Ребёнок стремится познать себя и другого человека как представителя общества, все больший интерес направлен на сферу взаимоотношений между людьми. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание ( дети стремятся получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость).
В поведении детей происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, также развивается соподчинение мотивов (например, когда ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
К этому возрасту они способны различать весь спектр человеческих эмоций, появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические. (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление; чувство прекрасного, чувство героического, чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы.)
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются.
Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Освоение времени все ещё не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
Внимание и память детей становятся более устойчивыми и произвольными. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно. При этом может использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).
ВНИМАНИЕ
- выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;
- удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
- находить 5-6 отличий между предметами;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
- находить 6-7 пар одинаковых предметов;
ПАМЯТЬ
- Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
сравнивать два изображения, предмета по памяти;
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
МЫШЛЕНИЕ
- определять последовательность событий;
- складывать разрезанную картинку из 6-9 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор
Возраст 5-6 лет - возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу (в игре, рисовании, конструировании)
Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
Оценка развития познания
Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой - маленький, и т.п.
Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
Оценка языкового развития
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыгрывать какую- либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться
Включается малыш в игру других детей, делится ли с ними?
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.