Мальнова Наталья Анатольевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Белоярский»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ЗНАНИЯ О РЕБЕНКЕ – ОСНОВА ДЛЯ ЕГО ВОСПИТАНИЯ»
Цель: актуализировать у родителей потребность в понимании сущности процесса воспитания и в расширении представления об индивидуальных особенностях детей (их интересах, предпочтениях, причинах поведения, сложностях, возникающих при общении с окружающими и т.п.).
Оборудование и материалы: стулья, листы А4, фломастеры, презентация «Овца думает, что она собака. Теперь ее учат быть овцой» (Приложение 1).
Сценарий:
I. Вводная часть.
1. Игра-приветствие «Комплименты по кругу» Цель: психологически настроить участников на работу, сплотить группу.
Ведущий (педагог-психолог) и родители сидят на стульях, образуя круг, игрушка – талисман группы находится в руках у психолога. Предлагается по кругу говорить комплименты. Ведущий начинает игру, начиная с фразы: «Меня зовут (имя), мне очень приятно, что…». Затем передает игрушку своему соседу слева, и игра продолжается по кругу. Игра заканчивается, когда игрушка вновь оказывается в руках психолога.
2. Вводное слово ведущего. «Мы сегодня поговорим с вами о воспитании. Подумаем, в чем его сущность, на что в его процессе, следует обращать внимание, какой информацией владеть. Попробуем разобраться, какова наша роль в становлении личности нашего ребенка и что нам может помочь в таком непростом, но таком важном деле».
3. Упражнение «Я думаю, что основа воспитания – это….». Цель: актуализировать у родителей потребность в понимании сущности процесса воспитания.
Ведущий и родители сидят на стульях, образуя круг, игрушка – талисман группы находится в руках у психолога. Предлагается каждому родителю продолжить фразу: «Я думаю, что основа воспитания – это…». После предложения своего варианта продолжения фразы участник передает игрушку своему соседу слева, и игра продолжается по кругу. Игра заканчивается, когда игрушка вновь оказывается в руках психолога.
Ведущий подводит итог, делая краткий анализ полученных ответов, и переходит к работе в общей группе.
II. Основная часть.
4. Работа в общей группе. Педагог-психолог читает легенду. Вопросы, выделенные жирным курсивом – это вопросы для общего обсуждения в группе. Ведущий задает вопрос и принимает все возможные ответы, которые озвучивают родители.
Вы знаете, как орлица выбирает себе отца для своих орлят?
Она делает такую интересную вещь. С дерева или куста она отламывает веточку, берёт её в клюв, поднимается на большую высоту и с этой веточкой начинает там кружить. Вокруг самки начинают летать орлы, тогда она бросает эту ветку вниз, а сама смотрит. И вот какой-то орёл подхватывает эту ветку в воздухе, не дав ей упасть, а затем приносит её к самке очень аккуратно, из клюва в клюв. Орлица берёт эту ветку и опять бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает… И так повторяется много-много раз. Если на протяжении определенного времени и неоднократных бросаний ветки орёл каждый раз подхватывает её, то самка выбирает его, и они спариваются с ним.
Как вы думаете, зачем она это делает? (обсуждение ответов)
Затем они собираются высоко на скале, вьют гнездо из жестких прутьев, и орлица с орлом начинают выдирать из себя, из своей собственной плоти, клювом пух и перья. Этим пухом и перьями они выстилают гнездо, забивают все дырки в нём, делают его мягким и тёплым. В такое мягкое и теплое гнёздышко орлица откладывает яйца, затем они высиживают птенцов. Когда появляются орлята (а они рождаются такими маленькими, голенькими, немощными), родители прикрывают их своим телом, пока они не окрепнут. Заслоняют крыльями от дождя, от палящего солнца, носят им водичку, пищу, и птенцы растут. У них начинают расти перья, крепнут крылья и хвост. И вот они уже оперились, хотя ещё маленькие. Тогда орлы-родители видят, что уже пора...
Как вы думаете, что пора? (ответы родителей)
Как вы думаете, что они делают для этого (для того, чтобы птенцы научились летать)?
Орел садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями: молотит, колотит, трясёт это гнездо. Как вы думаете, для чего? (ответы родителей)
Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жесткий каркас из веток, который в самом начале они сплели и сложили. А птенцы сидят в этом вытрясенном гнезде, им неудобно, жестко, и они не понимают, что же случилось: ведь родители были раньше такие ласковые и заботливые. Орлица в это время летит куда-нибудь, ловит рыбку и садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенчики видели. Потом на виду у своих птенцов начинает эту рыбу потихонечку есть. Птенцы сидят в гнезде, орут, пищат, не понимают, что же случилось, ведь раньше всё было по-другому. Орел с орлицей их кормили, поили, а теперь всё пропало: гнездо стало жёсткое, перьев и пуха уже нет, и ещё родители сами рыбу едят, а им не дают. Что же делать? Есть хочется, надо выбираться из гнезда. И тогда птенцы начинают делать движения, которые они никогда раньше не делали. Они и дальше их не делали бы, если бы родители продолжали с ними нянчиться. Птенцы начинают ползти из гнезда. Вот орлёнок вываливается, такой неуклюжий, еще ничего не умеет, ничего не знает. Гнездо стоит на скале, на отвесном утёсе, чтобы никакие хищники не подобрались. Птенец срывается с этого склона, брюхом по нему едет, а потом летит в пропасть. И тут орел (тот, который ловил когда-то веточки) стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться. И потом, на спине, он поднимает его опять в неудобное гнездо, опять на скалу, и всё начинается сначала. Эти птенцы падают, а отец их ловит. У орлов ни один орлёнок не разбивается. И вот, в какой-то из моментов падения орлёнок начинает делать движение, которого никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои боковые отростки-крылья, попадая в поток воздуха и таким образом начинает летать. Так орлы учат своих птенцов. И как только птенец начинает летать сам, родители берут его с собой и показывают места, где водится рыба. Они уже не носят её ему в клюве.
Не зря самка выбирает самца, бросая веточку. Она же не хочет, чтобы её дети разбились. Выберешь нерадивого папашу без проверки, а потом детей не досчитаешься... У орлов и так птенцов мало, один или два...
Небольшая пауза.
Это очень хороший пример того, как нам воспитывать своих духовных и физических детей. Как важно не передержать их в тёпленьком гнездышке! Как важно не перекормить их рыбкой, когда они и сами уже могут её ловить! Но с какой заботой мы должны научить их летать, посвящая этому свои силы, и своё время, и мудрость, и навыки!
Но наши усилия без знания индивидуальных особенностей наших детей, их интересов, потребностей, стремлений, затруднений, очень часто не приводят нас к желаемым результатам.
5. Индивидуальная работа родителей по схеме «7 вещей, которые мы должны знать о своем ребенке». Цель: актуализировать у родителей потребность расширении представления об индивидуальных особенностях детей (понимать его интересы, поведение, предпочтения, а также сложности, которые могут возникнуть у ребенка при общении с окружающими).
(Слайд 1) Ведущий: «Для того чтобы каждый из вас осознал, насколько полно вы владеете информацией о собственном ребенке, я предлагаю вам ответить на вопросы, работая по схеме «7 вещей, которые мы должны знать о своем ребенке». Итак, …».
Родителям предлагается записать на своем листе название первого пункта схемы: «Области интересов ребенка».
Инструкция: «Запишите, чем любит заниматься ваш ребенок?»
Время работы – 5 минут.
Через 1,5 минуты ведущий говорит: «К сожалению, все чаще родители на вопрос «Чем больше всего интересуется ваш ребенок» либо пожимают плечами, либо отвечают односложно – «Компьютер». Внимательные родители очень хорошо знают, в какой именно плоскости лежат интересы их ребенка, и могут рассказать, что у него получается без каких-либо дополнительных усилий, а на что нужно потратить больше времени. Такие знания помогут вовремя рассмотреть склонности и способности ребенка, чтобы должным образом их развивать».
Через 5 минут от начала заполнения первого пункта схемы, ведущий: «Попробуйте из перечисленного вами списка выделить те интересы, которые успешно реализуются вашим ребенком, а какие вызывают затруднения».
Через 3 минуты родителям предлагается записать на своем листе название второго пункта схемы: «Круг общения ребенка».
Инструкция: «Опишите наиболее полно круг общения вашего ребенка».
Время работы – 5 минут.
Через 1,5 минуты ведущий говорит: «Родителям очень важно знать круге общения своего ребенка. С кем он общается в школе, а с кем после занятий; с кем у ребенка бывают конфликты, а кто всегда сможет поддержать ребенка в трудную минуту. Есть ли у него близкие друзья? В каких семьях они растут и чем интересуются? Все эти сведения помогут родителям заботиться о безопасности ребенка и следить за изменением его интересов».
Через 5 минут от начала заполнения второго пункта схемы, ведущий: «Проанализируйте полученный список, ответив на вопрос, владеете ли вы информацией о тех людях, с которыми общается ваш ребенок».
Через 3 минуты родителям предлагается записать на своем листе название третьего пункта схемы: «Страхи ребенка».
Инструкция: «Запишите страхи вашего ребенка».
Время работы – 5 минут.
Через 1,5 минуты ведущий говорит: «Внимательные и чуткие родители всегда знают, что именно в данный момент пугает их ребенка, и не отмахивается от детских страхов. Очень важно вовремя определить страх и объяснить ребенку, что ему нечего бояться. Иначе детские страхи могут перерасти в фобию».
Через 5 минут от начала заполнения третьего пункта схемы, ведущий: «Выделите из полученного списка наиболее глубокие страхи. Подумайте, сможете ли вы самостоятельно создать условия для их преодоления. Если нет, но, наверное, имеет смысл обратиться к специалисту – школьному или медицинскому психологу».
Через 3 минуты родителям предлагается записать на своем листе название четвертого пункта схемы: «Любимые вещи и игрушки».
Инструкция: «Перечислите любимые предметы вашего ребенка».
Время работы – 5 минут.
Через 1,5 минуты ведущий говорит: «У детей часто бывают любимые вещи или игрушки. Это, прежде всего, диагностический материал для родителей. Так, в младшем возрасте болезненная привязанность ребенка к той или иной вещи может сигнализировать о нарушении привязанности к родителям, а в более старшем – характеризовать круг его интересов. В любом случае, если у ребенка есть любимые вещи или игрушки, родителям следует отнестись к этому с пониманием, уважая детское право выбора. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делиться этими вещами или отбирать их в наказание».
Через 5 минут от начала заполнения четвертого пункта схемы, ведущий: «Проанализируйте полученный список и выделите 2-4 самые любимые вещи или игрушки».
Через 3 минуты родителям предлагается записать на своем листе название пятого пункта схемы: «Способ самовыражения».
Инструкция: «Запишите любимые сферы деятельности, увлечения вашего ребенка».
Время работы – 5 минут.
Через 1,5 минуты ведущий говорит: «У каждого ребенка существует область, в которой он активнее всего самовыражается. Это может быть музыка, спорт или даже компьютерные игры – родителям лучше быть в курсе тех областей, в которых способности ребенка раскрываются наиболее полно, чтобы иметь возможность помогать и направлять его».
Через 5 минут от начала заполнения пятого пункта схемы, ведущий: «Проанализируйте получившийся список и выделите те виды деятельности, которые наиболее интересны вашему ребенку и приносят ему наибольшее удовлетворение».
Через 3 минуты родителям предлагается записать на своем листе название шестого пункта схемы: «Детские проблемы и конфликты».
Инструкция: «Запишите наиболее частые проблемы, с которыми сталкивается ваш ребенок, или те ситуации, которые являются основанием для возникновения конфликтных ситуаций с ребенком или у вашего ребенка с другими людьми».
Время работы – 5 минут.
Через 1,5 минуты ведущий говорит: «Нельзя оставлять ребенка один на один с его проблемами и конфликтами. Если в семье существует доверительная атмосфера, то ребенок обязательно поделится с родителями своими проблемами или конфликтами, а родители помогут ему выработать наилучшую линию поведения, чтобы выйти из конфликтной ситуации».
Через 5 минут от начала заполнения шестого пункта схемы, ведущий: «Проанализируйте полученный список, подумайте какую помощь в разрешении проблемы или конфликтной ситуации вы можете оказать и в какой мере. Чья помощь вам понадобится?».
Через 3 минуты родителям предлагается записать на своем листе название седьмого пункта схемы: «Детские секреты».
Инструкция: «Запишите секреты ребенка, которыми он делился с вами».
Время работы – 5 минут.
Через 1,5 минуты ведущий говорит: «Если с ребенком сложились доверительные отношения, то он обязательно поделится с мамой или папой своими маленькими секретами. Если ребенок скрывает от собственных родителей какие-то аспекты своей жизни и отказывается делиться тайнами даже при очень аккуратных расспросах – это, безусловно, повод насторожиться для внимательных папы и мамы. Хотя в определенном возрасте может наступить такой момент, когда у ребенка появятся тайны от родителей – но при бережном отношении к интересам ребенка рано или поздно этот период пройдет, когда минует кризис подросткового созревания».
Через 5 минут от начала заполнения седьмого пункта схемы, ведущий: «Проанализируйте получившийся список и выделите 2-4 самых сокровенных и самых значимых для ребенка секрета».
Время работы 3 минуты.
Рефлексия. Ведущий и родители сидят на стульях, образуя круг, игрушка – талисман группы находится в руках у психолога. Предлагается по кругу ответить на вопрос: «Чем для вас была ценна данная работа?». Каждый родитель дает ответ на заданный вопрос и передает игрушку своему соседу слева.
Ведущий обобщает полученные ответы, подводит общие итоги занятия.
Важно! Полученные ответы являются для педагога-психолога диагностическим инструментарием, с помощью которого он оценит насколько смог создать родителям условия, обеспечивающие достижение поставленной цели занятия.
Итоговые слова ведущего: «Если вы успешно и наиболее полно справились с заполнением схемы, тем легче вам создать условия для воспитания и личностного становления вашего ребенка. На самом деле, воспитание ребенка – это создание определенных условий, способствующих формированию и развитию у него навыков поведения. В зависимости от того, какие мы создаем условия, таким и формируется наш ребенок, как личность».
III. Заключительная часть.
6. Завершение занятия. Презентация «Овца думает, что она собака. Теперь ее учат быть овцой». Психолог зачитывает текс и показывает презентацию.
(Слайд 2). В завершении нашей с Вами встречи мне хотелось бы рассказать историю, реально произошедшую в 2017 году, и продолжающуюся до сих пор.
(Слайд 3). Шестимесячная овца Марли ест из миски и не любит траву.Она в точности копирует поведение собаки.
(Слайд 4). Марли осталась сиротой и ее приютила семья Али Воган. В семье Воган есть лабрадор Джесси, с которой подружилась овца. «Наша семья любит животных. У нас всегда были утки и собаки, но когда мы переехали в большой сельский дом, мы поняли, что готовы к пополнению», - рассказывает Воган.
После переезда в дом Воган Марли заболела: у нее воспалились несколько суставов. Из-за этого какое-то время она не могла ходить. Овца нуждалась в постоянной заботе, поэтому ей разрешили находиться дома на лежаке для собак.
(Слайд 5). В первую ночь Джесс легла к Марли, чтобы поддержать. С этого и началась их дружба. Марли начала перенимать повадки собак: есть из миски и играть в их игры.
Сейчас Марли уже здорова, но продолжительное лечение дома сказалось: теперь овца ненавидит холод, дождь и отказывается есть траву. По словам Воган, Марли в четыре раза больше. Чем Джесси, поэтому содержать ее дома стало слишком тяжело.
Воган сказала: «Всякий раз, когда мы пытаемся заставить Марли выйти из дома, она устраивает настоящую битву. Вытащить ее – подвиг».
(Слайд 6). Хозяева подготовили для животного большой сарай. Каждыйй день у Марли проходят занятия, на которых она учится жить по-овечьи. Воган завели еще одну овцу – Беар, чтобы Марли было проще привыкнуть к новым условиям.
(Слайд 7). Бытие определяет сознание. Это на самом деле так. Условия жизни и наличие определенного образа способны сформировать даже у животного навыки поведения, не свойственные ему по природе. Ребенок быстрее перенимает, как опыт предков, так и те модели поведения, которые предлагает ему семья. Ребенок не осознает те условия, которые родители создают для его воспитания, и в которых он находится. Он следует за ними, за тем, что мама и папа могут ему предложить. И если условия созданы оптимально, у ребенка возникает необходимость преодолевать трудности, стремиться встать на крыло и научиться летать. В этом случае у родителей и общества не возникнет необходимость его перевоспитывать. Именно у вас существует возможность создать для ребенка именно те условия воспитания, которые помогут ему успешно социализироваться, самореализовываться и самоактуализироваться, исходя из его сущности, потребностей, интересов и направленности личности.
Приложение 1
Презентация
Слайд 1. Слайд 2.
Слайд 3. Слайд 4.
Слайд 5. Слайд 6.
Слайд 7.
Список литературы
1. Жемчуг В. Вы знаете, как орлица выбирает себе отца для своих орлят? // Петербургская независимая газета «Общество и экология». URL: http://www.ecogazeta.ru/archives/14395 (дата обращения: 06.08.2024)
2. Озерова Юлия. 7 вещей, которые вы должны знать о своем ребенке // Приложение «ДетиMail.ru». URL: https://deti.mail.ru/news/7-veshej-kotorye-vy-dolzhny-znat-o-svoem-rebenke/ (дата обращения: 06.08.2024)
3. Samantha Yule, Tom Davidson. Marley the sheep who thinks he is a DOG is having lessons to behave like a lamb // Британская национальная ежедневная таблоидная газета «The Mirror». – 25.02.2018. URL: https://www.mirror.co.uk/news/uk-news/marley-sheep-who-thinks-dog-12085037 (дата обращения: 06.08.2024)
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.