Урок литературы. Горький А.М. Жизнь и творчество. СПО 1 курс.
Оценка 4.7

Урок литературы. Горький А.М. Жизнь и творчество. СПО 1 курс.

Оценка 4.7
docx
24.01.2022
Урок литературы. Горький А.М. Жизнь и творчество. СПО 1 курс.
Урок по биографии Горького..docx

СПО 1 курс.

Урок литературы.

Тема:

«А.М.Горький. Жизнь и творчество»

 

Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели занятия:

1. Дидактические:

  • Познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества писателя.
  • Показать особенности романтизма Горького.
  • Создать условия для систематизации знаний по теме занятия.

2. Развивающие:

  • Способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материал, раскрывающий процесс работы над художественным произведением.
  • Продолжить работу над развитием монологической речи.

3. Воспитательные:

  • Содействовать повышению интереса к созданию произведений русской классической литературы.

Ожидаемый результат:

  • научиться создавать связный текст с опорой на слайды лекции.

Межпредметные связи: история, информатика, русский язык.

Средства обучения:

  • портрет писателя.
  • мультимедийный комплекс

При дистанционном формате: Система Moodle, учебник Обернихиной Г.А.

 

План урока:

1. Организация начала урока: Постановка учебной задачи. Запись эпиграфа.

2. Урок-лекция:

     1). Вводное слово преподавателя.

     2). Биография писателя.

     3). Творчество Горького.

     4). Романтизм молодого Горького как художественно-эстетическая система.

3. Тест.

4. Рефлексия.

5. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

 

 "Человека создает его сопротивление

окружающей среде" 

(М. Горький)
 

Ход урока

1. Урок-лекция преподавателя, обучающиеся ведут конспект.

     1). Вводное слово преподавателя:

     Автор пьесы «На дне», романа «Мать» и автобиографических повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты», Максим Горький много лет жил в бедности, снимал углы в ночлежках, работал продавцом, посудомойщиком и помощником сапожника. После революции его признали «главным пролетарским писателем». В честь Горького называли улицы, Литературный институт, а в 1934 году его назначили главой Союза писателей СССР. Знаменитый русский писатель и драматург, автор произведений на революционную тематику, основоположник социалистического реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Много лет провел в эмиграции.

 

2). Биография писателя.

     Ранние годы: «Я был наполнен стихами бабушки»

     Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом. Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».

     К 1870-м годам дед Горького разорился. Семья переехала в самый бедный район Нижнего Новгорода — Кунавинскую слободу. Чтобы помочь родственникам, будущий писатель с детства пытался заработать и занимался ветошничеством — искал на улицах города вещи и продавал их.                В 1878 году Горький поступил в Слободско-Кунавинское начальное училище. Учился он отлично, от учителей получал награды за хорошие оценки — книги, похвальные листы.

    

Обучение и начало литературной деятельности.

     В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.

     Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, а затем впервые арестован в 1888 году. 

     Первый напечатанный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в 1892 году. Затем, опубликованные в 1898 году сочинения в двух томах «Очерки и рассказы», принесли писателю известность.

     К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль» (1895), пьесы «Мещане» (1901) и «На дне»(1902), повести «Детство» (1913—1914) и «В людях» (1915—1916),  роман «Жизнь Клима Самгина»(1925—1936), который автор так и не закончил, а также многие циклы рассказов.

     Горький также писал сказки для детей. Среди них: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар»,  «Сказки об Италии» и другие. Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал.

 

Эмиграции, возвращение на родину.

     В 1906 году Максим Горький переезжает в США, затем в Италию, где он прожил до 1913 года. Даже там творчество Горького защищало революцию. Вернувшись в Россию, он останавливается в Петербурге. Тут Горький работает в издательствах, занимается общественной деятельностью. В 1921 году из-за обострившейся болезни, по настоянию Владимира Ленина, и разногласий с властью вновь уезжает за границу. В СССР писатель окончательно возвращается в октябре 1932 года.

 

Последние годы и смерть.

     На родине он продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и журналы.

     Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки (Московская область) при загадочных обстоятельствах.  Ходили слухи, что причиной его смерти стало отравление и многие в этом обвиняли Сталина. Однако эта версия так и не подтвердилась.

 

3). Творчество Горького.

     Творчество Горького оказало колоссальное воздействие на развитие литературы советского периода, культурную и общественную жизнь эпохи начала ХХ века, а также на мировую публицистику.

      Советские писатели продолжили традиции М.Горького, обогатив при этом искусство социалистической среды новейшими достижениями.

     Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.

     М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.

     Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.

   

        В 1891 году Пешков отправляется в спонтанное странствие по России, за время этого с ним случается множество необычайных историй, которые ему настоятельно советуют записывать. Так появляется повесть «Макар Чудра», биографы часто считают это произведение первой настоящей работой писателя, ведь оно было подписано псевдонимом — Максим Горький. С этого и начинается многообещающий творческий путь молодого таланта. Этот рассказ опубликовала газета «Кавказ» (1892 год). Затем писатель стал работать с другими изданиями печати: «Нижегородская листовка», «Самарская газета», «Волжский вестник».

     Далее следуют несколько публикаций в литературных журналах, писатель медленно, но верно набирает обороты. Он быстро обучается журналистскому делу. Работа в редакции позволяет творцу зарабатывать на хлеб интеллектуальным трудом. В течение двух с половиной лет Горький публикует около пятисот статей. В это же время выходит в свет новое произведение Горького под названием «Челкаш». Именно этот рассказ приносит писателю известность.

      В дальнейшем были выпущены в свет его следующие творения: «Старуха Изергиль»; «Коновалов»; «Челкаш»; «Песня о соколе». Всероссийскую знаменитость и популярность писателю принесли 2 тома рассказов и новелл (1898 год).

 

      От коротких и несложных повествований Горький поэтапно перешел к более значимым произведениям. Появилась поэма «Двадцать шесть и одна» (1899 год), а вскоре и первый роман «Фома Гордеев». Слава Максима Горького сравнялась с популярностью таких художников слова, как А.П. Чехов или Л.Н. Толстой.

      В 1902-1903 годах наступает пик популярности Горького. Он становится настоящим законодателем мод в литературе, основывает течение «социальный реализм», за каждым словом автора следит вся страна. Но писатель не купается в лучах славы, он продолжает плодотворно работать. В этот период он закончил пьесу «На дне» и начал работу над повестью «Мать». В 1904-1905 годах свет увидели еще несколько пьес, это: «Варвары», «Дачники», «Дети солнца».

     С 1902 по 1921 года Горький успешно занимается издательской деятельностью. Его издательство «Знание» открыло читателям многообещающих неизвестных писателей. Он обладал тонким вкусом и тщательно подбирал авторов, которых будет печатать. По сути, Пешков занимается просветительской деятельностью, он снова в авангарде, его издательство является самым популярным в России, но теперь он ведет за собой множество других авторов. Издательство большими тиражами печатает совместные альманахи и сборники, Горький и его коллеги невероятно быстро двигают вперед тяжеловесный литературный процесс.

 

      Отзывы критиков на создания М.Горького как в России, так и других государствах были крайне разнообразны и многочисленны, вокруг его творчества началась литературная борьба. Влияние писателя распространилось на общественную и литературную жизнь Запада и Востока. М.Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи со следующими передовыми зарубежными авторами: Т. Драйзер, Дж. Лондон (США) А.Барбюс, А.Франс, Р.Роллан (Франция) М.Андерсен-Неске (Дания).

 

4). Романтизм молодого Горького как художественно-эстетическая система (характеристика раннего этапа творчества).
     Ранний период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя - бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни.М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
     Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей.

 

     Романтизм направление в литературе, особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

 

   Черты романтизма:

·         провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;

·         утверждение внутренней бесконечности, человеческой индивидуальности;

·         интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному;

·         тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;

·         мучительное переживание героя разлада с действительностью;

·         отказ героя от обыденного;

·         стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.

     В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года Горький пишет: «Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его творчества, бог – частица его разума и сердца...». 

     Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического».

     Именно группа романтических рассказов воспринималась как визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников. В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека с  окружающим  миром,  а  также  проблема  человека  как  личности вообще. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя.   Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия. Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры. В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Он одушевляет природу. Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать. Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме. Молодого  писателя  интересует  характер,  личность  как  проявление индивидуального, особенного. Это яркость, исключительность их характеров, выделявшая их из окружающих, и драматизм их отношений с миром обыденной реальности, и принципиальное одиночество. Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Романтические герои Горького: сильные, гордые, свободолюбивые, одинокие, особенные, яркие, необычные, сильные, загадочные. И основными романтическими произведениями М.Горького стали «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

5.Тест о жизни и творчестве М.Горького (в системе Мудл).

6. Рефлексия знаний.

    Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги… и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…”

     Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он - воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни. 

   -  Интересна ли ваша жизнь?

   - Какие подвиги может совершить человек вашего возраста?
 

7. Выставление оценок.

 

8. Домашнее задание: Прочитать пьесу М. Горького «На дне».


 

СПО 1 курс. Урок литературы.

СПО 1 курс. Урок литературы.

Автор пьесы «На дне», романа «Мать» и автобиографических повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты»,

Автор пьесы «На дне», романа «Мать» и автобиографических повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты»,

Последние годы и смерть.

Последние годы и смерть.

России, но теперь он ведет за собой множество других авторов

России, но теперь он ведет за собой множество других авторов

Именно группа романтических рассказов воспринималась как визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников

Именно группа романтических рассказов воспринималась как визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022