Конспект урока географии на тему "Центральная Россия"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

развивать информационно-коммуникационную компетенцию учащихся при формировании знаний о составе, ЭГП и природных ресурсах региона для развития экономики Центральной России. Что должен знать ученик к концу изучения темы: состав, площадь, ЭГП, природные ресурсы Центральной России. Что должен уметь ученик к концу изучения темы: определять состав, физико- и экономико-географическое положение Центральной России, оценивать природно-ресурсный потенциал Центральной России, объяснять изменение ЭГП во времени, понимать географическую специфику региона, использовать приобретённые знания и умения при оценке географической, специфики региона, важных социально- экономических событий в стране, геополитической и геоэкономической ситуации в России.
Иконка файла материала центральная россия.docx
Тема урока:"Центральная Россия. Состав, экономико­географическое положение, природные ресурсы" Триединая задача: развивать информационно­коммуникационную компетенцию учащихся при  формировании знаний о составе, ЭГП и природных ресурсах региона для развития экономики  Центральной России. Что должен знать ученик к концу изучения темы: состав, площадь, ЭГП, природные ресурсы  Центральной России. Что должен уметь ученик к концу изучения темы: определять состав, физико­ и экономико­ географическое положение Центральной России, оценивать природно­ресурсный потенциал Центральной России, объяснять изменение ЭГП во времени, понимать географическую специфику региона,  использовать приобретённые знания и умения при оценке географической, специфики региона, важных  социально­ экономических событий в стране, геополитической и геоэкономической ситуации в России. Формирование ключевых компетенций. Познавательная компетенция: умение самостоятельно и мотивированно организовывать  познавательную деятельность; умение определять сущностные характеристики Центральной России; умение формулирования полученных результатов. Информационно­коммуникационная компетенция: умение извлечь необходимую информацию по теме в  источниках различного типа; умение перевести информацию из одной знаковой системы в другую. Рефлексивная компетенция: объективное оценивание своих учебных достижений; учёт мнения других  людей при определении собственной позиции; умения соотносить приложенные усилия с полученными  результатами; умение организации и участия в коллективной деятельности. Тип урока: изучения нового материала. Основные методы обучения: частично­поисковый, практический. Подготовка к ОГЭ. Формы организации учебно­познавательной деятельности: фронтальная, групповая. Ход урока  1.Организационный момент:  Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся  к уроку(книги, тетради, к/а, ручки) ­Представьте себе, что мысли в вашей  голове – это лучи света. Пусть все лучи соберутся и свет  всех ваших мыслей объединится в один большой, красивый и мощный луч. Теперь вы в состоянии  сосредоточиться на любой работе. Этап актуализации знаний. ­А начнем мы наш урок с песни!? (вкл. песню Родина и слайд­шоу природы нашей страны) Слайд 1 ­О чем поется в песне? (о родине, о необъятных просторах, о красоте нашей земли русской) ­ Какие чувства вы испытывали, слушая песню? (гордости, любви, патриотизма) ­А за что вы любите свою страну? (ответы) Слайд 2  Прочитайте слова… ­И каждый из нас должен знать свою страну, родину. А для этого необходимо ее изучать. И у нас для этого  урок географии. ­Можно ли такую огромную территорию изучить сразу?  (нет, необходимо разделить на части, районы) ­А как в географии называется такой метод деления? (районирование) Метод географии, позволяющий более глубоко изучить географические особенности территорий России  и решать проблемы районов и страны в целом.  ­Вспомните, на какие природные районы мы делили нашу страну в 8 классе? (природные регионы)  Назовите: ( В­Е равнина…) В 9 классе, изучая административно­территориальное устройство России (на субъекты РФ)                         ­Какие субъекты в России есть? (области, края, округа, республики…) ­А в каком субъекте находится столица нашей Родины? ( Центр Р.) ­По указу президента РФ  для укрепления эффективности федеральной государственной власти,  совершенствования контроля за исполнением законов, Конституции России в субъектах федерации.  Территория была поделена на… на 8 федеральных округов  ­ Какие федеральные округа мы изучили? (европейский север, европейский северо­запад) С хозяйственной оценки территории какое существует деление страны? (на экономические районы)­Сформулируйте тему урока.(Формулируют тему урока:)   Вспомните план, по которому даётся описание любой территории. Сегодня на уроке мы  ­Что такое экономический район? (Это территория, отличающаяся своей специализацией. Состоящая из  нескольких компактно расположенных субъектов страны, имеющих схожие природные условия, историю освоения и главное отрасли специализации, которые являются «лицом» района.) Слайд 3 Сколько экономических районов выделяется на территории России?(11) работа по атласу            ­ В какие две большие экономические  зоны данные районы объединены? Этап изучения нового материала. Перевод практической задачи в учебно­практическую: создание  учебной ситуации. ­Как вы думаете, ребята, с какой экономической зоны необходимо начать изучение отдельных  территорий России?(западной) ­А с какого экономического района продолжим  изучение?(Центрального) ­Центральный и соседние с ним районы образуют центр России. Как будет называться данный регион? Слайд 4,5 (Центральная Россия) ­ давайте поиграем «Верю­не верю» Слайд 6,7 ­ Слайд 8   (запишите в тетрадь) (на доске перевернуть лист) “Центральная Россия: Состав, ЭГП, природные  условия и ресурсы”. ­Определите задачи, которые вы должны решить на уроке: (Самостоятельно формулируют задачи урока.) Знать: состав, ЭГП, природные условия и природные ресурсы региона. Уметь: определять состав региона, оценивать ЭГП, природные условия, природные ресурсы. Слайд 9   рассмотрим 3 первых характеристики из данного плана.  Приступаем к решению первой задачи: Состав Ц.Р.  Слайд 10,11 Центральная Россия – это крупный межрайонный комплекс. Посмотрите на карту в  учебнике на стр. 228 и назовите районы, которые образуют Центральную Россию. (Проверьте по слайду) ­Откройте  тетради и запишите их и крупнейший город каждого района.(Центральный ­ Москва, ЦЧР –  Воронеж, Волго­Вятский – Нижний Новгород,) (Я у доски показываю и рассказываю:) ­Центральная Россия ­ это огромный межрайонный комплекс в составе трех районов: Центрального,  Центрально­ Черноземного и Волго­Вятского. Каждый из районов Центральной России имеет свое «лицо», занимает определенное место в хозяйстве  России. Однако у всех трех экономических районов много общего в исторических судьбах, природных  условиях, особенностях хозяйства, проблемах развития. Очень давно проявилась у них большая  потребность во взаимосвязях. Развивая свою экономику, районы дополняют друг друга. Поработаем в группах: Каждая группа получает шаблон эк. района – определяет какого и подписывает  из каких субъектов РФ состоит каждый экономический район  Отчитаться о проделанной работе, т.е. показать на карте и назвать из каких субъектов состоит ваш  экономический  район. (отчет групп)    ­Состав Центральной России мы определили, а теперь приступим к решению 2 задачи:     Определим ЭГП  для этого мы воспользуемся картой атласа стр 26 и планом(на каждой парте) Запишите в тетрадь:ЭГП  Центральной России    Прочитайте 1 ? 1. Положение на территории государства: окраинное, пограничное, центральное. В какой части России находится Центральная Россия? 1. Расположен на западе европейской  части России. Москва – столичное положение, центральное.   Слайд 16,17   Прочитайте 2 ? 2. Соседние районы, пограничные государства: Назовите соседей Центральной России Слайд 18  2.Соседние районы: Северо­Западный район, Европейский Север, Уральский район, Поволжье,  Европейский Юг. 2.Пограничные районы: На западе граничит с Украиной и Белоруссией. Слайд 19 2.Запись тетрадь: (Соседи – развитые районы и республики бывшего СССР;)  Слайд 12,13,14  Слайд 15     1.Запись в тетрадь:(Столичное, центральное)Слайд 20   Сопоставляют свои выводы со слайдом­образцом.   А теперь переходим к третьей составляющей темы урока:оценим природные условия и  Прочитайте 3 ? 3. Положение к топливно­энергетическим и сырьевым базам: анализ карт  атласа стр 10 3.Центральная Росия Удобно расположена к энергетическим и сырьевым базам(Поволжье, Северный  Кавказ, Европейский Север, Урал ). 3.Запись тетрадь Близость топливных и сырьевых баз.  Прочитайте 4 ? 4. Положение к транспортным магистралям: анализ карт атласа стр21, 22, 23. Какими видами транспорта представлена Россия? 4. Центральная Россия­ это столичный регион. Он имеет наиболее развитую транспортную сеть, которая  представлена всеми видами транспорта.    4.Запись тетрадь: Насыщенность транспортными путями; 5. Сделайте вывод о влиянии ЭГП района на развитие его экономики (благоприятные и неблагоприятные  стороны) Вывод: район имеет выгодное экономико­географическое положение.  Итак, мы дали характеристику ЭГП Центральной России, оценили его как выгодное с точки зрения  развития хозяйства.  ­Теперь попробуйте назвать все черты, которые определяют выгодность ЭГП Центральной России: Слайд 21   Называют черты: ­ Столичное положение;  ­ Центральное положение;  ­ Соседи – развитые районы и республики бывшего СССР; ­Близость топливных и сырьевых баз.  ­ Насыщенность транспортными путями; Слайд 22   природные ресурсы для хозяйственной деятельности Ц.Р. Продолжаем работать в группах. 1гр. Природние условия.  ­Прочтите внимательно  задание. Время выполнения ­ 5 минут. Работа с доп. мат: Используйте плакат в кабинете «Климатические пояса России», «Физическую карту России». Определите благоприятность природных условий для развития хозяйства ЦР.  Основная часть России лежит в умеренном климатическом поясе.  Климат на территории Ц.Р. умеренно­……………. с достаточным увлажнением на большей части,  осадки­ ….  зима снежная, но не суровая, tянв­……. Лето теплое,tиюля­……. Преобладающие ветры­ зимой…….  летом….. Рельеф территории Ц.Р. ……       Вывод:Природные условия Центральной России…………….для хозяйственной деятельности населения  2 группа: Природные ресурсы Ц.России (Работа с учебным материалом­стр. 168.) Минеральные ресурсы­ (не богаты, Подмосковный буроугольный бассейн; строительные материалы:  песок, глина; химическое сырье: соль, фосфориты; бокситы­ сырье для пр­ва алюминия. Важное значение имеет крупное месторождение ж/р – КМА) Водные ресурсыневелики, созданы каналы и водопроводы для снабжения водой Московского промышл  узла. Лесные ресурсы­тайга. Используются в промышленности.(природоохр  и санитарное зн) Равнинная пов­ть удобна для с/х. Земельные ресурсы­ плодородные почвы черноземы. Вывод: Ц. Россия (не богата) природными ресурсами. ­ Мы выяснили, что территория Центральной России расположена в умеренно – континентальном  климате, имеет равнинный рельеф. Она слабо обеспечена природными ресурсами. Исключение  составляет Центрально – Чернозёмный район, где  есть   железные руды и  чернозёмные почвы. Слайд 23 ­Давайте попробуем предположить: развитию каких отраслей хозяйства способствуют природные  условия и природные ресурсы Ц.Р.?(ответы) Этап первичного закрепления изученного.Чтобы определить, как вы усвоили тему сегодняшнего урока, проведём тренировочный тест, после  выполнения, которого вы сами себя оцените. Время выполнения – 5 минут.  Цель: определить уровень усвоения знаний по теме урока. Выполнить тест. Слайд 24 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный; Б) Центрально­Чернозёмный; В) Волго­Вятский; Г) Северный. 2. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное; Б) столичное; В) приграничное. 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина; Б) Беларусь; В) Молдавия; Г) Литва. 4. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами; Б) железными дорогами; В) трубопроводами; Г) всеми видами транспорта. 5. Центральная Россия А) богата природными ресурсами; Б) не богата природными ресурсами. 6. В Центральной России есть крупное месторождение А) бурого угля; Б) торфа; В) фосфоритов; Г) железной руды. 7. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия; Б) полезные ископаемые; В) ЭГП. Правильные ответы:1Г 2БВ 3АБ 4Г 5Б 6Г 7АВ Слайд 25 Алгоритм оценки (самооценки) “5” – 7 правильных ответа; “4” – 6­5; “3” – 4; “2” – 3­0. На слайде правильные ответы и алгоритм оценивания. Проверяют, сравнивают с образцом и ставят себе  оценку. Этап подведения итогов урока. Итак, наш урок подходит к концу. Нам необходимо подвести итог.  ­Справились ли мы с теми задачами, которые поставили в начале урока? (ответы) ­?Мы рассмотрели состав региона, выявили и оценили его экономико­географическое положение,  оценили природные условия и природные ресурсы для развития хозяйства Центральной России. ­Какое значение лично для каждого имеют знания, полученные сегодня? ­Какие вопросы у вас вызвали затруднение? ­Довольны ли вы результатами своей работы? Слайд 26Мы встаем, как рассветы встают над полями, За друзей умираем и прощаем врагов. Наша правда сильна и, страну выбирая, Снова выберем эту меж берез и снегов. Нашу душу нельзя не понять, не измерить. Если парус порвет самый яростный шторм. Это русский характер помогает нам верить, Это русский характер с двуглавым орлом. Слайд 27 Д\З ?37 в к/а стр 32 выучить состав эк районов ц.р.Спасибо за работу на уроке! Рефлексия. На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Мое настроение Материал урока мне был Активно/пассивно Доволен/недоволен Коротким/длинным Не устал/ устал Стало лучше/ стало хуже Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Легким/трудным Домашнее задание мне кажется Интересно/неинтересно1. определяет шаблон  района и подписывает из каких субъектов РФ состоит экономический район  1гр. Природние условия.  ­Прочтите внимательно  задание. Время выполнения ­ 5 минут. Работа с доп. мат: Используйте плакат в кабинете «Климатические пояса России», «Физическую карту России». Определите благоприятность природных условий для развития хозяйства ЦР.  Основная часть России лежит в умеренном климатическом поясе.  Климат на территории Ц.Р. умеренно­……………. с достаточным увлажнением на большей части,  осадки­ ….  зима снежная, но не суровая, tянв­……. Лето теплое,tиюля­……. Преобладающие ветры­ зимой…….  летом….. Рельеф территории Ц.Р. ……       Вывод:Природные условия Центральной России…………….для хозяйственной деятельности населения  2 группа: Природные ресурсы Ц.России (Работа с учебным материалом­стр. 168.) Минеральные ресурсы Водные ресурсы  Лесные ресурсы­ Равнинная поверхность  Земельные ресурсы­  Вывод:волго­вятский район центральныйЦЧР План описания ЭГП района 1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное). 2. Экономическое окружение (соседние районы, соседние государства). 3. Положение относительно крупных(главных) топливных, энергетических и сырьевых баз. 4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные и др.) 5. Выводы о влиянии ЭГП на развитие его хозяйства. Проблемы района, связанные с его   географическим положением. План описания ЭГП района 1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное). 2. Экономическое окружение (соседние районы, соседние государства). 3. Положение относительно крупных(главных) топливных, энергетических и сырьевых баз. 4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные и др.) 5. Выводы о влиянии ЭГП на развитие его хозяйства. Проблемы района, связанные с его   географическим положением. План описания ЭГП района 1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное). 2. Экономическое окружение (соседние районы, соседние государства). 3. Положение относительно крупных(главных) топливных, энергетических и сырьевых баз. 4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные и др.) 5. Выводы о влиянии ЭГП на развитие его хозяйства. Проблемы района, связанные с его   географическим положением. План описания ЭГП района 1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное). 2. Экономическое окружение (соседние районы, соседние государства). 3. Положение относительно крупных(главных) топливных, энергетических и сырьевых баз. 4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные и др.) 5. Выводы о влиянии ЭГП на развитие его хозяйства. Проблемы района, связанные с его   географическим положением.Выполнить тест. 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный; Б) Центрально­Чернозёмный; В) Волго­Вятский; Г) Северный. 2. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное; Б) столичное; В) приграничное. 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина; Б) Беларусь; В) Молдавия; Г) Литва. 4. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами; Б) железными дорогами; В) трубопроводами; Г) всеми видами  транспорта. 5. Центральная Россия А) богата природными ресурсами; Б) не богата природными ресурсами. 6. В Центральной России есть крупное месторождение А) бурого угля; Б) торфа; В) фосфоритов; Г) железной руды. 7. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия; Б) полезные ископаемые; В) ЭГП. Выполнить тест. 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный; Б) Центрально­Чернозёмный; В) Волго­Вятский; Г) Северный. 2. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное; Б) столичное; В) приграничное. 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина; Б) Беларусь; В) Молдавия; Г) Литва. 4. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами; Б) железными дорогами; В) трубопроводами; Г) всеми видами  транспорта. 5. Центральная Россия А) богата природными ресурсами; Б) не богата природными ресурсами. 6. В Центральной России есть крупное месторождение А) бурого угля; Б) торфа; В) фосфоритов; Г) железной руды. 7. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия; Б) полезные ископаемые; В) ЭГП. Выполнить тест. 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный; Б) Центрально­Чернозёмный; В) Волго­Вятский; Г) Северный. 2. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное; Б) столичное; В) приграничное. 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина; Б) Беларусь; В) Молдавия; Г) Литва. 4. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами; Б) железными дорогами; В) трубопроводами; Г) всеми видами  транспорта. 5. Центральная Россия А) богата природными ресурсами; Б) не богата природными ресурсами. 6. В Центральной России есть крупное месторождение А) бурого угля; Б) торфа; В) фосфоритов; Г) железной руды.7. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия; Б) полезные ископаемые; В) ЭГП.