Родительское собрание во 2 младшей группе «Кризис 3-х лет»
В психологии рассматриваются 3 возрастных кризиса, которые переживает ребенок в дошкольном детстве: «кризис 1-го года», «кризис 3-х лет» и «кризис 7-ми лет». Все они характеризуются как переходные этапы от одного возраста к другому и являются необходимыми ступенями развития ребенка, при которых его психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов.
Возрастные кризисы от рождения до момента морально-нравственного взросления ребенка протекают по-разному. В каждом конкретном случае одни кризисы проходят более бурно, другие сглаженно, почти незаметно. Зависит это от индивидуальных особенностей ребенка и поведения взрослых. Наряду с наблюдаемыми положительными изменениями кризисы часто сопровождаются проявлениями у ребенка отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые в дальнейшем могут закрепиться.
Кризис трех лет может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х или в 3,5 года. Этот кризис – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Данный период принято считать критическим, острым, но важным в развитии самосознания ребенка. По Д.Эльконину, «кризис 3-х лет» - это кризис выделения ребенком своего «я».
В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребенок становится неуправляемым (его как будто подменили).
Первый заметный признак кризиса – трудности взаимодействия с ребенком. Появляются капризы, своевольные выходки.
Второй признак кризиса – резкое изменение в поведении ребенка: он становится возбудимым, требовательным, капризным. Такая демонстрация ребенком возрастающей самостоятельности и активности требует своевременной перестройки и от его близких.
На подходе к кризису присутствуют четкие симптомы:
v Острый интерес к своему изображению в зеркале;
v Заинтересованность своей внешностью, тем, как он выглядит в глазах других;
v У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании, при этом остро реагируют на неудачу.
Характерное кризисное явление – негативизм, т.е. неприятие требований или просьб взрослых, когда ребенок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый.
Болезненным явлением этого периода считается упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтобы с его мнением считались.
При внешней схожести упрямства и негативизма между ними также есть существенное отличие: негативизм – это отношение к другим, противостояние, а упрямство – отношение к себе, своему решению, за ним может стоять потребность в самоутверждении или самосохранении.
Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости (от нем. «вопреки», «наперекор»).
Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, что часто неадекватно возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты с взрослыми. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам. Может или не может, но хочет все делать сам.
Эта возрастающая самостоятельность – важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребенка свои упрямство и своеволие.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, не устраивать скандалов, избегать конфликтов. Но и идти на поводу немотивированных желаний ребенка нельзя, иначе он может стать деспотом по отношению к родителям.
Деспотизм может проявиться в семье с единственным ребенком, когда ребенок старается вернуть состояние, при котором раньше исполнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявить власть над окружающими.
Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота. Ревность проявляется особенно тогда, когда резко «забрасывают» старшего ребенка, уделяя все внимание младшему.
Возможно проявление пренебрежения ребенка (обесценивание) к тому, что до кризиса не вызывало отрицательных эмоций и было даже привлекательным: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.
Третий признак кризиса – неосознаваемый характер происходящих изменений для самого ребенка. Трехлетние дети не понимают и не замечают перемен в своем поведении и характере.
Четвертым признаком является временность, нестабильность изменений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные черты могут сохраниться, став особенностями личности и индивидуальности ребенка, а не возрастными особенностями.
Важным моментом возникновения различных симптомов являются запреты родителей. Они возникают потому, что взрослым действия ребенка нежелательны, а ребенку, в свою очередь, нужно удовлетворить потребность в активности, которая является основой его развития. Требование взрослого отказаться от этой активности и приводит к конфликтам
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.