«Учебная мотивация обучающихся».
(родительское собрание во 2 классе)
Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.
Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка; сплочение коллектива родителей и детей.
-Добрый вечер, уважаемые родители.
Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности – учебе.
В словаре С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности.
Причины неуспеваемости:
-Недостаточное развитие волевых качеств, неусидчивость, невнимательность, повышенная двигательная активность.
-Недостаточно сформирована познавательная деятельность.
-Недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
- Недостаточная сформированность основных психических процессов (приемов учебной деятельности, мыслительной сферы ребенка, неправильное использование им своих возможностей).
- Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. (Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному).
- Неумение организовать свою домашнюю работу. (Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности).
- Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место.
По мнению специалистов, у большинства школьников на первом месте стоит социальная мотивация: ребенок учится, чтобы быть принятым в обществе, коллективе. Он ждет открытий, хочет узнавать что-то новое. Часто встречается мотивация достижения: школьник стремиться добиться успеха и преодолеть трудности. Если ребенку хочется выделиться, быть примером для одноклассников, самым лучшим учеником, то у него развита мотивация престижа. При наличии хотя бы одного вида мотивации, скорее всего, успеваемость школьника будет в норме.
Если ребенок не соблюдает режим дня, привык поздно ложиться спать, не высыпается от шума, то в школе он чувствует себя очень уставшим и просто не в состоянии хорошо учиться. Вредят хорошей учебе также некоторые лекарства, которые школьник вынужден постоянно принимать при некоторых болезнях.
Опрос родителей.
- Уважаемые родители, будьте добры ответить на вопросы:
ü Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить ДЗ?
ü Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
ü Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями в выполнении ДЗ?
ü Как вы поступите, если ваш ребенок выполнил ДЗ небрежно?
ü Чем занимаетесь вы, когда ребенок учит уроки?
ü Должно ли быть у ребенка свое рабочее место для выполнения ДЗ?
- Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Как же приучить ребенка к выполнению ДЗ?
Попробуем разобраться в этом все вместе. Предлагаю поработать по группам. Каждая группа получает задание, за 3 минуты вы должны предложить решение своей педагогической задачи.
Работа в группах с последующим обсуждением.
Задание 1.
Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять ДЗ и когда не помогают.
Если помогают родители - …
Если ребенок предоставлен сам себе - …
Решение: разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.
Задание 2.
Как сделать подготовку ДЗ делом привлекательным?
Решение: для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т.п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.
Задание 3.
Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?
Решение: не отмечать ошибки самому. Направить внимание ребенка на строчку, где допущена ошибка; на слово с ошибкой. Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои ошибки.
Задание 4.
Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям?
Решение: не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.
Задание 5.
Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет – постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям?
Решение: до тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.
Родители, работая в группах, анализируют ситуации, обмениваясь мнениями.
После обсуждения они рассказывают всем родителях об итогах своей работы.
Советы к выполнению ДЗ:
Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее время. Дело в том, что у ребенка, у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
Строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что отвлекает. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся. Все должно находиться на своих местах. Правильное освещение.
Будет полезным вместе с ребенком составить памятку «Садимся за уроки».
Установить порядок, в котором ребенку лучше всего делать уроки. С чего начинать: с устных или письменных, с легких или трудных, с интересных или скучных заданий? При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его работоспособность.
Приступать к выполнению ДЗ ребенку лучше всего через 1,5 – 2 часа после возвращения его из школы, чтобы он успел отдохнуть. Продолжительность работы ребенка по приготовлению ДЗ должна быть следующая:
- во 2 классе – до 1,5 часов
- в 3-4 классах – до 2,5 часов.
Радость родителей по поводу успеха ребенка, его новых знаний воспитывает в нем желание учиться. В этом серьезном труде у школьника могут быть и какие-то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребенку преодолеть их, не скрывают на нем свое раздражение по поводу этих неудач.
Радость родителей по поводу успеха ребенка, его новых знаний воспитывает в нем желание учиться. В этом серьезном труде у школьника могут быть и какие-то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребенку преодолеть их, не скрывают на нем свое раздражение по поводу этих неудач.
Доказано, что
- за время учебы каждый ученик мог бы овладеть несколькими языками, достичь других выдающихся успехов.
Так как, желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.
Но: если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и внутренне сопротивляется.
Природа одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе.
Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Конечно ребёнку по началу трудно усидеть в течении 45 минут, напрягаться, выполняя задания, как они считают, для учителя. Наша задача сделать всё возможное, чтобы ребёнок умел преодолевать себя, подчинялся определённым правилам. Ведь это он должен делать непостоянно. Есть перемены, да и на уроке внимание часто переключается, меняется вид деятельности, даётся возможность высказаться, послушать других.
Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чём причины? Их немало.
Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся и неумение управлять работой мозга.
Поэтому сегодня мы постараемся разобраться, какими приёмами учитель, родители могут формировать мотивацию учебной деятельности у своих детей.
Мотивация (от латинского корня, означающего "двигать" ,пробуждать интерес, стремление к чему-то.)
Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, устроиться на работу, получать достойную зарплату.
Но эти причины не очевидны для детей.
Учащиеся, особенно начальной школы, ценность самих знаний осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология. В этом возрасте у большинства детей преобладает помимо приобретения знаний, желание общаться и играть с одноклассниками.
В душе школьника присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Например, на уроке ученик может стараться слушать объяснение учителя, но в тоже время ему хочется посмотреть журнал, потихоньку посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь или просто помечтать. Часто дети с хорошими способностями и развитым интеллектом имеют неудовлетворительные оценки из – за отсутствия самодисциплины и неумения управлять собой..
Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим.
Задача учителя, родителя (весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех учения мотив.
Наверное, вы, как и дети, почувствовали разницу нынешнего года обучения от предыдущего. У детей появились более сложные домашние задания, оценки, которые не всегда радуют.
Я предлагаю вам результаты анкетирования ваших детей, учеников 2 класса по данной теме.
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации – 2 человека
20-24 балла – хорошая школьная мотивация – 2 человека (а
15-19 баллов – позитивное /положительное/ отношение к школе – 3 человека
10-14 баллов – низкий уровень школьной мотивации –1человека
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе -1 человек
Предлагаю вам сегодня быть не просто слушателями, а побывать в роли учеников.
Сначала вспомните, как вы учились…
Какие отметки вы чаще всего получали в школе?..
Как вас мотивировали на учебу родители, учителя…
Что было вам интересно в школе, а что - нет…
Какие отметки вы бы желали видеть у ваших детей? Ваше желание исполнилось? Как вы думаете, почему?
Вы уже знаете, что в системе образования разработан и уже внедрен в школы новый Федеральный государственный образовательный стандарт – ФГОС. По ФГОС уроки строятся не так, как раньше. Если раньше новый материал объяснял учитель, а дети слушали, то сейчас учитель подводит детей к тому, чтобы они сами добывали и открывали знания.
Как проходят наши уроки.? Меняются виды работы. Есть более трудный, но необходимый для запоминания материал. Есть более лёгкий, интересный, наглядный. Чередуя виды работы, учитель старается поддерживать интерес, внимание ученика на протяжении урока. Но всё-таки и от ученика многое зависит. Если он неорганизован,у него нет необходимых принадлежностей, он постоянно отвлекается, это ведёт к неусвоению материала, отставании в выполнении работы, многочисленным ошибкам. И, конечно, оценка в конце урока, его вряд ли порадует.
Сформировать мотивацию к обучению – это не просто « заложить готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.
Причины низкой мотивации можно разделить на две группы: 1) неумение учиться; 2) ошибки воспитательного характера.
Трудности в учёбе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Вот как раз такие дети могут учёбу и невзлюбить.
Ему всё трудно: и стихи учить, и писать, таблицы разные запоминать. Отсутствие учебных навыков – это следствие отсутствия самодисциплины и неумения управлять собой.. Причём это касается не только учёбы. Но и общения и поведения.
Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя. Можно выделить следующие:
-неблагополучие в семье ( регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребёнок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни – что после этого для него переживания по поводу оценок и учёбы вообще?!)
-отсутствие чёткой организации жизни ребёнка, безнадзорность в быту;
-нарушение единства требований к ребёнку;
-завышение требования без учёта объективных возможностей ребёнка.
Необходимо соблюдать несколько правил в воспитании ребёнка:
1.Абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребёнка за отсутствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Коль скоро их нет, то их надо вырабатывать, вместо того, чтобы « пилить» ребёнка, читать ему нотации.
2.Помните! Если на ошибки не обращать внимание, они могут закрепиться. Вот почему необходимо регулярно просматривать работы детей. Иначе это грозит потерей мотивации к обучению.
3. Безотоветственно оправдывать своё неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Понятно, что у каждого много дел и дома и на работе. Но если в доме появился ученик, откажите себе в просмотре телевизора, сидении в интернете , болтовне по телефону. Уделите время ребёнку. Может он или она что – то не понял в школе! Раз не понял, два не понял – а затем отставание со всеми вытекающими последствиями. Если вы не находите времени для помощи ребёнку, не надо удивляться, что он будет плохо учиться.
4. Учитель ведёт фронтальное обучение со всем классом.. Это практически не даёт ему возможности в полной мере учитывать индивидуальные особенности каждого, в частности темп деятельности. Учитель должен ориентироваться на основную массу. Он контролирует продукт обучения и видит конечный результат. А родители должны контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности своего ребёнка.
Однако даже родители, которые всей душой стараются помочь детям часто допускают ошибки. Например: Мальчик не может решить задачу. Мама садится и решает её сама. При этом она комментирует процесс решения. Ребёнок слушает. Закончив мама спрашивает: « ну , что понял?»- « Вроде понял» , - говорит сын. Ему действительно кажется, что всё понятно, потому, что на данном этапе он запомнил действия мамы. Но поскольку он задание делал не сам, то где гарантия, что другую подобную задачу он сможет решить самостоятельно?
В приведённом примере ребёнок фактически был пассивным созерцателем – слушателем, а задание вместо него делала мама, т.е. учился решать задачу, а манипулировал родителем.
На слух человек воспринимает и запоминает 2% информации: как говорится , « В одно ухо влетело, а в другое вылетело.» Подобный стиль занятий ведёт к тому, что школьник теряет способность делать умственные усилия и становится умственно пассивным.
Кроме того, распространённой ошибкой является то, что родители имеют одни представления и требования, а учителя - несколько иные.
*Родитель, говоря ребёнку « Молодец, хорошо»!, сравнивает только успех своего ребёнка – вчера было плохо, сегодня чуть лучше.
*Учитель ту же работу ученика оценит как « плохо» , ориентируясь на норму. В итоге получается, что родители хвалят, а учитель ругает. Во избежание таких случаев родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребёнка будет создан образ врага – учителя ( мама хорошая – хвалит, учитель плохой – ругает). Это так же порождает отрицательное отношение к школе, нежелание учиться.
Важно помнить, что в жизни многое важнее, чем академическая успеваемость. Можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного восприятия, самооценка занижена, а значит, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности - попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха!
Бывают случаи, когда имея хорошие задатки, ребёнок не приучен трудиться. Просто так усилий вообще прилагать не хочет, за деньги – другое дело. При этом борется ученик не за знания, а за оценку, что совсем не одно и то же. Это всё – таки палка о двух концах. Где гарантия, что впоследствии ставки не будут возрастать? Где уверенность в том, что ребёнок спустя какое – то время бесплатно и книгу в руки не возьмёт? Конечно поощрения нужны. Но лучше всего привить интерес к познанию.
Не ожидайте немедленных успехов. Могут быть падения, « топтания « на месте, но будет и взлёт! Главное – не опускать руки и не пускать всё на самотёк. Дисциплина ещё никому не повредила!
Итог собрания.
1.Неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.
2. Важно приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо.
3. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения задач, без выполнения других (дополнительных) заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками.
Самая большая опасность для школьника - безделье за партой; безделье 4-5часов в день, безделье месяцы и годы. Это развращает.
Памятка для родителей 1. Развивайте познавательные интересы детей. 2. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её. 3. Учите ребёнка планировать свою деятельность. 4.Воспитывайте в нём дисциплинированность и сами подавайте ему в этом пример.
|
Памятка для родителей 1. Развивайте познавательные интересы детей. 2. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её. 3. Учите ребёнка планировать свою деятельность. 4.Воспитывайте в нём дисциплинированность и сами подавайте ему в этом пример.
|
Памятка для родителей 1. Развивайте познавательные интересы детей. 2. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её. 3. Учите ребёнка планировать свою деятельность. 4.Воспитывайте в нём дисциплинированность и сами подавайте ему в этом пример. |
Памятка для родителей 1. Развивайте познавательные интересы детей. 2. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её. 3. Учите ребёнка планировать свою деятельность. 4.Воспитывайте в нём дисциплинированность и сами подавайте ему в этом пример. |
Памятка для родителей 1. Развивайте познавательные интересы детей. 2. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её. 3. Учите ребёнка планировать свою деятельность. 4.Воспитывайте в нём дисциплинированность и сами подавайте ему в этом пример. |
Памятка для родителей 1. Развивайте познавательные интересы детей. 2. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её. 3. Учите ребёнка планировать свою деятельность. 4.Воспитывайте в нём дисциплинированность и сами подавайте ему в этом пример.
|
Памятка для родителей 1. Развивайте познавательные интересы детей. 2. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её. 3. Учите ребёнка планировать свою деятельность. 4.Воспитывайте в нём дисциплинированность и сами подавайте ему в этом пример.
|
Памятка для родителей 1. Развивайте познавательные интересы детей. 2. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её. 3. Учите ребёнка планировать свою деятельность. 4.Воспитывайте в нём дисциплинированность и сами подавайте ему в этом пример.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.