Первое родительское собрание в 1 классе.
Ц е л и:
– познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период;
– дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассника;
– способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.
У ч а с т н и к и: классный руководитель, родители первоклассников.
I. Приветствие. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые родители! Поздравляю вас с началом нового учебного года в качестве родителей.
Выбрать секретаря родительских собраний.
Я очень рада, что Вы выбрали наше учебное учреждение и наш класс.
Представление учителя (слайд)
Сверить список учащихся.
- Очень важно, чтобы мы комфортно с Вами общались, для более близкого знакомства предлагаю представиться - передавая друг другу ладошку, вырезанную из бумаги (или другой предмет) – как к Вам можно обращаться (не обязательно официально).
- Для нашей плодотворной работы, мне бы очень хотелось увидеть – с каким настроением Вы сегодня пришли на нашу встречу. У Вас есть два смайлика, на одном из них изобразите свое настроение на данный момент…. Если можно, покажите. Спасибо!
Итак, с этой минуты, Ваши дети становятся и моими детьми. Радости и огорчения у нас теперь общие. Жить нам теперь вместе.
Наше первое собрание я хотела бы начать со слов Льва Кассиля:
"Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа….
Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни каждого ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?
Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников.
Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой и т.п.) . Но потом, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, а тем более дети, могут там проводить время часами….
Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети.
С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Безусловно Ваши дети уже многое услышали о школе, но именно услышали, а не почувствовали, не потрогали. А ребенок 6-7 лет воспринимает мир тактильно, через ощущения. Им необходимо «окунуться» в эту жизнь. Представьте себе, что я вам несколько раз расскажу, как управлять реактивным самолетом, посажу Вас за штурвал и отправлю в самостоятельный полет. Сможете ли Вы совершить этот полет?...
Так и Ваши дети не смогут сразу учиться, собираться в школу, будут забывать простые на Ваш взгляд вещи. У детей с приходом в школу во многом изменяется их жизнь, режим дня. У них появляются обязанности, которых раньше не было. Чтобы все это освоить, привыкнуть к новым условиям жизни, требуется время. Кому - то достаточно месяца, а кому - то нужен целый год. И наша с Вами задача помочь детям. Вот и мы будем учиться.
На столе у вас листы бумаги. Сейчас мы с вами сделаем простой бумажный самолетик.
Запуск самолетиков.
- Что мы видим? (Все самолетики полетели по - разному!) Так и Ваши дети войдут в школьную жизнь по - разному.
-- Я желаю всем нашим детишкам мягкого, плодотворного полета; но не будьте слишком требовательны, у каждого свои возможности – это продемонстрировал полет самолетиков.
Вывод: У нас взрослых людей - при одинаковых условиях получается все по - разному.
Помните, никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!
Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ!
Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждую секунду. Причем не только в учебе, но и в поступках.
Первый период первого класса называется АДАПТАЦИОННЫЙ.
Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.
В адаптационный период дети по-разному реагируют на смену обстановки: могут быть очень шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут больше обычного; могут быть нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается интерес к игрушкам, играм.
– Сегодня мне хочется обратиться к вам с такими словами: «Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего». Так давайте остановимся на некоторых важных аспектах воспитания в адаптационный период.
Поступление ребенка в школу – это стресс для него. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку?
-Уважаемые родители! Давайте вместе с Вами выработаем практические советы-рекомендации на этот период.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
1) Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телевизионных передач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите ему «Доброе утро!» – и собирайтесь в школу без суеты.
2) Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный путь не обязательно самый короткий, поэтому лучше выйти из дому пораньше.
3) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три-четыре часа.
Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.
4) Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
5) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
Мы не встречали родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!». Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.
Процесс адаптации будет успешнее, если положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причем будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербального характера (обнять, поцеловать, погладить по голове).
Многие психологи говорят о том, что самый страшный зверь, подстерегающий всех на пороге школы, – это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые папы и мамы очень «нервно» воспринимают отметки своих детей, как будто они поставлены им самим. Может быть, это происходит оттого, что родители относятся к отметке ребенка как к оценке их собственной родительской успешности. Другие родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный не всегда удачный школьный опыт. Но главное, что страхи взрослых часто находят свой выход в жестком контроле над ребенком и «оценочном» отношении к нему. Родители в разных вариантах сообщают ребенку о том, что именно он несет ответственность за их самочувствие, внутреннее состояние и переживания. «Учись хорошо, чтобы мне не было за тебя стыдно», «Только от тебя зависит, как я себя буду чувствовать на родительском собрании».
Ребенку приходится нести на своих плечах ответственность и за себя, и за эмоциональное состояние своих родителей. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок вынужден защищать себя и от школы, и от родителей, и от учения. И в итоге у него теряется интерес к самому процессу познания, то есть пропадает желание учиться.
В первом классе обучение безотметочное, т.е. отметки выставлять не будут. Пожалуйста, и Вы воздержитесь от выставления отметки своему ребенку, не трансформируйте мои записи в тетрадях (Молодец, хорошо, старайся, плохо) в отметки. Оценивайте рост умений своего ребенка путем сравнения текущих работ с предыдущими.
А сейчас мне хочется предложить Вам эксперимент:
Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней.
Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель,
пусть он будет даже мастером … никогда без Вашей помощи
ему не сделать того, что можно сделать вместе.
И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.
ЛАДОШКА
На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса, родителей и детей. Может, вы можете организовать какую-то интересную экскурсию или провести с детьми беседу воспитательного характера.
Протяните мне руку помощи.
Уважаемые Родители! У вас остался еще один смайлик, я прошу изобразить свое настроение в финале нашего собрания. СПАСИБО!
ВЫБОР АКТИВА РОДИТЕЛЕЙ
В конце нашего собрания хочу спросить, кто готов взять на себя работу в активе.
Решение родительского собрания.
Председатель родительского комитета класса зачитывает решение родительского собрания:
1. Учитывая важность адаптационного периода учащихся, использовать советы психолога и классного руководителя в целях успешной адаптации первоклассников.
2. Каждой семье организовать режим дня ребенка в соответствии с рекомендациями врача.
3. Осуществлять руководство и контроль за выполнением детьми режима дня.
Благодарю всех за участие. Желаю вам процветания и благополучия! До новых встреч.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
Наша новая задача – формирование Универсальных Учебных Действий.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
1) Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телевизионных передач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите ему «Доброе утро!» – и собирайтесь в школу без суеты.
2) Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный путь не обязательно самый короткий, поэтому лучше выйти из дому пораньше.
3) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа.
Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.
4) Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
5) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
Режим дня
Примерный вариант режима дня первоклассника |
Время |
Подъем |
7.00 |
Зарядка, умывание, уборка постели |
7.00 - 7.30 |
Завтрак |
7.30 - 8.00 |
Дорога в школу |
8.00 - 8.20 |
Занятия в школе |
8.30 - 14.00 |
Прогулка на свежем воздухе |
14.00 - 14.30 |
Обед, отдых, помощь по дому |
14.30 - 16.00 |
Свободное время |
16.00 - 19.00 |
Ужин |
19.00 - 19.30 |
Свободное время |
19.30 - 20.30 |
Личная гигиена, подготовка ко сну |
20.30 - 21.00 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.