит своё выступление.
Тест для родителей «Какой у вас психологический тип?»
Школьный психолог. В книге известного западного психолога Г.Юнга «Психологические типы» говорится об экстравертах («обращённых наружу») и интровертах («обращённых внутрь»). По мнению автора, есть два варианта приспособиться к окружающему миру. Один их них экспансия: постоянно общаться, расширять контакты, деловые связи, брать всё, что даёт жизнь. Таков экстраверт… Интроверты, наоборот, ограничивают свои контакты, замыкаются в себе, как бы прячась в скорлупу. Попытайтесь узнать, к какому типу вы относитесь, ответив «да» или «нет» на пункты предлагаемой вам анкеты.
Вы относитесь к экстравертам, если:
Вы относитесь к интровертам, если:
Вы относитесь к той группе, в которой у вас большее число ответов «да». Если оказалось, что признаков «экстраверта» и «интроверта» у вас поровну (допустим, 5 и 5, 6 и 6 и т.д.), то вы амбаверт – двойственная натура, для которой характерны и те и другие признаки. К этой группе, кстати, и относится большинство людей.
Школьный психолог. И наконец, цвет, которому вы сегодня отдали предпочтение, также может многое «рассказать» о вашем характере и эмоциональном складе.
КОММЕНТРАРИИ К ЦВЕТОВОМУ ТЕСТУ
Зелёный
Вы практичны. Самоуверенность, рассудительность, уравновешенность – это то, чего у вас не отнять. Вы добры, при внешней холодности вы обладаете горячим сердцем. Вы склонны к точным наукам. Одиночество вас не тяготит, потому что в любой момент вы можете наладить отношения с коллегами, соседями и т.п. – вы контактны. На работе вас ценят как хорошего специалиста, вы легко взбираетесь по служебной лестнице, но отсутствие честолюбия мешает вашей карьере.
Жёлтый
Цвет неоднозначен. Золотисто-жёлтый – цвет идеалистов, мечтателей, весёлых и непрактичных жизнелюбов. Уступчивы во всём, что не касается принципов. Никогда не унывают, легко справляются с безденежьем.
Густой жёлтый – цвет практицизма, умеренности и порядка во всём. Ваша уступчивость – способ приспособления. У вас всегда есть деньги и запасы всего. Больше всего в жизни вас беспокоит то, как и чем живёт ваш дом: муж и дети.
Охрово-жёлтый (ближе к коричневому). У вас есть что скрывать. Вы не просты, как кажетесь на первый взгляд. Характер у вас сильный.
Красный
Цвет героев, победителей и вождей. Лидерство – ваша стихия, вы стремитесь к быстрому успеху. Характер у вас активный, решительный, иногда резкий. И почти всегда вы заводитесь с полуоборота. Неудачи переносить вы не умеете.
Синий
Цвет покоя. К успеху идёте шаг за шагом, но всегда добиваетесь своей цели. Страдая от неудач, вы всегда владеете собой. В делах педантичны, предусмотрительны, это мешает вам в дружбе. Любите мечтать, может быть пытаетесь писать стихи.
Школьный психолог. Выделенные И.П.Павловым типы темперамента в чистом виде почти не встречаются, обычно у человека сочетаются черты отдельных темпераментов. И.П.Павлов в учении о темпераментах подчеркнул ещё один очень важный момент для воспитания детей: тип нервной системы можно в какой-то мере изменить, то есть развить недостающие качества.
Назвать один тип темперамента хорошим, а другой плохим нельзя. Каждый темперамент содержит в себе такие предпосылки, которые в известных условиях нужны человеку. Например, есть профессии, для которых необходимы внимательность, тщательность и аккуратность (лётчик, сборщик часов и др.) или, наоборот, большая эмоциональность (артист, художник) и т.д.
На основе темперамента идёт формирование характера, в котором сочетаются наиболее устойчивые, существенные особенности личности. Темперамент является базой для формирования черт характера ребёнка. Например, с раннего возраста у детей надо воспитывать такое нравственное качество личности, как доброта. Оно воспитуемо у детей с разными темпераментами.
Воспитание навыков культуры общения, готовности прийти на помощь товарищу, отзывчивости на чужую беду необходимо у детей с разными темпераментами. Однако средства воздействия со стороны родителей должны быть индивидуальны для каждого ребёнка в зависимости от его темперамента.
Вручение памяток-советов родителям.
Перед вручением памятки зачитываются вслух.
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФЛЕГМАТИКОМ:
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С САНГВИНИКОМ:
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЛАНХОЛИКОМ:
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ХОЛЕРИКОМ:
Решение родительского собрания.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.