Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Аромашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого» Русаковская средняя общеобразовательная школа
Родительское собрание по теме: «Функциональная грамотность».
Подготовила: Ильина Т.М., классный руководитель 7 класса
Русаково, 2022
Цель: формирование функциональной грамотности учащихся.
Задачи:
1. Познакомить родителей с понятием «функциональная грамотность»
2. Рассмотреть направления функциональной грамотности
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход собрания:
Добрый день, уважаемые родители!
В сентябре 2022 года в силу вступят новые федеральные образовательные государственные стандарты для начальной и основной школы (1 и 7-ые классы). В обновлённых стандартах сформулированы определённые требования к предметам всей школьной программы каждого уровня. Кроме того, ими предусмотрено личностное развитие школьников, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. В новой редакции сделан упор на конкретизации требований к каждому из предметов школьной программы и чёткое указание, что должны освоить школьники за время обучения. В новых образовательных стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (математическая, естественнонаучная, читательская и другие). Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA.
Что же такое функциональная грамотность?
Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.
Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.
С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив которые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.
Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на портале Российской электронной школы (РЭШ): https://fg.resh.edu.ru. А также на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/) по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы). Сборник задач Основы финансовой грамотности. Сборники математических заданий+метод. рекомендации. 1-4 , 5-9 классы https://pdf.11klasov.net/15531-sbornik-matematicheski.. . Короткие видеоролики по финансовой грамотности 7-9 кл (деньги, кредиты, валютный курс, банковская система) https://vk.com/bookmarks?w=wall-177236306_12174/4c335. атематика на каждый день. Сборник заданий Сергеева 6-8 кл. 2020г. https://vk.com/doc3619616_612606154?hash=3d3905bcbba0..
Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и
Для чего нужна функциональная грамотность.
Функциональная грамотность ПОМОГАЕТ:
· адекватно выбрать будущую профессию;
· решать бытовые задачи,
· взаимодействовать с людьми,
· организовывать деловые контакты,
· выбирать программы досуга,
· ответственно относиться к обязанностям гражданина,
· ориентироваться в культурном пространстве,
· использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий,
· контактировать с различными социальными структурами и организациями,
· взаимодействовать с природной средой.
Основные направления формирования функциональной грамотности:
· Финансовая грамотность
· Глобальные компетенции
· Креативное мышление
· Математическая грамотность
· Читательская грамотность
· Естественнонаучная грамотность
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Существует проблема снижения читательского потенциала у российских школьников по мере их взросления.
Важная составляющая читательской грамотности — умение анализировать тексты, понимать их смысл. Чтобы в процессе чтения ребенок учился мыслить и рассуждать.
Математическая грамотность — способность определять и понимать роль математики, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и находить необходимые математические инструменты для решения современных повседневных задач и научных проблем.
С помощью математики мы отвечаем на простые бытовые вопросы и сложные вопросы социальной и политической жизни:
w Во сколько нужно выйти из дома, чтобы успеть до окончания регистрации рейса, с учетом дня недели, времени суток и вида транспорта, на котором мы будем добираться?
w Как создать безопасный пароль, не используя даты рождения близких (в любых комбинациях) и при этом легко его запоминать?
w Можно ли выиграть в лотерею и как? w Как покупать через Интернет и на что обращать внимание при распродажах.
Что же можно сделать родителям, чтобы помочь ребенку справиться с боязнью математики? Профессиональные математики советуют для начала постараться поверить в себя.
Наверняка вы с легкостью выбираете лучшее из скидочных предложений в магазине, рассчитываете время на дорогу до офиса с учетом пробок или критически воспринимаете данные социальных опросов, а значит, успешно применяете математику в жизни и можете помочь с ней ребенку.
Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
Для проверки уровня естественнонаучной грамотности используют задания с географическими картами и предложением эти карты проанализировать. Или, например, объяснить, что изображено на серии картинок при помощи научных понятий (например «атомы» и «молекулы»).
Финансовая грамотность.
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов.
Креативное мышление.
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Чтобы проверить, насколько школьник креативно мыслит, учитель может задать написать эссе, посвященное той или иной научной и социальной проблеме или нарисовать картину на актуальную тему.
Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, ученикам предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее. Сложность предполагаемого анализа зависит от возраста ребенка: с пятиклассниками можно поговорить о том, почему нельзя выгнать на улицу щенка, а в 9-м классе уже затронуть тему социального неравенства.
Информационная грамотность — умение искать, оценивать, обобщать, эффективно обмениваться и использовать информацию при помощи технологических средств.
Ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может понадобиться даже в начальной школе.
Развивать информационную грамотность детей можно, используя вместе с ними цифровые образовательные сервисы. Чтобы пользоваться такими сервисами, ребенку нужно овладеть базовыми навыками работы в интернете: поиск необходимого сайта, заведение e-mail, ввод логина и пароля.
Быть грамотным в 21 веке — это значит работать с информацией, представленной в разных форматах, разных контекстах и с разными целями. Эти умения необходимы, чтобы полностью использовать возможности, предоставляемые современным обществом, для эффективной работы, жизни и учебы.
Благодарю за внимание.
Список используемых источников
1. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. - с. ISBN
2. https://mcko.ru/articles/2264
3. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. https://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/razd_funkcionalnaya_gramotnost/roditelyam_o_fu.html
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.