Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"
Оценка 4.9

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
9 кл
17.03.2019
Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"
развивать информационно-коммуникационную компетенцию учащихся при формировании знаний о составе, ЭГП и природных ресурсах региона для развития экономики Центральной России. Что должен знать ученик к концу изучения темы: состав, площадь, ЭГП, природные ресурсы Центральной России. Что должен уметь ученик к концу изучения темы: определять состав, физико- и экономико-географическое положение Центральной России, оценивать природно-ресурсный потенциал Центральной России, объяснять изменение ЭГП во времени, понимать географическую специфику региона, использовать приобретённые знания и умения при оценке географической, специфики региона, важных социально- экономических событий в стране, геополитической и геоэкономической ситуации в России.
центральная россия.docx
Тема урока:"Центральная Россия. Состав, экономико­географическое положение, природные ресурсы" Триединая задача: развивать информационно­коммуникационную компетенцию учащихся при  формировании знаний о составе, ЭГП и природных ресурсах региона для развития экономики  Центральной России. Что должен знать ученик к концу изучения темы: состав, площадь, ЭГП, природные ресурсы  Центральной России. Что должен уметь ученик к концу изучения темы: определять состав, физико­ и экономико­ географическое положение Центральной России, оценивать природно­ресурсный потенциал Центральной России, объяснять изменение ЭГП во времени, понимать географическую специфику региона,  использовать приобретённые знания и умения при оценке географической, специфики региона, важных  социально­ экономических событий в стране, геополитической и геоэкономической ситуации в России. Формирование ключевых компетенций. Познавательная компетенция: умение самостоятельно и мотивированно организовывать  познавательную деятельность; умение определять сущностные характеристики Центральной России; умение формулирования полученных результатов. Информационно­коммуникационная компетенция: умение извлечь необходимую информацию по теме в  источниках различного типа; умение перевести информацию из одной знаковой системы в другую. Рефлексивная компетенция: объективное оценивание своих учебных достижений; учёт мнения других  людей при определении собственной позиции; умения соотносить приложенные усилия с полученными  результатами; умение организации и участия в коллективной деятельности. Тип урока: изучения нового материала. Основные методы обучения: частично­поисковый, практический. Подготовка к ОГЭ. Формы организации учебно­познавательной деятельности: фронтальная, групповая. Ход урока  1.Организационный момент:  Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся  к уроку(книги, тетради, к/а, ручки) ­Представьте себе, что мысли в вашей  голове – это лучи света. Пусть все лучи соберутся и свет  всех ваших мыслей объединится в один большой, красивый и мощный луч. Теперь вы в состоянии  сосредоточиться на любой работе. Этап актуализации знаний. ­А начнем мы наш урок с песни!? (вкл. песню Родина и слайд­шоу природы нашей страны) Слайд 1 ­О чем поется в песне? (о родине, о необъятных просторах, о красоте нашей земли русской) ­ Какие чувства вы испытывали, слушая песню? (гордости, любви, патриотизма) ­А за что вы любите свою страну? (ответы) Слайд 2  Прочитайте слова… ­И каждый из нас должен знать свою страну, родину. А для этого необходимо ее изучать. И у нас для этого  урок географии. ­Можно ли такую огромную территорию изучить сразу?  (нет, необходимо разделить на части, районы) ­А как в географии называется такой метод деления? (районирование) Метод географии, позволяющий более глубоко изучить географические особенности территорий России  и решать проблемы районов и страны в целом.  ­Вспомните, на какие природные районы мы делили нашу страну в 8 классе? (природные регионы)  Назовите: ( В­Е равнина…) В 9 классе, изучая административно­территориальное устройство России (на субъекты РФ)                         ­Какие субъекты в России есть? (области, края, округа, республики…) ­А в каком субъекте находится столица нашей Родины? ( Центр Р.) ­По указу президента РФ  для укрепления эффективности федеральной государственной власти,  совершенствования контроля за исполнением законов, Конституции России в субъектах федерации.  Территория была поделена на… на 8 федеральных округов  ­ Какие федеральные округа мы изучили? (европейский север, европейский северо­запад) С хозяйственной оценки территории какое существует деление страны? (на экономические районы) ­Сформулируйте тему урока.(Формулируют тему урока:)   Вспомните план, по которому даётся описание любой территории. Сегодня на уроке мы  ­Что такое экономический район? (Это территория, отличающаяся своей специализацией. Состоящая из  нескольких компактно расположенных субъектов страны, имеющих схожие природные условия, историю освоения и главное отрасли специализации, которые являются «лицом» района.) Слайд 3 Сколько экономических районов выделяется на территории России?(11) работа по атласу            ­ В какие две большие экономические  зоны данные районы объединены? Этап изучения нового материала. Перевод практической задачи в учебно­практическую: создание  учебной ситуации. ­Как вы думаете, ребята, с какой экономической зоны необходимо начать изучение отдельных  территорий России?(западной) ­А с какого экономического района продолжим  изучение?(Центрального) ­Центральный и соседние с ним районы образуют центр России. Как будет называться данный регион? Слайд 4,5 (Центральная Россия) ­ давайте поиграем «Верю­не верю» Слайд 6,7 ­ Слайд 8   (запишите в тетрадь) (на доске перевернуть лист) “Центральная Россия: Состав, ЭГП, природные  условия и ресурсы”. ­Определите задачи, которые вы должны решить на уроке: (Самостоятельно формулируют задачи урока.) Знать: состав, ЭГП, природные условия и природные ресурсы региона. Уметь: определять состав региона, оценивать ЭГП, природные условия, природные ресурсы. Слайд 9   рассмотрим 3 первых характеристики из данного плана.  Приступаем к решению первой задачи: Состав Ц.Р.  Слайд 10,11 Центральная Россия – это крупный межрайонный комплекс. Посмотрите на карту в  учебнике на стр. 228 и назовите районы, которые образуют Центральную Россию. (Проверьте по слайду) ­Откройте  тетради и запишите их и крупнейший город каждого района.(Центральный ­ Москва, ЦЧР –  Воронеж, Волго­Вятский – Нижний Новгород,) (Я у доски показываю и рассказываю:) ­Центральная Россия ­ это огромный межрайонный комплекс в составе трех районов: Центрального,  Центрально­ Черноземного и Волго­Вятского. Каждый из районов Центральной России имеет свое «лицо», занимает определенное место в хозяйстве  России. Однако у всех трех экономических районов много общего в исторических судьбах, природных  условиях, особенностях хозяйства, проблемах развития. Очень давно проявилась у них большая  потребность во взаимосвязях. Развивая свою экономику, районы дополняют друг друга. Поработаем в группах: Каждая группа получает шаблон эк. района – определяет какого и подписывает  из каких субъектов РФ состоит каждый экономический район  Отчитаться о проделанной работе, т.е. показать на карте и назвать из каких субъектов состоит ваш  экономический  район. (отчет групп)    ­Состав Центральной России мы определили, а теперь приступим к решению 2 задачи:     Определим ЭГП  для этого мы воспользуемся картой атласа стр 26 и планом(на каждой парте) Запишите в тетрадь:ЭГП  Центральной России    Прочитайте 1 ? 1. Положение на территории государства: окраинное, пограничное, центральное. В какой части России находится Центральная Россия? 1. Расположен на западе европейской  части России. Москва – столичное положение, центральное.   Слайд 16,17   Прочитайте 2 ? 2. Соседние районы, пограничные государства: Назовите соседей Центральной России Слайд 18  2.Соседние районы: Северо­Западный район, Европейский Север, Уральский район, Поволжье,  Европейский Юг. 2.Пограничные районы: На западе граничит с Украиной и Белоруссией. Слайд 19 2.Запись тетрадь: (Соседи – развитые районы и республики бывшего СССР;)  Слайд 12,13,14  Слайд 15     1.Запись в тетрадь:(Столичное, центральное) Слайд 20   Сопоставляют свои выводы со слайдом­образцом.   А теперь переходим к третьей составляющей темы урока:оценим природные условия и  Прочитайте 3 ? 3. Положение к топливно­энергетическим и сырьевым базам: анализ карт  атласа стр 10 3.Центральная Росия Удобно расположена к энергетическим и сырьевым базам(Поволжье, Северный  Кавказ, Европейский Север, Урал ). 3.Запись тетрадь Близость топливных и сырьевых баз.  Прочитайте 4 ? 4. Положение к транспортным магистралям: анализ карт атласа стр21, 22, 23. Какими видами транспорта представлена Россия? 4. Центральная Россия­ это столичный регион. Он имеет наиболее развитую транспортную сеть, которая  представлена всеми видами транспорта.    4.Запись тетрадь: Насыщенность транспортными путями; 5. Сделайте вывод о влиянии ЭГП района на развитие его экономики (благоприятные и неблагоприятные  стороны) Вывод: район имеет выгодное экономико­географическое положение.  Итак, мы дали характеристику ЭГП Центральной России, оценили его как выгодное с точки зрения  развития хозяйства.  ­Теперь попробуйте назвать все черты, которые определяют выгодность ЭГП Центральной России: Слайд 21   Называют черты: ­ Столичное положение;  ­ Центральное положение;  ­ Соседи – развитые районы и республики бывшего СССР; ­Близость топливных и сырьевых баз.  ­ Насыщенность транспортными путями; Слайд 22   природные ресурсы для хозяйственной деятельности Ц.Р. Продолжаем работать в группах. 1гр. Природние условия.  ­Прочтите внимательно  задание. Время выполнения ­ 5 минут. Работа с доп. мат: Используйте плакат в кабинете «Климатические пояса России», «Физическую карту России». Определите благоприятность природных условий для развития хозяйства ЦР.  Основная часть России лежит в умеренном климатическом поясе.  Климат на территории Ц.Р. умеренно­……………. с достаточным увлажнением на большей части,  осадки­ ….  зима снежная, но не суровая, tянв­……. Лето теплое,tиюля­……. Преобладающие ветры­ зимой…….  летом….. Рельеф территории Ц.Р. ……       Вывод:Природные условия Центральной России…………….для хозяйственной деятельности населения  2 группа: Природные ресурсы Ц.России (Работа с учебным материалом­стр. 168.) Минеральные ресурсы­ (не богаты, Подмосковный буроугольный бассейн; строительные материалы:  песок, глина; химическое сырье: соль, фосфориты; бокситы­ сырье для пр­ва алюминия. Важное значение имеет крупное месторождение ж/р – КМА) Водные ресурсыневелики, созданы каналы и водопроводы для снабжения водой Московского промышл  узла. Лесные ресурсы­тайга. Используются в промышленности.(природоохр  и санитарное зн) Равнинная пов­ть удобна для с/х. Земельные ресурсы­ плодородные почвы черноземы. Вывод: Ц. Россия (не богата) природными ресурсами. ­ Мы выяснили, что территория Центральной России расположена в умеренно – континентальном  климате, имеет равнинный рельеф. Она слабо обеспечена природными ресурсами. Исключение  составляет Центрально – Чернозёмный район, где  есть   железные руды и  чернозёмные почвы. Слайд 23 ­Давайте попробуем предположить: развитию каких отраслей хозяйства способствуют природные  условия и природные ресурсы Ц.Р.?(ответы) Этап первичного закрепления изученного. Чтобы определить, как вы усвоили тему сегодняшнего урока, проведём тренировочный тест, после  выполнения, которого вы сами себя оцените. Время выполнения – 5 минут.  Цель: определить уровень усвоения знаний по теме урока. Выполнить тест. Слайд 24 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный; Б) Центрально­Чернозёмный; В) Волго­Вятский; Г) Северный. 2. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное; Б) столичное; В) приграничное. 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина; Б) Беларусь; В) Молдавия; Г) Литва. 4. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами; Б) железными дорогами; В) трубопроводами; Г) всеми видами транспорта. 5. Центральная Россия А) богата природными ресурсами; Б) не богата природными ресурсами. 6. В Центральной России есть крупное месторождение А) бурого угля; Б) торфа; В) фосфоритов; Г) железной руды. 7. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия; Б) полезные ископаемые; В) ЭГП. Правильные ответы:1Г 2БВ 3АБ 4Г 5Б 6Г 7АВ Слайд 25 Алгоритм оценки (самооценки) “5” – 7 правильных ответа; “4” – 6­5; “3” – 4; “2” – 3­0. На слайде правильные ответы и алгоритм оценивания. Проверяют, сравнивают с образцом и ставят себе  оценку. Этап подведения итогов урока. Итак, наш урок подходит к концу. Нам необходимо подвести итог.  ­Справились ли мы с теми задачами, которые поставили в начале урока? (ответы) ­?Мы рассмотрели состав региона, выявили и оценили его экономико­географическое положение,  оценили природные условия и природные ресурсы для развития хозяйства Центральной России. ­Какое значение лично для каждого имеют знания, полученные сегодня? ­Какие вопросы у вас вызвали затруднение? ­Довольны ли вы результатами своей работы? Слайд 26 Мы встаем, как рассветы встают над полями, За друзей умираем и прощаем врагов. Наша правда сильна и, страну выбирая, Снова выберем эту меж берез и снегов. Нашу душу нельзя не понять, не измерить. Если парус порвет самый яростный шторм. Это русский характер помогает нам верить, Это русский характер с двуглавым орлом. Слайд 27 Д\З ?37 в к/а стр 32 выучить состав эк районов ц.р.Спасибо за работу на уроке! Рефлексия. На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Мое настроение Материал урока мне был Активно/пассивно Доволен/недоволен Коротким/длинным Не устал/ устал Стало лучше/ стало хуже Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Легким/трудным Домашнее задание мне кажется Интересно/неинтересно 1. определяет шаблон  района и подписывает из каких субъектов РФ состоит экономический район  1гр. Природние условия.  ­Прочтите внимательно  задание. Время выполнения ­ 5 минут. Работа с доп. мат: Используйте плакат в кабинете «Климатические пояса России», «Физическую карту России». Определите благоприятность природных условий для развития хозяйства ЦР.  Основная часть России лежит в умеренном климатическом поясе.  Климат на территории Ц.Р. умеренно­……………. с достаточным увлажнением на большей части,  осадки­ ….  зима снежная, но не суровая, tянв­……. Лето теплое,tиюля­……. Преобладающие ветры­ зимой…….  летом….. Рельеф территории Ц.Р. ……       Вывод:Природные условия Центральной России…………….для хозяйственной деятельности населения  2 группа: Природные ресурсы Ц.России (Работа с учебным материалом­стр. 168.) Минеральные ресурсы Водные ресурсы  Лесные ресурсы­ Равнинная поверхность  Земельные ресурсы­  Вывод: волго­вятский район центральный ЦЧР План описания ЭГП района 1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное). 2. Экономическое окружение (соседние районы, соседние государства). 3. Положение относительно крупных(главных) топливных, энергетических и сырьевых баз. 4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные и др.) 5. Выводы о влиянии ЭГП на развитие его хозяйства. Проблемы района, связанные с его   географическим положением. План описания ЭГП района 1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное). 2. Экономическое окружение (соседние районы, соседние государства). 3. Положение относительно крупных(главных) топливных, энергетических и сырьевых баз. 4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные и др.) 5. Выводы о влиянии ЭГП на развитие его хозяйства. Проблемы района, связанные с его   географическим положением. План описания ЭГП района 1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное). 2. Экономическое окружение (соседние районы, соседние государства). 3. Положение относительно крупных(главных) топливных, энергетических и сырьевых баз. 4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные и др.) 5. Выводы о влиянии ЭГП на развитие его хозяйства. Проблемы района, связанные с его   географическим положением. План описания ЭГП района 1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное). 2. Экономическое окружение (соседние районы, соседние государства). 3. Положение относительно крупных(главных) топливных, энергетических и сырьевых баз. 4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные и др.) 5. Выводы о влиянии ЭГП на развитие его хозяйства. Проблемы района, связанные с его   географическим положением. Выполнить тест. 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный; Б) Центрально­Чернозёмный; В) Волго­Вятский; Г) Северный. 2. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное; Б) столичное; В) приграничное. 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина; Б) Беларусь; В) Молдавия; Г) Литва. 4. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами; Б) железными дорогами; В) трубопроводами; Г) всеми видами  транспорта. 5. Центральная Россия А) богата природными ресурсами; Б) не богата природными ресурсами. 6. В Центральной России есть крупное месторождение А) бурого угля; Б) торфа; В) фосфоритов; Г) железной руды. 7. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия; Б) полезные ископаемые; В) ЭГП. Выполнить тест. 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный; Б) Центрально­Чернозёмный; В) Волго­Вятский; Г) Северный. 2. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное; Б) столичное; В) приграничное. 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина; Б) Беларусь; В) Молдавия; Г) Литва. 4. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами; Б) железными дорогами; В) трубопроводами; Г) всеми видами  транспорта. 5. Центральная Россия А) богата природными ресурсами; Б) не богата природными ресурсами. 6. В Центральной России есть крупное месторождение А) бурого угля; Б) торфа; В) фосфоритов; Г) железной руды. 7. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия; Б) полезные ископаемые; В) ЭГП. Выполнить тест. 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный; Б) Центрально­Чернозёмный; В) Волго­Вятский; Г) Северный. 2. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное; Б) столичное; В) приграничное. 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина; Б) Беларусь; В) Молдавия; Г) Литва. 4. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами; Б) железными дорогами; В) трубопроводами; Г) всеми видами  транспорта. 5. Центральная Россия А) богата природными ресурсами; Б) не богата природными ресурсами. 6. В Центральной России есть крупное месторождение А) бурого угля; Б) торфа; В) фосфоритов; Г) железной руды. 7. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия; Б) полезные ископаемые; В) ЭГП.

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2019