Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников"
Оценка 5

Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников"

Оценка 5
doc
06.04.2021
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников"
Собрание по адаптации.doc

 

Родительское собрание

Тема: «Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе»

 

Цель собрания: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи:

1)    сформировать у родителей отчётливое представление о роли, возможностях, путях преемственности младшего школьного возраста и среднего звена;

2)    проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учёбы;

3)    выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

4)    привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация, буклеты для родителей, выставка детских рисунков.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, учителя-предметники.

 

ХОД СОБРАНИЯ:

I. Выступление классного руководителя с использованием презентации.

    - Добрый день, дорогие родители! Я рада видеть вас на нашем собрании. Начало учёбы в пятом классе – особый этап в школьной жизни. Особым он является не только для детей, но и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но и связаны с организацией жизни в школе в целом. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе.

Слайд №1:

- Итак, первая часть школьной жизни уже позади – ребёнок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь полтора месяца назад. Он теперь – пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь­ная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

- Тема нашего сегодняшнего собрания: «Особенности адаптации пятиклассников».

 

Слайд №2

     - Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ре­бенка.   

Вопросы родителям:

1.     Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?

2.     Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?

     3. Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?

    4. Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?

 

Слайд №3

Сравнительная таблица:

   

 

4 класс

5 класс

1

9 предметов

13 предметов

2

22 часа

29 часов

3

2 учителя

6 учителей

4

1-1,5 часа

2,5-3 часа

 

Слайд №4

          - В 5 классе новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, ученики. Данная система предполагает постоянное взаимодействие между участниками учебного процесса.

Современный пятиклассник – какой он? Это особенный ученик. У него за плечами начальная школа, четыре года обучения, он привык к одному человеку, своей первой учительнице, привык к играм, сказкам, другим детским забавам. Ему очень хочется повзрослеть, но и со своими детскими развлечениями он еще не желает прощаться.

  Наши дети пришли в 5 класс, они столкнулись с довольно «трудным» периодом – адаптационным периодом к средней школе. Они переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки у них проходят в разных кабинетах. К тому же переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства, а это достаточно серьёзный кризис.

Сегодняшний пятиклассник энергичный и любознательный, умный и настойчивый, старательный и творческий, внимательный и находчивый, взволнован и иногда растерян. Он хочет учиться, хочет знать больше. Пятиклассник верит нам, учителям и родителям, и мы не должны его обмануть. Он ждет перемен, ждет, что в школе ему станет интересно.         Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы учителя были довольны, чтобы «мама, когда увидит дневник, не наказывала и не плакала» - достаточно сильно у пятиклассников.

-         Трудно ему в школе?

- Да.

Современный пятиклассник имеет много новых предметов, у него новые учителя, от которых зависит, каким он будет через семь лет. К тому же, ему нужно приспосабливаться к требованиям разных учителей. Различные требования учителей зачастую оказываются им не под силу. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к учителю, плач, капризы; возникает чувство одиночества, что в школе они никому не нужны. Вследствие того, что ребенок не сможет выполнить определенных учебных задач, у него может снизиться интерес к учебе. Поэтому учителя и родители  постоянно должны быть готовыми помочь детям, чтобы у них не возник так называемый симптом обесценивания своей позиции как ученика.

Почти у всех 5-классников слово «оценка» вызывает сильное эмоциональное (часто негативное) переживание. К сожалению, идя на урок, ученики заранее настраиваются на плохую оценку. Тем самым в них незаметно формируется низкая самооценка, что в дальнейшем негативно отражается на всех сферах жизни. 
У детей этого возраста уже формируются личные взгляды на жизненные ценности и обучение. Но не все они могут ответить на вопрос: для чего я учусь? Поэтому создается «вакуум» мотива обучения. Происходит это потому, что прежние ценности ребенка уже не устраивают, а новые еще не сформировались.

   Необходимо целенаправленно формировать у ребенка правильную стойкую мотивацию к учебе. Можно выделить следующие мотивы учения:
- учимся для жизни, а не для школы;

- каким я стану зависит только от меня;

- я взрослею, и это ответственно.

    Если ученик сохранит эти мотивы обучения, то, окончив школу, он будет уверен в себе, целеустремленный, готов к взрослой жизни.

   Большинство детей переживает 5 класс как важнейший шаг в своей жизни.    Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Однако резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложнённые требования, предъявляемые пятиклассникам, несомненно, вызывают у них стресс.

    В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость, или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми и неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.

 Многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы уже нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере.

 Ученик 5 класса переходит от системы ученик-учитель (где ему известны все требования) к системе ученик-учителя-предметники (где ему ничего не известно). Поэтому сразу приспособиться к требованиям разных учителей невозможно. Для учеников, которые проходят период адаптации, нужно дать время, как минимум месяц для привыкания к требованиям учителей.

Проанализируем типичные проблемы пятиклассников и возможные пути их решения

 

Слайд №5

  Возникающие проблемы:

         очень много разных учителей;

         непривычное расписание;

         много новых кабинетов;

         новый классный руководитель;

         проблемы со старшеклассниками;

         возросший темп работы;

         возросший объем работ в классе и д/з;

         рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

         ослабление или отсутствие контроля;

         необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному   темпу, особенностям речи учителей; 

         несамостоятельность в работе с текстами;

         низкий уровень развития речи;

         слабое развитие навыков самостоятельной работы;

         своеобразие подросткового возраста. 

Слайд №6

       - Для решения данных проблем ученику необходимо быстро адаптироваться в новых условиях обучения:

   Адаптация – приспособление к окружающим условиям. /Биологическая, психологическая/

Слайд №7

Признаки успешной адаптации:

         удовлетворенность ребенка процессом обучения;

         ребенок легко справляется с программой;

         степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

         удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Слайд №8

Признаки дезадаптации:

         Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

         Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

         Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

         Нежелания выполнять домашние задания.

         Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

         Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

         Беспокойный сон.

         Трудности утреннего пробуждения, вялость.

         Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

  -  Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втяги­ваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко ме­няются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.

II  1)Результаты наблюдений за учебным процессом в 5 классе.

Слайд№12

-  Основные трудности, отмеченные в ходе наблюдения касаются самоорганизации учеников на уроках и во время перемен. Новая степень свободы, которая требует ее освоения, самодисциплины, произвольности часто заполняется стихийной деятельностью, как правило, общением, к чему в данный возрастной период наблюдается и большее предрасположение.

- Новый уровень сложности домашнего задания также приводит к тому, что часть учеников испытывает трудности в организации собственной деятельности по самостоятельной работе с учебным материалом.

 

2) Анкетирование родителей

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

1.     Моему ребенку нравится учиться в школе.

2.     Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.

3.     Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.

4.     К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

5.     В классе у него много друзей.

6.     Ему мало нравятся учителя в школе.

7.     Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

8.     Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

9.     Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

 

 

ш. Рекомендации родителям

Слайд №13-14

1. Как  можно помочь обучающимся в период адаптации:

         Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

         Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

         Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

         Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.

         Приучайте его к самостоятельности постепенно.

         Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

         Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

         Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

         Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

         Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

         Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

         Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

         Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

 

Игры для тренировки памяти и внимания.

 

Бабушка укладывает чемодан.

Суть состоит в том, что ведущий начинает игру и говорит «Бабушка укладывает в чемодан…зубную щетку». Разумеется, вместо зубной щетки мог быть и любой другой предмет, пришедший вам первый в голову. Следующий игрок должен повторить уже сказанное и добавить еще один предмет к бабушкиному багажу: «Бабушка укладывает в чемодан зубную щетку и полотенце». И так идет по кругу, пока цепочка становится настолько длинной, что ребенок уже не может ее воспроизвести. У некоторых она может доходить до 18-20 предметов.

Тренировка слуховой памяти.

Принцип этой игры еще проще, чем предыдущей. В нее удобнее играть с ребенком вдвоем. Прочитайте ему список из 10 слов или небольших словосочетаний, не связанных между собой (например: вертолет, собака, дом, карандаш, стол, трамвай и т.д.). После этого попросите повторить то, что он смог запомнить. Повторите все слова еще раз, чтобы ребенок услышал забытые слова. Через час можете попросить его повторить услышанные слова еще раз. Если он вспомнит 7-8 слов, то это отличный показатель долговременной памяти.

Спортивное ориентирование (квест).

Прекрасным и увлекательным способом тренировки памяти является спортивное ориентирование. Это не только станет любимым занятием вас и вашего ребенка, но и приучит ребенка к тому, что обучаться чему-либо новому это не так скучно и неинтересно, как кажется на первый взгляд. В современных детских летних лагерях тренировка памяти ориентированием нашла широкое применение, ведь это так нравится детям.

Тесты и упражнения для тренировки памяти.

Сегодня в интернете можно найти множество тестов и упражнений для тренировки памяти. Упражнения отличаются от тестов только тем, что они не подсчитывают ваш личный результат, а только стимулируют развитие памяти. Кроме того, что тесты могут показать, каков уровень вашей кратковременной или долговременной памяти на настоящий момент, с помощью них удобно наблюдать за прогрессом в течение тренировок.

Стихи для тренировки памяти.

Это, наверное, самый известный способ тренировки памяти. Стихотворения для тренировки памяти пользуются большой популярностью не только у школьников и подростков, но и у взрослых. Ведь это не только тренирует память, но и улучшает красноречие и увеличивает словарный запас. Способ такой тренировки памяти очень прост: просто выберете любой понравившееся и вдохновившее вас стихотворение и попытайтесь его запомнить так же, как и в школе. Сначала это может вызвать некоторые трудности, но ни в коем случае не сдавайтесь. Со временем заучивание стихов будет даваться вам все проще и проще!

 

 Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

В заключение нашего собрания предлагаем Вам  один флештренинг, который называется «Мудрец». (Показывается флештренинг по притче «Мудрец»)           

Притча Мудрец

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

 

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!

 

Избрание классного родительского комитета для решения организационных вопросов.

  Для того, чтобы наше сотрудничество было более продуктивным и тесным, необходимо  выбрать классный родительский комитет. Нам нужно 3 представителя от класса, которые будут помогать мне и другим родителям в решении организационных вопросов, сборе средств и их распределении. Предлагайте кандидатуры. Это может быть назначение по списку, по желанию, по очередности,  с  последующим распределением обязанностей внутри комитета. (Проходят выборы классного родительского комитета).

Высказывания родителей, беседа со всеми участниками собрания

Обсуждение и осмысление сказанного выше через диалог заинтересованных людей. Родители могут задавать вопросы, приводить свои доводы и пожелания педагогам, а также побеседовать наедине с интересующим их участником разговора.

VII. Подведение итогов собрания. Решение собрания.

Слайд №18

   - Благодарю всех участников собрания за сотрудничество. Исходя из вышесказанного, предлагаю:

                             Решение собрания:

1)    Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2)    Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни.

3)    Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

4)    Родителям вести контроль за выполнением домашних заданий учащимися, ведением дневников.

/ Решение собрания фиксируется в протоколе /Приложение №1/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол№1

        от 19.10 2018.г родительского собрания.

Присутствуют: 9 человек.

Тема «Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене?».

         Вопросы собрания:

1)    Выступление классного руководителя с темой собрания.

2)    Выборы родительского комитета

3)    Разное.

По первому  вопросу выступала классный руководитель учащихся 5 класса, и познакомила  родителей с тем, как происходит адаптационный период у ребят. Познакомила каждого родителя с успехами и трудностями детей.  Родителям была предложена анкета для заполнения.

Выступили родители:

А…. – В пятом классе у наших ребят стало много учителей. Хотелось бы чтобы все требования педагогов были одинаковые.

КЛ. РУК.:

- Все учителя предметники к своей работе относятся ответственно и требования к ученикам одинаковые.

Второй вопрос - выборы родительского комитета.

Список родительского комитета:

1.

2.

3.

Третий вопрос-  разное

·       Утвердили план работы на каникулы (провести спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья», чаепитие)

·       Питание учащихся в школе (ФИО учащихся, которые питаются платно). Все учащиеся класса питаются в школьной столовой.

·       Школьная форма: Придерживаемся формы: темный низ, светлый верх. Желательно школьная форма.

Решение родительского собрания:

5)    Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

6)    Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни.

7)    Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

8)    Родителям вести контроль за выполнением домашних заданий учащимися, ведением дневников.

 

Председатель родительского собрания:                /-----------./

Секретарь родительского собрания:                      /-----------/


Родительское собрание Тема: «Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе»

Родительское собрание Тема: «Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе»

Слайд №2 - Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ре­бенка

Слайд №2 - Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ре­бенка

Да. Современный пятиклассник имеет много новых предметов, у него новые учителя, от которых зависит, каким он будет через семь лет

Да. Современный пятиклассник имеет много новых предметов, у него новые учителя, от которых зависит, каким он будет через семь лет

Проанализируем типичные проблемы пятиклассников и возможные пути их решения

Проанализируем типичные проблемы пятиклассников и возможные пути их решения

Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы

Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы

У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем

У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания

Это, наверное, самый известный способ тренировки памяти

Это, наверное, самый известный способ тренировки памяти

Обсуждение и осмысление сказанного выше через диалог заинтересованных людей

Обсуждение и осмысление сказанного выше через диалог заинтересованных людей

Протокол№1 от 19.10 2018

Протокол№1 от 19.10 2018

Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями

Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2021