Грачёва Лариса Ивановна,
учитель начальных классов
МКОУ «Стакановская СОШ имени
лейтенанта А.С.Сергеева»
Черемисиновского района Курской области
Родительское собрание
Тема: Новые методы и технологии в обучении младших школьников
Цель:
Познакомить родителей 1 класса с новыми методами и технологиями образования, которые применяются в обучении младших школьников в соответствии ФГОС.
Задачи:
- повысить компетентность родителей младших школьников в вопросах современного обучения;
-познакомить родителей с современными методами и технологиями;
- развивать интерес родителей к учебному процессу;
- подготовить родителей к сотрудничеству со школой в использовании современных инновационных технологий.
Ход собрания
1.Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть Вас сегодня на нашем родительском собрании. Хочу ознакомить Вас с темой нашего родительского собрания. Она звучит так: «Новые методы и технологии в обучении младших школьников».
Почему мы сегодня обсуждаем эту тему? Дело в том, что в современном мире обучение не стоит на месте, оно постоянно развивается. Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Нам нужны люди знающие, мыслящие, коммуникабельные, активные. Именно они способны развиваться сами и развивать то, что находится рядом.
2.Ознакомление родителей с новыми методами и технологиями в обучении младших школьников.
- Образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. С этим фактом сложно поспорить. Однако современная педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо инноваций. Для того чтобы понять насколько успешны те или иные новые методы и формы обучения, должно пройти длительное время, поэтому вопрос инноваций в образовании остается острым и актуальным.
Традиции и инновации в образовании
Нельзя сказать, что такое явление как
инновации в системе образования появилось недавно. В свое время вопросом новых
форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р.
Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал
Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии.
Сущность
и цель нового образования -
это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им
универсальных способов деятельности и мышления.
Человек XXI века должен уметь:
-ориентироваться на знания и использовать новые технологии;
-активно стремиться расширять свой жизненный горизонт;
-рационально использовать свое время и уметь проектировать свое будущее;
-быть финансово грамотным;
-вести здоровый и безопасный образ жизни.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Образование должно обеспечить формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей.
Новый
стандарт общего образования сегодня изменил подходы:
- к цели образования;
- к средствам обучения (как учить?);
- к технологиям обучения;
- к содержанию образования (чему учить?);
- к целеполаганию для учителей и обучающихся
(ради чего учить?);
- к требованиям подготовки учителя.
Активные методы обучения
В соответствии ФГОС в учебный процесс включены активные методы обучения. Это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Что обеспечит нам введение таких методов? Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, поэтому применение их необходимо в современном образовательном процессе.
А сейчас я расскажу, какие инновационные методы и формы работы мы используем для того, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению. Это:
-игровые формы;
-групповая, парная или индивидуальная работа;
-самостоятельная деятельность учащихся;
-проблемное обучение;
-постановка вопросов, активизирующих диалог;
-проектная деятельность;
-метод дискуссии;
-ИКТ.
Использование этих методов в начальной школе действительно позволяет эффективно решать конкретные задачи. Для психологического настроя на начало урока, я применяю различные игры. Это «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Добро в ладошках». «Встреча» и др. Они эффективно и динамично помогают начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Для быстрой и веселой проверки домашнего задания часто мы используем метод «Ромашка», где каждый отрывной лепесток содержит определенный вопрос.
Для повышения мотивации к обучению и осознанию того, что книга-это источник знаний, применяется метод «Ищем клад». Этот метод обучает детей находить нужную и полезную информации на страницах учебника (термины, понятия, правила).
Поверьте, современных методов обучения очень много и каждый преследует какую-то весьма важную и значимую цель.
Можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
-формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
-активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
-развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
-эффективное усвоение большого объема учебной информации;
-развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
-развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
-раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
-развитие навыков самостоятельного умственного труда;
-развитие универсальных навыков.
Педагогические технологии
-А теперь давайте выясним, что же такое педагогические технологии.
Педагогические технологии – совокупность методов, средств, приёмов, используемых в общении и для достижения положительного результата обучения.
В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии:
-Интегрированного обучения
-Проектная технология
-Здоровьесберегающие технологии
-Технология активных методов обучения
-Технология опережающего обучения
Постараюсь кратко рассказать Вам о каждой из них.
Технология интегрированного обучения подразумевает использование различных видов работы в течение урока, поддержание внимания учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков (однообразие и монотонность быстро утомляет детей).
Проектная технология. Данная технология предполагает развитие умения практически применять полученные знания по формуле: замысел-реализация-продукт.
Овладевая технологией проекта, ученик учится творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Проектные технологии широко применяются учителем не только в урочной ,но и в внеурочной деятельности.
(Показываю варианты творческих проектов моих выпускников)
Здоровьесберегаюшие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
- соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правила техники безопасности;
- рациональная плотность урока должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
- смена видов деятельности;
- обучение с учётом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- место и длительность применения ТСО;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшение психологического климата, приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
(Показываю варианты физминуток: физминутку для глаз, физминутку для ног, электронную физминутку, а также видеофрагмент с нашего урока)
Технология активных методов обучения — это упорядоченная система активных методов обучения, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации.
(знакомлю родителей с дополнительной литературой, которую можно использовать для опережающего обучения детей)
Информационные и коммуникационные технологии
С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.
Нам с вами нужно научить ребенка выбирать нужную и полезную информацию в огромном потоке.
3.Подводение итогов.
- Сегодня я постаралась показать и доказать Вам, что школа стремительно меняется, пытается «шагать в ногу со временем». Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, благодаря этому в рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности их к жизни в современном мире. Важно не только дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться.
-Уважаемые родители! Наше собрание подошло к концу, надеюсь, что информация, полученная сегодня, была для вас полезной, и мы будем успешно сотрудничать. У нас общее дело – воспитание личности. Спасибо за понимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.