СПО 1 курс.
Урок литературы.
Тема:
«А.М.Горький. Жизнь и творчество»
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели занятия:
1. Дидактические:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Ожидаемый результат:
Межпредметные связи: история, информатика, русский язык.
Средства обучения:
При дистанционном формате: Система Moodle, учебник Обернихиной Г.А.
План урока:
1. Организация начала урока: Постановка учебной задачи. Запись эпиграфа.
2. Урок-лекция:
1). Вводное слово преподавателя.
2). Биография писателя.
3). Творчество Горького.
4). Романтизм молодого Горького как художественно-эстетическая система.
3. Тест.
4. Рефлексия.
5. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.
6. Домашнее задание.
"Человека создает его сопротивление
окружающей среде"
(М. Горький)
Ход урока
1. Урок-лекция преподавателя, обучающиеся ведут конспект.
1). Вводное слово преподавателя:
Автор пьесы «На дне», романа «Мать» и автобиографических повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты», Максим Горький много лет жил в бедности, снимал углы в ночлежках, работал продавцом, посудомойщиком и помощником сапожника. После революции его признали «главным пролетарским писателем». В честь Горького называли улицы, Литературный институт, а в 1934 году его назначили главой Союза писателей СССР. Знаменитый русский писатель и драматург, автор произведений на революционную тематику, основоположник социалистического реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Много лет провел в эмиграции.
2). Биография писателя.
Ранние годы: «Я был наполнен стихами бабушки»
Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом. Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».
К 1870-м годам дед Горького разорился. Семья переехала в самый бедный район Нижнего Новгорода — Кунавинскую слободу. Чтобы помочь родственникам, будущий писатель с детства пытался заработать и занимался ветошничеством — искал на улицах города вещи и продавал их. В 1878 году Горький поступил в Слободско-Кунавинское начальное училище. Учился он отлично, от учителей получал награды за хорошие оценки — книги, похвальные листы.
Обучение и начало литературной деятельности.
В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.
Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, а затем впервые арестован в 1888 году.
Первый напечатанный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в 1892 году. Затем, опубликованные в 1898 году сочинения в двух томах «Очерки и рассказы», принесли писателю известность.
К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль» (1895), пьесы «Мещане» (1901) и «На дне»(1902), повести «Детство» (1913—1914) и «В людях» (1915—1916), роман «Жизнь Клима Самгина»(1925—1936), который автор так и не закончил, а также многие циклы рассказов.
Горький также писал сказки для детей. Среди них: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии» и другие. Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал.
Эмиграции, возвращение на родину.
В 1906 году Максим Горький переезжает в США, затем в Италию, где он прожил до 1913 года. Даже там творчество Горького защищало революцию. Вернувшись в Россию, он останавливается в Петербурге. Тут Горький работает в издательствах, занимается общественной деятельностью. В 1921 году из-за обострившейся болезни, по настоянию Владимира Ленина, и разногласий с властью вновь уезжает за границу. В СССР писатель окончательно возвращается в октябре 1932 года.
Последние годы и смерть.
На родине он продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и журналы.
Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки (Московская область) при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что причиной его смерти стало отравление и многие в этом обвиняли Сталина. Однако эта версия так и не подтвердилась.
3). Творчество Горького.
Творчество Горького оказало колоссальное воздействие на развитие литературы советского периода, культурную и общественную жизнь эпохи начала ХХ века, а также на мировую публицистику.
Советские писатели продолжили традиции М.Горького, обогатив при этом искусство социалистической среды новейшими достижениями.
Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.
М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.
Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.
В 1891 году Пешков отправляется в спонтанное странствие по России, за время этого с ним случается множество необычайных историй, которые ему настоятельно советуют записывать. Так появляется повесть «Макар Чудра», биографы часто считают это произведение первой настоящей работой писателя, ведь оно было подписано псевдонимом — Максим Горький. С этого и начинается многообещающий творческий путь молодого таланта. Этот рассказ опубликовала газета «Кавказ» (1892 год). Затем писатель стал работать с другими изданиями печати: «Нижегородская листовка», «Самарская газета», «Волжский вестник».
Далее следуют несколько публикаций в литературных журналах, писатель медленно, но верно набирает обороты. Он быстро обучается журналистскому делу. Работа в редакции позволяет творцу зарабатывать на хлеб интеллектуальным трудом. В течение двух с половиной лет Горький публикует около пятисот статей. В это же время выходит в свет новое произведение Горького под названием «Челкаш». Именно этот рассказ приносит писателю известность.
В дальнейшем были выпущены в свет его следующие творения: «Старуха Изергиль»; «Коновалов»; «Челкаш»; «Песня о соколе». Всероссийскую знаменитость и популярность писателю принесли 2 тома рассказов и новелл (1898 год).
От коротких и несложных повествований Горький поэтапно перешел к более значимым произведениям. Появилась поэма «Двадцать шесть и одна» (1899 год), а вскоре и первый роман «Фома Гордеев». Слава Максима Горького сравнялась с популярностью таких художников слова, как А.П. Чехов или Л.Н. Толстой.
В 1902-1903 годах наступает пик популярности Горького. Он становится настоящим законодателем мод в литературе, основывает течение «социальный реализм», за каждым словом автора следит вся страна. Но писатель не купается в лучах славы, он продолжает плодотворно работать. В этот период он закончил пьесу «На дне» и начал работу над повестью «Мать». В 1904-1905 годах свет увидели еще несколько пьес, это: «Варвары», «Дачники», «Дети солнца».
С 1902 по 1921 года Горький успешно занимается издательской деятельностью. Его издательство «Знание» открыло читателям многообещающих неизвестных писателей. Он обладал тонким вкусом и тщательно подбирал авторов, которых будет печатать. По сути, Пешков занимается просветительской деятельностью, он снова в авангарде, его издательство является самым популярным в России, но теперь он ведет за собой множество других авторов. Издательство большими тиражами печатает совместные альманахи и сборники, Горький и его коллеги невероятно быстро двигают вперед тяжеловесный литературный процесс.
Отзывы критиков на создания М.Горького как в России, так и других государствах были крайне разнообразны и многочисленны, вокруг его творчества началась литературная борьба. Влияние писателя распространилось на общественную и литературную жизнь Запада и Востока. М.Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи со следующими передовыми зарубежными авторами: Т. Драйзер, Дж. Лондон (США) А.Барбюс, А.Франс, Р.Роллан (Франция) М.Андерсен-Неске (Дания).
4). Романтизм молодого Горького как
художественно-эстетическая система (характеристика раннего этапа творчества).
Ранний период творчества Максима Горького представлен, в
основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь
людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя -
бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни.М. Горький в юности мечтал
о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями.
Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в
этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его
ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей.
Романтизм – направление в литературе, особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Черты романтизма:
· провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
· утверждение внутренней бесконечности, человеческой индивидуальности;
· интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному;
· тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
· мучительное переживание героя разлада с действительностью;
· отказ героя от обыденного;
· стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.
В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года Горький пишет: «Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его творчества, бог – частица его разума и сердца...».
Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического».
Именно группа романтических рассказов воспринималась как визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников. В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия. Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры. В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Он одушевляет природу. Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать. Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме. Молодого писателя интересует характер, личность как проявление индивидуального, особенного. Это яркость, исключительность их характеров, выделявшая их из окружающих, и драматизм их отношений с миром обыденной реальности, и принципиальное одиночество. Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Романтические герои Горького: сильные, гордые, свободолюбивые, одинокие, особенные, яркие, необычные, сильные, загадочные. И основными романтическими произведениями М.Горького стали «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
5.Тест о жизни и творчестве М.Горького (в системе Мудл).
6. Рефлексия знаний.
Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги… и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…”
Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он - воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.
- Интересна ли ваша жизнь?
- Какие подвиги может совершить человек вашего возраста?
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание: Прочитать пьесу М. Горького «На дне».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.